Вдали от Родины закончил свой путь великий русский художник Михаил Федорович Ларионов. С тех пор ни одна история искусств ХХ века или энциклопедическое издание не обходится без упоминания имени мастера.
Михаил Федорович Ларионов (1881-1964) - истинный представитель времени, когда ренессансное тяготение к универсализму было нормой. Живописец, иллюстратор книг, сценограф, он занимался скульптурой, создавал кинофильмы и, как хореограф, балетные спектакли. Кроме того, оставил нам статьи и эссе, посвященные судьбам современного искусства.
Художник проделал головокружительную эволюцию от импрессионизма через неопримитивизм и футуризм к лучизму, предложив одну из первых систем беспредметного искусства. Своим творчеством он сформировал модель художника нового типа.
Книга А.Е.Ковалева превосходит уже известные издания на данную тему по обилию фактов (в одиннадцати главах - повествование о жизни и творчестве мастера с 1881-го до 1915 год) и более глубоко раскрывает суть "русскости" художника. Автор здесь стремится дать больше "плоти" своему материалу и рассказать о чувственном обаянии живописи М. Ларионова, что можно было бы охарактеризовать как "путь художника".
Книга А.Е.Ковалева выделяется не столько новизной постановки многих вопросов, сколько прекрасной осведомленностью об их существе, логичностью повествования и отличным знанием источников.
Большой документальный материал органично дополняет текст и может быть существенным подспорьем для всех, кто захочет самостоятельно разобраться в сущности художника.
Наряду с работами других исследователей книга А.Ковалева - итоговая по отношению к большому периоду изучения наследия М.Ларионова.
|