последнее изменение 30.09.2003
 

Справочники

Акции

 
1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11  
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37    
 
 
 
 

№39 (7296)
11-17 октябрь 2001г.

   еженедельная газета интеллигенции  
Подписка на газету Реклама Проекты О газете

Ситуация

Москва имеет достойные виды

Охрана виртуального характера

ГОРОДСКАЯ СРЕДА

Анна МАРТОВИЦКАЯ
Фото из архива "Культуры"
 

Образ города с его великой историей и архитектурой запечатлен не столько в самих памятниках истории и культуры и даже не в отдельных кварталах, сколько в величественных панорамах, захватывающих дух. Что может быть дороже русскому сердцу, чем виды, открывающиеся с набережной Невы на Академию художеств со сфинксами, университет с Кунсткамерой и шпиль Петропавловской крепости, с набережной Москвы-реки - на Кремль или с берегов Волги - на Нижегородский кремль и лестницу Чкалова? Между тем строительный бум, охвативший в последнее время Россию и особенно ее столицу, угрожает безжалостно перечеркнуть привычные красоты. Поэтому все актуальней становится проблема сохранения нематериального историко-культурного наследия. Во всем мире она уже давно успешно решается. У нас же только-только появляются первые проекты.

Памятники "нового типа"

В начале октября Градостроительный совет при мэре Москвы принял проект фиксации восьми панорам в пределах Камер-Коллежского Вала "в качестве исторических, не подлежащих изменению". К памятникам "нового типа" отнесены виды на Кремль с Большого Каменного и Москворецкого мостов, вид на Большой театр, две панорамы Красной площади. Всего к постановке на охрану подготовлено 264 панорамы. Кропотливую работу по вычленению наиболее выигрышных московских видов в течение полутора лет проводили специалисты Центра визуально-ландшафтного анализа и градостроительного регламента Главного архитектурно-планировочного управления Москомархитектуры во главе с известным проектировщиком Алексеем Куренным.

В Москве действительно немало эффектных панорам, по которым ее легко узнают даже те, кто никогда в ней не бывал. Известны случаи, когда строители этим богатством пренебрегали, считая, что их стеклянный шпиль достоин фона из Кремля и Красной площади. Хрестоматийным уже стал пример строительства Московского отделения Центробанка - внушительное стеклянное сооружение "заперло" собой Пятницкую улицу и навсегда лишило гуляющих по ней горожан красивейшего вида на соборы Кремля.

Поэтому, собственно, не удивляет, что консервировать виды начали прямо с Кремля. Остается только надеяться, что и на Замоскворечье, представляющее собой настоящий архитектурный винегрет, когда-нибудь распространятся нормы неприкосновенности.

Главный градостроительный принцип в любом старинном городе, имеющем историческое значение, - это сохранение его неповторимого силуэта. Международная хартия об охране исторических мест (1987) прямо говорит о том, что наиболее ценные виды городов должны оставаться неизменными. И, между прочим, во многих странах такие решения закрепляются законодательно.

В законодательстве России подобной нормы не было, как не было в классификации памятников понятий "панорама" и "вид". Лишь в новом законе об охране памятников, безнадежно застрявшем в Государственной думе, эти две категории встречаются в классификации "недвижимые памятники".

Новый механизм охраны панорам достаточно прост: канонические виды города фиксируются "в качестве исторических, не подлежащих изменению" и передаются в упомянутый Центр Алексея Куренного. А там анализируют все стройки, готовые развернуться в центре столицы, и строго следят, чтобы новые объекты не портили вид на старые.

Безусловно, в Москомархитектуры выбирались самые выигрышные виды с наиболее посещаемых туристами и горожанами точек. Причем, как требуют международные правила, в данном случае за точку наблюдения выбиралась высота 1,5-1,7 метра, то есть на уровне человеческого глаза.

Предусматривается, что строить в этой зоне нельзя. То есть можно, но очень осторожно. Любой объект, который может предположительно появиться в зоне видимости сохраняемого сектора, обязательно должен быть предварительно "встроен" в панораму на компьютере и представлен для обсуждения. Самое любопытное, что если эксперты сочтут, что объект не выходит за границы существующей застройки и не изменяет силуэта конкретной части города, то может быть выдано разрешение на строительство. Кстати, в некоторых панорамах специалисты центра считают даже желательным появление новых силуэтов. Иными словами, лазеек для инвесторов, которых решение Градостроительного совета чрезвычайно взволновало, осталось предостаточно. В решении совета черным по белому сказано: "Вопрос сохранения данных панорам и видов не сводится к полному запрещению изменения их композиционных и силуэтных характеристик, а предполагает строгий контроль высотных параметров строительных объектов, попадающих в видовой бассейн, и подлежит рассмотрению на Общественном совете при мэре Москвы".

Уместен вопрос: а что же будет с остальными 256 выявленными видами? Как нам стало известно, из них постепенно выберут наиболее достойные и также зафиксируют на самом высоком уровне. В идеале же историческому городу нужно, чтобы его панорамы были не только зафиксированы, но и соединены впоследствии в единую панораму с незыблемым "скелетом".

Скептики на это лишь пожимают плечами: стоит ли жестко фиксировать панораму с какой-то точки, если со временем культурный слой повышается как минимум на метр за 100 лет. Специалисты утверждают, что и 200-300 лет виды города не будут принципиально отличаться от нынешних. Справедливо другое: нужно сейчас определить, какие виды Москвы стоит сохранить, чтобы через двести лет было на что смотреть и с чем сравнивать.

С высоты Ивана Великого

Известно, что ориентироваться в незнакомом городе проще, если видел его с высоты. На Западе это правило давно учли и все экскурсии для приезжих начинают с показа общей панорамы города. Для этого используют существующие высотные здания или строят специальные башни и смотровые площадки. Столица подобным сервисом для туристов пока похвастаться не может. Однако в Главном управлении охраны памятников (ГУОП) г.Москвы уже несколько лет находится проект создания целостной системы точек обзора столицы.

Конечно, и сегодня в столице есть места, с которых ее можно осмотреть, что называется, целиком. Это прежде всего смотровые площадки на Воробьевых горах и Останкинской телевизионной башне. Затем (по степени доступности) идут храм Христа Спасителя, ресторан гостиницы "Россия" и Дом радио на Новокузнецкой улице, с верхних этажей которого хорошо видны Кремль и Замоскворечье. И, конечно же, сталинские высотки. Но в них "человек с улицы" попасть не может. Тогда как во всем мире подобные места являются одними из самых популярных и доходных объектов туризма.

Расширить спектр туристических услуг по обзору московских красот ГУОП предлагает за счет колокольни Ивана Великого и все тех же сталинских высотных зданий. Самой "панорамной" высоткой ГУОП признало дом на Котельнической набережной. В первую очередь, из-за его расположения в излучине Москвы-реки. Благодаря этому из дома открывается незабываемый вид на Кремль, историческую застройку Солянки и Яузского бульвара. Но как пустишь толпы туристов в жилой дом? В ГУОП полагают, что эта проблема разрешима. Нужно всего лишь построить для любителей красот отдельный лифт. Ну и, конечно, саму площадку оборудовать по всем правилам безопасности.

Остальные высотки также могут стать объектами посещения туристов. Хотя с них не открывается панорама с Кремлем на первом плане, но само расположение на границах Садового кольца обеспечит достойные "памятные кадры" исторического города.

 
 
 
 
о портале письмо редактору подписка на новости карта портала форум сообщи другу
реклама на портале
© ИнтернетМедиа Холдинг, газета "Культура", 2001
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.