последнее изменение 17.04.2003
 

Справочники

Акции

 
1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
 
 
 
 

№46 (7353)
14 - 20 ноября 2002г.

   еженедельная газета интеллигенции  
Подписка на газету Реклама Проекты О газете

Кино

Бригадный подряд

Павел ТИМОШИНОВ
Павел КАШУРИН
 

Кадр из фильма
Кадр из фильма

У 15-серийной "Бригады" идет второй подряд показ на канале РТР.

После первого рейтинги зашкаливают, страсти кипят, актеров, которым впору прятаться уже, окликают по именам персонажей. К известному племени "безрукавок" (поклонниц Сергея Безрукова) примкнули "космоманки" (для непосвященных: Космос - имя самого популярного "бригадира"). Но вообще телезритель воспринял четверку героев как монолит, а историю, замешенную на дружбе и крови, в России последнего десятилетия как близкую, свою. С другой стороны, депутат Митрофанов требует запретить всякие "бригады" на ТВ, в новостях и в жизни. Согласные с ним обвиняют создателей фильма чуть ли не в аморальном поведении и безответственности. Затраченный бюджет (около трех миллионов долларов) плюс самая широкая аудитория (от 7 до 70 лет) породили своеобразный феномен. Очевидно, что пройти мимо этого фильма нельзя.

Хотя мнения о нем самые разные.

Разборки после просмотров

Можно поздравить всех нас со скандальной премьерой. Наше родное телекиновидение произвело и продемонстрировало на канале РТР не скучный и тупой сериал, а сотворило многосерийный фильм, очень качественный в профессиональном плане, но по-настоящему вредный. Называется "Бригада". Снят   Алексеем Сидоровым   .

Как трудно писать эти строки, будучи сторонником свободы творчества и противником взваливания на плечи искусства обвинений в пропаганде насилия и прочих ужасов жизни! О где же ты, "Брат"?! А также "Брат-2". С элементами интеллектуальной игры и фольклором, полутонами и неоднозначностью. В том-то и дело, что "молодая шпана", стиравшая с лица земли балабановские рекорды неполиткорректности, шла своим путем. Простым и прямым, как тот бычок, что брел по доске в детском стихотворении. Поэтому сериал доходчив, как удар этой самой доской по голове.

Итак, перед нами в некотором роде историческое полотно. Рассказ о том, как во вполне реальные времена Саша Белов и его лучшие друзья стали бандитами и что из этого вышло. "Бригада" совершенно не скрывает своего родства со знаменитыми американскими гангстерскими лентами "Однажды в Америке" и "Крестный отец". Что правильно. Во-первых, снимая фильм на такую тему, делать вид, что вышеупомянутых колоссов не существует, - глупо. Во-вторых, нельзя не заметить, что американская киноклассика как на нас сшита. Желая окинуть эпическим взором последнюю чертову дюжину лет отечественного бытия, сразу понимаешь, как похожи наши нынешние дела на американские прошлые: и экономическая нестабильность, и коррумпированная власть, и криминальная революция, на волне которой поднималось из грязи в князи множество первых магнатов. От реальности не уйти, рано или поздно такой фильм должен был появиться. Кстати, "Олигарх", вышедший на экраны (большие) практически параллельно с "Бригадой", во многом про то же самое и даже сюжетно очень напоминает своего малоэкранного брата.

Но тема - еще не содержание, тем более не идея. Сага о Белом, Пчеле, Филе и Космосе была исполнена в сериях, длилась вечер за вечером и изобиловала увлекательными событиями. Это как раз то, что необходимо для зрительской идентификации с главным героем. Рассмотрим теперь плюсы и минусы такого "соучастия". То есть проанализируем жизнь Александра Белова, роль которого исполнил актер Сергей Безруков, перешедший в новую "весовую" категорию. Светлого есенинского лика, которым все так долго умилялись, нет и в помине.

Саша так и не поступил в институт, занял в жизни не то место, на которое метил. Из-за этого погружался в депрессию, много пил. А кто не пьет? Да и институт был вычеркнут из жизни против его воли. Так карта легла, так злые силы распорядились, одним словом, среда заела. Получается, жертва обстоятельств. Жалко, сочувствуем.

Неправильный путь, на который ступил Белый, отнял у него всех друзей. Но они погибли не из-за него, а при содействии всяких уродов. Наш герой сильно переживал, потому что очень дорожил дружбой. Негодуем, сочувствуем, жалко.

Саша - бандит. Это плохо. Но его жертвы в кино, как правило, очень несимпатичны. Я уж молчу про могущественное и подлое государство, наплодившее продажных политиков и массу гадких спецслужб. Да, страдали иногда не повинные ни в чем юристы, но страдали как-то в меру и на обочине сюжета. Оружие в Чечню Белый продавать не стал, наркотики пересылал куда-то в Европу (там никто не живет), простого прораба в финальной сцене мести не тронул. А уж врагов, что заслужили, побеждал отважно и с блеском...

При таком подходе "Бригада" представляется добротным и интересным производственно-приключенческим романом. Да, на крутых поворотах машину бросает в кювет, но то производственные трудности и издержки, иногда жертвы во имя дела. Бандиты - что, они тоже люди.

"Однажды в Америке" и "Крестный отец" тоже про людей. Только там они жестоко расплачиваются за свой выбор. Потому что совесть, потому что невозможно не чувствовать и нельзя не думать. Конечно, можно и не думать, и не чувствовать. Или думать и чувствовать по-особому. Про таких давно уже все написал Варлам Шаламов. Для бандитов люди - только сами бандиты, и все человеческие отношения строятся только между бандитами и их близкими. Все остальные - фраера, фон, который можно использовать, можно терпеть, а можно стереть.

И получается у нас сериал про сверхчеловеков. Только в отличие от Рэмбо или Данилы Багрова это не погруженные в жанровое или какое-нибудь другое условное пространство одиночки, а персонажи очень конкретные, можно сказать, плакатные, с узнаваемыми социальными корнями и функциями. Поэтому звуки марша "живет такой парень" в "Бригаде" как-то полностью заглушают мелодии и политического, и морального разоблачения. Остается полная приключений жизнь, в которую, как говорят, уже играют в школах, которая в умах народных становится обыденностью, которая, и это самое главное, дает высокий телевизионный рейтинг. Во всех нас сидит любопытный зритель, который обожает смотреть всякие страсти, ценя при этом свою собственную безопасность. Плохо, что вместе со зрелищем мы проглатываем определенную идеологическую "дозу". Ничего не поделаешь, если это приносит деньги! Закон бизнеса, который действует и для главного телеканала того самого государства, которое тратит так много средств и усилий на борьбу с преступностью.

Р.S. Кстати, мы так и не увидели на экране одного очень популярного персонажа "Бригады" - Кабана. В народе ходят упорные слухи о том, что Кабан - существующий на самом деле спонсор сериала.

Сериал для внутренней конвертации

Можно найти множество доказательств того, что сериал "Бригада" не является вершинным произведением искусства. Даже рядовой зритель, не обремененный киноведческим образованием, весьма скоро догадывается, что сценарий написал не С.Беккет, а фамилия режиссера-постановщика не Феллини, а Сидоров. Только вот зачем эти доказательства искать? Давайте-ка все-таки судить, как нам было завещано еще полтора века назад, художника по тем законам, которые он придумал для себя сам. И тогда, как мне кажется, все сразу становится на свои места. Сумели авторы телесериала удержать своего зрителя в течение месяца на своей кнопке? Судя по рейтингам, стремительно росшим от серии к серии, - да. Сумели они рассказать историю, похожую на современную нашу жизнь? Судя по новостям, сообщающим, что в стране ежедневно совершаются так называемые "резонансные" преступления (о том, что в вашем или моем дворе кого-то "грохнули", я уж и не говорю), авторы явно попали в болевую точку общества. Более того, могу предположить, что они вполне правдоподобно изложили схему, по которой обыкновенные городские парнишки в соответствии с веяниями времени превращаются в крутых бандюганов. Конечно, они, авторы, были не первыми на этом тернистом пути познания. Звезда Серджо Леоне светила им так ярко, что отблески ее на сериале "Бригада" невозможно было не заметить. Ну так что ж? Сюжет вечен, а с точки зрения воплощения... Думаю, что Сидоров вместе со своими продюсерами доказал, что экранное воплощение наших бандитов от американских отличается тем же, чем рубль отличается от доллара. А именно - внутренней конвертацией. Для употребления внутреннего Безруков ничем не хуже, чем Де Ниро. А кое в чем, может быть, и лучше. Что же касается упреков в чрезмерной поэтизации бандюков и неизбежно возникающей симпатии зрителя к ним, то мировая классика дает тому массу примеров от Робин Гуда до Дубровского. Впрочем, вообще-то говоря, это не вопрос создателей фильма, скорей об этом должно думать руководство государственного телеканала, решившего демонстрировать его в своем эфире.

 
о портале письмо редактору подписка на новости карта портала форум сообщи другу
реклама на портале
© ИнтернетМедиа Холдинг, газета "Культура", 2001
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.