последнее изменение 23.02.2006
 

Форум

Партнеры

Акции

 
1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8    
 
 
 
 

№41 (7400)
23 - 29 октября 2003г.

   еженедельная газета интеллигенции  
Подписка на газету Реклама Проекты О газете

Событие

Свой среди чужих, чужой среди своих

После длительного перерыва Андрей Гаврилов дважды выступил в столице

МУЗЫКА

Татьяна ДАВЫДОВА
Фото Евгения БУРМИСТРОВА
 

А.Гаврилов
А.Гаврилов

Конечно, Андрей Гаврилов не пианист. Ведь он художник. Нет, не в метафорическом - широком, а в самом настоящем профессионально-прикладном, ремесленном значении этого слова. Просто вместо мольберта - память, вместо холста - ваше воображение, вместо кисточки, пучка щетинок, - руки, вместо палитры - клавиатура, вместо красок - звуки. Полотна, которые рождаются в его мастерской, предельно необычны - они интригуют, возбуждают, притягивают взгляд, а порой пугают и даже отталкивают. Ведь сюжеты его картин - либо миражи, либо катаклизмы.

Андрей Гаврилов дал два очень разных концерта. В Большом зале консерватории он наряду с одиннадцатью молодыми музыкантами, в числе которых и уже известные Карен Корниенко, Вазген Вартанян, Константин Лапшин и другие, посвятил свое искусство 100-летию со дня рождения Владимира Горовица, что кажется невероятным, ибо Гаврилов открыто признается в неуважении к творчеству "юбиляра". И такое соседство Гаврилова с молодежью, дружно "отлабавшей" так называемую виртуозную музыку (Горовицу - техничное!), казалось чуть ли не издевкой и над датой, и над парадом юношеской сборной. А затем состоялся "сольник" Андрея в Доме музыки, где, кроме тех же 9 пьес Шопена, звучавших и в БЗК, исполнялось еще 10 пьес Прокофьева (из "Ромео и Джульетты") и несколько "бисов". Концерты оказались разными, во-первых, потому что игралось все с разным настроением. Во-вторых, в консерватории экстраверт Гаврилов не отказал себе в удовольствии пообщаться с аудиторией и сообщить ей, жадно внимавшей, массу занятного.

Сначала он пояснил, что сидеть за роялем на банкетке необходимо как можно выше - ведь так сидели Нейгауз, Рихтер, Гилельс... После прокомментировал, что преисполненный трагизма до-диез минорный ноктюрн (opus posth.) Шопена появился в набросках, когда трепетному автору, переживавшему первую любовь, было всего 12 лет, потом композитор возвращался к нему на Майорке в разгар эйфории с Жорж Санд и, наконец, окончательно усовершенствовал лишь незадолго до смерти. Ноктюрн фа-диез мажор - не что иное как "испанский сон". ("Для меня это тоже странно, но это так", - поделился Андрей.) Ноктюрн фа мажор - олицетворение "Шопена очень счастливого". А ноктюрн си мажор о том, как "Шопен хотел разорвать надоевшую ему интимную связь".

Шопена Гаврилов не играет - он играется с Шопеном. Его взаимоотношения с произведениями и авторами сродни межличностным. Например, известный этюд до-диез минор (ор. 10 № 4) многим пианистам видится страшным чудовищем, которое надо по-рыцарски одолеть. В руках Гаврилова все наоборот - этюд вызывает жалость, ибо в БЗК Андрей чуть не растерзал его, а в ММДМ еще поиздевался над чудищем-узником морально.

Художник Гаврилов мастерски владеет перспективой (приближение - удаление) и знает цену колористическому контрасту, правда, увы, пользуется лишь несколькими излюбленными тонами. Известно, что "пианиссимо - бог и Гаврилов - пророк его". Ноктюрн до минор - этакий венгерский марш - преподносится очень по-листовски, но - ! - динамизированная, как говорят, реприза выворачивается наизнанку и играется так тихо, как только возможно. Очень трудно. Но нужно ли? Подобное любил Рахманинов - добраться до кульминации и убрать звук так, чтобы в груди дыханье сперло. Когда дыхание спирает в течение целой репризы, нетрудно и задохнуться.

Воплощая в звуковых полотнах прокофьевские образы, Гаврилов остается тем же иллюзионистом-фантомасом. Герои "Ромео и Джульетты" с его легкой руки либо приобретают утрированный, гипертрофированный в свойствах и характере облик, либо вообще становятся духами. Джульетта - не просто девочка, а девочка-эльф, Меркуцио - не просто озорник, на выдумки гораздый, а вихрь "без тормозов". По улицам сказочного города (который с Вероной никак не ассоциируется) не ходят - по ним либо порхают, либо обрушиваются лавой, сметая все на своем пути. Похоже, Гаврилова реальность, или действительность, интересует лишь в ее заграничных (за гранью) проявлениях, или аномалиях.

"Вселяя душу в материальные предметы или сообщая форму душевным порывам" (выражение А.Дюма-сына), он выстроил собственный мир, в котором, может быть, не всякому уютно, но обитатели этого сказочного пространства разжигают любопытство слушателя. Другое дело, что из любой сказки в конце концов хочется вернуться к обычной человеческой жизни. "Начинающего художника понимает лишь несколько человек. Знаменитого - еще меньше", - говорил Пикассо. Кто-то скажет, что находить удовольствие в противоестественном называется извращением. Но у художников представление о естестве и естественности вовсе не обязано соответствовать все той же действительности, тем более что естественное не есть банальное. А уж в творческом акте - тем более.

 
 
 
 
    ПРЕЗЕНТАЦИЯ
  • The Best of Minin
    Новый CD Московского камерного хора
 
о портале письмо редактору подписка на новости карта портала форум сообщи другу
реклама на портале
© Газета "Культура", 2001
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.