последнее изменение 10.09.2005
 

Форум

Партнеры

Акции

 
1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
 
 
 
 

№1-2 (7410)
15 - 21 января 2004г.

   еженедельная газета интеллигенции  
Подписка на газету Реклама Проекты О газете

Событие

От персоны к парсуне

"Русский исторический портрет" в ГИМе

ВЫСТАВКА

Юлия ДЬЯКОНОВА
Фото Дмитрия КОРОБЕЙНИКОВА
 

На выставке
На выставке

2003 год Государственный исторический музей завершил открытием выставки "Русский исторический портрет. Эпоха парсуны". Как ни удивительно, в ГИМе, располагающем большими фондами по этой теме, подобная выставка проводится впервые. Помимо экспонатов из Исторического музея, выставка показывает произведения из Русского музея, историко-архитектурного и художественного музея "Новый Иерусалим", музеев Кремля, периферийных музейных собраний, Датского национального музея, Государственного музея изобразительных искусств в Копенгагене и других собраний - иконы, парсуны, шитье, гравюры, фрески, книги, произведения декоративно-прикладного искусства.

Экспозицию открывают произведения Симона Ушакова, Карпа Золотарева и других мастеров Оружейной палаты последней трети XVII века, когда иконопись была насквозь пропитана духом портретности, требованием схожести, истинности и близости к первообразу. Это иконные образы, написанные в соответствии со стремлением художников к "живству", а также образы, в которых угадываются реальные исторические персонажи. Например, в чертах Иосифа Прекрасного в иконе "Праотцы Иаков и Иосиф Прекрасный" кисти И. Рефусицкого ясно читаются черты молодого Петра I. А в лике царя Соломона в иконе, написанной Карпом Золотаревым, исследователи видят сходство с царевной Софьей.

Другой этап развития портрета представлен на выставке иконописным портретом, чаще всего выполнявшим функцию надгробного портрета и к началу XVIII века, в связи с окончательным разделением живописи на иконописную и светскую, прекратившим свое существование. Написанные с помощью традиционных иконописных приемов, эти портреты достаточно реалистично представляют своих моделей.

Рядом с хрестоматийными памятниками - портретами М.В. Скопина-Шуйского, Федора Алексеевича - демонстрируется портрет Ивана Грозного из Датского национального музея. Специалисты еще не скоро придут к согласию по поводу времени создания этого портрета. Датские исследователи датируют его 1560 - 1630 годами. Одни отечественные ученые считают, что портрет был написан около 1684 года. Другие же видят в разделке волос и бороды Грозного орнаментальность модерна и предполагают, что портрет был написан в начале XX века. На обороте доски есть латинская надпись, свидетельствующая, что портрет был подарен в 1677 году царем Федором Алексеевичем некоему Гебелю. Действительно, в 1676 - 1677 годах в Москву был прислан для переговоров с царем датский чрезвычайный посол Фридрих фон Гебель, который, по-видимому, и вывез портрет в Данию. Но это свидетельство не облегчает задачи выяснения времени создания произведения, а вызывает еще большее количество вопросов. Первым напрашивается следующий - зачем царю из рода Романовых дарить представителю иностранного государства портрет уже умершего государя, тем более принадлежащего к другому роду - Рюриковичей? Тем не менее хорошо уже то, что впервые портрет, вокруг которого идет долгая полемика, можно посмотреть вживую. До этого специалисты, кроме тех, кто мог увидеть памятник в Дании, судили о нем лишь по репродукциям.

Термин "парсуна" возник лишь в XIX веке. В XVII же веке портреты назывались "персона". Парсуна, которая уже и по концепции принадлежит к Новому времени, часто по материалам и по технике еще апеллировала к иконописи. Нередко она исполнялась на деревянной доске с ковчегом, что еще более усиливало ее близость к иконе. Типология представленных на выставке в ГИМе парсунных портретов очень широка - от портретов, ориентирующихся на миниатюры из "Титулярника", до парсун, в которых очевидно влияние польского придворного портрета с поясняющими надписями в пышных картушах и западноевропейской живописи XVI - XVII веков. В своей стилистике парсуна совмещает как черты старой, идущей от иконописи манеры плоскостного изображения, так и новой, объемной моделировки светотенью.

В отдельный типологический ряд на выставке выделена "Преображенская серия". Портреты членов "Всесвятейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы" были заказаны Петром I для своего нового Преображенского дворца, построенного в 1692 году, и изображают наиболее близких и интересных Петру персонажей. Композиция портретов этой серии отсылает к классическому полупарадному типу портрета, и в определенном смысле в этих полотнах пародируются классические особенности портретного жанра, прежде всего тяжеловесные интонации парсуны и пафос в представлении модели.

С одной стороны, портреты "Преображенской серии" имеют немало общего с голландскими портретами-типами жанрового и этнографического характера, распространенными в XVII веке. С другой стороны, "Преображенская серия" не может не вызывать ассоциации с западноевропейским шутовским портретом. Кстати, первое время серия так и именовалась - "шутами". Но если в западноевропейской живописи, например в портретах шутов кисти Веласкеса, модели представлены в своих профессиональных ролях, то в русском варианте в роли шутов выступают и представители самых знатных родов, и вовсе случайные личности, равно необходимые Петру.

Таким образом, выставка чрезвычайно полно исследует вопрос начального развития портретного искусства в России и дает интересный многообразный портрет человека, стоящего на рубеже исторических эпох.

 
 
 
 
о портале письмо редактору подписка на новости карта портала форум сообщи другу
реклама на портале
© Газета "Культура", 2001
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.