Отечественное кино - все еще не частый и скромный гость в репертуаре наших кинотеатров. У него нет мощного пиара, если это не продукция "Первого канала", оно не может похвастать переполненными залами... Сегодня мы разговариваем с режиссерами, фильмы которых идут в Москве и ряде других городов, их называют зрительскими, а критики не церемонятся в своих оценках.
 |
Г.Шенгелия |
Окончив в 1988 году ВГИК (мастерская Марлена Хуциева), Георгий ШЕНГЕЛИЯ только четыре года спустя получил право на постановку полнометражного художественного фильма. И тот "выстрелил": "Менялы" (1992) были отмечены в Швейцарии Специальным призом жюри МКФ комедийных фильмов "Золотая трость Чаплина". Затем последовали "Стрелец неприкаянный" (1993), "Ехай!" (1995), "Классик" (1998), "Мусорщик" (2001) - и каждый из них имел зрительский успех. И вот совсем недавно на экраны вышла криминальная мелодрама "Неуправляемый занос".
- Вас можно поздравить с предварительными итогами проката "Неуправляемого заноса"?
- Конкретных цифр у меня пока нет, но зрители принимают картину очень хорошо - сам не раз был тому свидетелем. Думаю, все будет в порядке. Если что недоберем в театральном прокате, наверстаем на видео и на телевидении. Критика откликнулась неоднозначно, но процентов 30 откликов в нашу пользу.
- После премьеры я стал свидетелем спора двух критиков. Один возмущался: это совсем не тот Шенгелия. Тот был умнее, глубже, интересней. Тот бы не допустил столь очевидных драматургических просчетов. Второй возражал: он же снимал зрительское кино...
- В моей карьере не было ни одной картины, после которой критики бы не писали, что я сделал скучное, глупое кино. "Никому не нужные "Менялы"... За "Стрельца неприкаянного" меня, мол, надо выгнать из Союза кинематографистов и близко не подпускать к камере... За "Классика" раскатывали вдоль и поперек... "Мусорщик" вообще никуда не годится, а ведь он получил Гран-при на телевизионном Венецианском фестивале - Гран-при, подчеркиваю. Что я могу сказать? У каждого свои вкусы. Это же не бокс, не ринг, где вышел в открытом поединке и победил или проиграл. Я, например, не в восторге от фильма "Возвращение", там ничего интересного нет, я ничего нового не увидел, меня эта картина не тронула. Она мне показалась холодной, ничего в ней близкого к Тарковскому нет - Тарковский был поэт, и его кино было поэзией. А сотни тысяч людей восхищаются "Возвращением" - у всех на все своя точка зрения... Вот вы говорите: он делал зрительское кино. Коммерческое кино, некоммерческое... У каждого режиссера свой взгляд на "коммерцию"...
- Лично вы разделяете кино на зрительское и остальное?
- Да, конечно. Но сейчас понятие "зрительское" девальвировалось из-за выхода на наши экраны большого количества американских блокбастеров плохого покроя...
- Их и раньше было немало...
- Но они были лучше - не столь примитивные и тупые, как теперь. А в том, что одни фильмы изначально были ориентированы на массового зрителя, а другие - на ограниченную аудиторию, нет ничего плохого. Но есть и кино Чарли Чаплина, которое одновременно было и авторским, и массовым.
- "Неуправляемый занос" вы изначально ориентировали на массового зрителя?
- Мне прежде всего хотелось, чтобы людям было интересно смотреть и сопереживать героям.
- Я задал этот вопрос потому, что стилистика предыдущих ваших картин - а я, кстати, давний ваш поклонник - заметно отличалась. Ни в "Менялах", ни в "Стрельце", ни в "Классике" не было черно-белых характеров, как здесь, не было такого упора на мелодраматизм, что не могло не пойти в ущерб драматургическим и психологическим мотивировкам поведения персонажей. Мне показалось, что вы сознательно пошли на это...
- Вы ошибаетесь. Картина совсем не примитивна. В ней много скрыто творческих мыслей, творческих движений героев. На самом деле она такая же загадка, как и "Мусорщик". Она напичкана таким же количеством внутренних секретов, но каждый зритель будет разгадывать их по степени созревания своей души.
- Почему именно повесть Елены Сазанович "Я слушаю, Лина" вы взяли в основу своей картины?
- Эта история крутилась вокруг меня несколько лет, не давала покоя. Мне показалась очень интересной сама драматургическая ситуация, вокруг которой все закручено, но ее никак не удавалось "вырулить"... Повесть-то маленькая - всего 20 страниц, и ее надо было вывести на большой и интересный разворот характеров, а не сводить все к простой мелодраме. И когда наконец все это сложилось и появились судьбы и истории персонажей, тогда и написался сценарий. А когда родился сценарий, появились люди, которые им заинтересовались, и они захотели вложить деньги в картину.
- И все-таки что вам не давало покоя в этой повести?
- Не давало покоя то, что я лично хотел увидеть во взаимоотношениях героини и героя и чего не было в повести. Мне хотелось сделать этого парня - его внутренний мир и его жизненный путь - богаче и сложнее, очень непростым должно быть отношение героини к герою.
- Раньше вы всегда снимали звезд. Теперь же из известных артистов занята одна Мария Звонарева, которая пока лишь кандидат в звезды. Такой выбор продиктован бюджетом картины?
- Нет. Каждый проект требует, просит своих актеров. Если бы я в "Мусорщике" в роли губернатора снимал Янковского или Табакова, это бы смотрелось, но это разрушило бы ту степень достоверности, которой я добивался. А ярославский актер Владимир Гусев выглядел в актерском ансамбле, как мне кажется, намного точнее, лучше, органичней, чем любая звезда. И в "Неуправляемом заносе" сложился, как мне кажется, интересный и очень точный ансамбль. Конечно, прокурора, например, мог бы играть Алексей Гуськов. Но мне показалось, что именно Михаил Хомяков оказался на месте.
- А главный герой как у вас появился?
- Петра Федорова я помню еще по фильму Леонида Марягина "101-й километр", ему тогда было 17 лет. Запоминаешь хорошее... Знаете, у меня большая творческая судьба. Прежде чем начать самостоятельно снимать, я прошел путь от столяра до и.о. второго режиссера у Швейцера на "Мертвых душах"...
- Почему "и.о."?
- Тогда нельзя было сразу стать вторым режиссером. В советские времена все было сложно, правильно, и люди обычно познавали профессию от начала до конца. Я это к тому, что у меня многолетний опыт работы в кинематографе, и потому я знаю актеров. Я наблюдаю за их судьбами. Вот и с Петей так было: он у меня откладывался в голове. И когда увидел его сегодняшние фотографии, понял, что он сможет сыграть Олега в "Неуправляемом заносе".
- У вас очень симпатичный рецидивист...
- Юрий Петрович Горин снимался у меня еще в моем дипломном фильме "На огни". Потом в "Менялах" он сыграл слепого, за которого меня жутко ругали и говорили, что Горин безобразно сыграл. В "Мусорщике" был занят в небольшом эпизоде в фильме... А вот тут он всем почему-то понравился. А мне, когда его брал, было наплевать, понравится он кому или нет, потому что я знал: лучше, чем Горин, это никто не сыграет.
- Вам завидуют многие режиссеры в том смысле, что вам удалось добиться участия государства в финансировании картины...
- Многие? Да все картины, за редким исключением, снимаются при частичном, а то и полном государственном финансировании.
- А у меня другие данные. Ведь сколько режиссеров и продюсеров не могут найти средства для запуска нового проекта! На ваш взгляд, наше государство сейчас достаточно хорошо помогает национальному кинематографу?
- Я считаю, что на данный момент - достаточно хорошо. Десятки и десятки картин снимаются благодаря государственной помощи. Да еще несколько лет назад мы могли об этом только мечтать!
- Однако понятие "государственная поддержка" подразумевает не только финансирование, оно гораздо шире... Многие кинематографисты считают, что нужен комплекс мер по обеспечению конкурентоспособности российского кино. Одной из таких мер может быть введение в том или ином виде квот или налога на показ зарубежных фильмов...
- Нельзя сейчас вводить квоты... Главное - финансовая поддержка как на стадии производства, так и в прокате. И мы ее получаем. Конечно, хотелось бы, чтобы она была большей. Но будем реалистами...
- На какой стадии ваш новый проект?
- Совсем недавно получил первый вариант сценария "Хэдхантеры" - "Охотники за головами", если перевести с английского. Этот бизнес зародился в России в 1998 году. Это не криминальная картина - речь идет об охоте за интеллектуальными кадрами. Сценарий пишет Денис Родимин - автор "Бумера".
- И кто финансирует проект?
- Частично "Центр национального фильма", частично - государство. Хочется верить, что и мой новый проект найдет отклик у людей. Я не делаю "интеллектуальные" ребусы, я делаю ребусы души, ребусы личностных взаимоотношений людей. По-моему, это несравненно интересней, чем строить голые математические загадки.
|