последнее изменение 28.05.2005
 

Форум

Партнеры

Акции

 
1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51  
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
 
 
 
 

№9 (7468)
3 - 16 марта 2005г.

   еженедельная газета интеллигенции  
Подписка на газету Реклама Проекты О газете

Кино

ГЕОРГИЙ ШЕНГЕЛИЯ:
"У каждого режиссера свой взгляд на "коммерцию""

Беседу вел Геннадий БЕЛОСТОЦКИЙ
Фото ИТАР-ТАСС
 

Отечественное кино - все еще не частый и скромный гость в репертуаре наших кинотеатров. У него нет мощного пиара, если это не продукция "Первого канала", оно не может похвастать переполненными залами... Сегодня мы разговариваем с режиссерами, фильмы которых идут в Москве и ряде других городов, их называют зрительскими, а критики не церемонятся в своих оценках.

Г.Шенгелия
Г.Шенгелия

Окончив в 1988 году ВГИК (мастерская Марлена Хуциева), Георгий ШЕНГЕЛИЯ только четыре года спустя получил право на постановку полнометражного художественного фильма. И тот "выстрелил": "Менялы" (1992) были отмечены в Швейцарии Специальным призом жюри МКФ комедийных фильмов "Золотая трость Чаплина". Затем последовали "Стрелец неприкаянный" (1993), "Ехай!" (1995), "Классик" (1998), "Мусорщик" (2001) - и каждый из них имел зрительский успех. И вот совсем недавно на экраны вышла криминальная мелодрама "Неуправляемый занос".

- Вас можно поздравить с предварительными итогами проката "Неуправляемого заноса"?

- Конкретных цифр у меня пока нет, но зрители принимают картину очень хорошо - сам не раз был тому свидетелем. Думаю, все будет в порядке. Если что недоберем в театральном прокате, наверстаем на видео и на телевидении. Критика откликнулась неоднозначно, но процентов 30 откликов в нашу пользу.

- После премьеры я стал свидетелем спора двух критиков. Один возмущался: это совсем не тот Шенгелия. Тот был умнее, глубже, интересней. Тот бы не допустил столь очевидных драматургических просчетов. Второй возражал: он же снимал зрительское кино...

- В моей карьере не было ни одной картины, после которой критики бы не писали, что я сделал скучное, глупое кино. "Никому не нужные "Менялы"... За "Стрельца неприкаянного" меня, мол, надо выгнать из Союза кинематографистов и близко не подпускать к камере... За "Классика" раскатывали вдоль и поперек... "Мусорщик" вообще никуда не годится, а ведь он получил Гран-при на телевизионном Венецианском фестивале - Гран-при, подчеркиваю. Что я могу сказать? У каждого свои вкусы. Это же не бокс, не ринг, где вышел в открытом поединке и победил или проиграл. Я, например, не в восторге от фильма "Возвращение", там ничего интересного нет, я ничего нового не увидел, меня эта картина не тронула. Она мне показалась холодной, ничего в ней близкого к Тарковскому нет - Тарковский был поэт, и его кино было поэзией. А сотни тысяч людей восхищаются "Возвращением" - у всех на все своя точка зрения... Вот вы говорите: он делал зрительское кино. Коммерческое кино, некоммерческое... У каждого режиссера свой взгляд на "коммерцию"...

- Лично вы разделяете кино на зрительское и остальное?

- Да, конечно. Но сейчас понятие "зрительское" девальвировалось из-за выхода на наши экраны большого количества американских блокбастеров плохого покроя...

- Их и раньше было немало...

- Но они были лучше - не столь примитивные и тупые, как теперь. А в том, что одни фильмы изначально были ориентированы на массового зрителя, а другие - на ограниченную аудиторию, нет ничего плохого. Но есть и кино Чарли Чаплина, которое одновременно было и авторским, и массовым.

- "Неуправляемый занос" вы изначально ориентировали на массового зрителя?

- Мне прежде всего хотелось, чтобы людям было интересно смотреть и сопереживать героям.

- Я задал этот вопрос потому, что стилистика предыдущих ваших картин - а я, кстати, давний ваш поклонник - заметно отличалась. Ни в "Менялах", ни в "Стрельце", ни в "Классике" не было черно-белых характеров, как здесь, не было такого упора на мелодраматизм, что не могло не пойти в ущерб драматургическим и психологическим мотивировкам поведения персонажей. Мне показалось, что вы сознательно пошли на это...

- Вы ошибаетесь. Картина совсем не примитивна. В ней много скрыто творческих мыслей, творческих движений героев. На самом деле она такая же загадка, как и "Мусорщик". Она напичкана таким же количеством внутренних секретов, но каждый зритель будет разгадывать их по степени созревания своей души.

- Почему именно повесть Елены Сазанович "Я слушаю, Лина" вы взяли в основу своей картины?

- Эта история крутилась вокруг меня несколько лет, не давала покоя. Мне показалась очень интересной сама драматургическая ситуация, вокруг которой все закручено, но ее никак не удавалось "вырулить"... Повесть-то маленькая - всего 20 страниц, и ее надо было вывести на большой и интересный разворот характеров, а не сводить все к простой мелодраме. И когда наконец все это сложилось и появились судьбы и истории персонажей, тогда и написался сценарий. А когда родился сценарий, появились люди, которые им заинтересовались, и они захотели вложить деньги в картину.

- И все-таки что вам не давало покоя в этой повести?

- Не давало покоя то, что я лично хотел увидеть во взаимоотношениях героини и героя и чего не было в повести. Мне хотелось сделать этого парня - его внутренний мир и его жизненный путь - богаче и сложнее, очень непростым должно быть отношение героини к герою.

- Раньше вы всегда снимали звезд. Теперь же из известных артистов занята одна Мария Звонарева, которая пока лишь кандидат в звезды. Такой выбор продиктован бюджетом картины?

- Нет. Каждый проект требует, просит своих актеров. Если бы я в "Мусорщике" в роли губернатора снимал Янковского или Табакова, это бы смотрелось, но это разрушило бы ту степень достоверности, которой я добивался. А ярославский актер Владимир Гусев выглядел в актерском ансамбле, как мне кажется, намного точнее, лучше, органичней, чем любая звезда. И в "Неуправляемом заносе" сложился, как мне кажется, интересный и очень точный ансамбль. Конечно, прокурора, например, мог бы играть Алексей Гуськов. Но мне показалось, что именно Михаил Хомяков оказался на месте.

- А главный герой как у вас появился?

- Петра Федорова я помню еще по фильму Леонида Марягина "101-й километр", ему тогда было 17 лет. Запоминаешь хорошее... Знаете, у меня большая творческая судьба. Прежде чем начать самостоятельно снимать, я прошел путь от столяра до и.о. второго режиссера у Швейцера на "Мертвых душах"...

- Почему "и.о."?

- Тогда нельзя было сразу стать вторым режиссером. В советские времена все было сложно, правильно, и люди обычно познавали профессию от начала до конца. Я это к тому, что у меня многолетний опыт работы в кинематографе, и потому я знаю актеров. Я наблюдаю за их судьбами. Вот и с Петей так было: он у меня откладывался в голове. И когда увидел его сегодняшние фотографии, понял, что он сможет сыграть Олега в "Неуправляемом заносе".

- У вас очень симпатичный рецидивист...

- Юрий Петрович Горин снимался у меня еще в моем дипломном фильме "На огни". Потом в "Менялах" он сыграл слепого, за которого меня жутко ругали и говорили, что Горин безобразно сыграл. В "Мусорщике" был занят в небольшом эпизоде в фильме... А вот тут он всем почему-то понравился. А мне, когда его брал, было наплевать, понравится он кому или нет, потому что я знал: лучше, чем Горин, это никто не сыграет.

- Вам завидуют многие режиссеры в том смысле, что вам удалось добиться участия государства в финансировании картины...

- Многие? Да все картины, за редким исключением, снимаются при частичном, а то и полном государственном финансировании.

- А у меня другие данные. Ведь сколько режиссеров и продюсеров не могут найти средства для запуска нового проекта! На ваш взгляд, наше государство сейчас достаточно хорошо помогает национальному кинематографу?

- Я считаю, что на данный момент - достаточно хорошо. Десятки и десятки картин снимаются благодаря государственной помощи. Да еще несколько лет назад мы могли об этом только мечтать!

- Однако понятие "государственная поддержка" подразумевает не только финансирование, оно гораздо шире... Многие кинематографисты считают, что нужен комплекс мер по обеспечению конкурентоспособности российского кино. Одной из таких мер может быть введение в том или ином виде квот или налога на показ зарубежных фильмов...

- Нельзя сейчас вводить квоты... Главное - финансовая поддержка как на стадии производства, так и в прокате. И мы ее получаем. Конечно, хотелось бы, чтобы она была большей. Но будем реалистами...

- На какой стадии ваш новый проект?

- Совсем недавно получил первый вариант сценария "Хэдхантеры" - "Охотники за головами", если перевести с английского. Этот бизнес зародился в России в 1998 году. Это не криминальная картина - речь идет об охоте за интеллектуальными кадрами. Сценарий пишет Денис Родимин - автор "Бумера".

- И кто финансирует проект?

- Частично "Центр национального фильма", частично - государство. Хочется верить, что и мой новый проект найдет отклик у людей. Я не делаю "интеллектуальные" ребусы, я делаю ребусы души, ребусы личностных взаимоотношений людей. По-моему, это несравненно интересней, чем строить голые математические загадки.

 
 
о портале письмо редактору подписка на новости карта портала форум сообщи другу
реклама на портале
© Газета "Культура", 2001
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.