последнее изменение 11.09.2005
 

Форум

Партнеры

Акции

 
1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
 
 
 
 

№28 (7188)
5 - 11 августа 1999г.

   еженедельная газета интеллигенции  
Подписка на газету Реклама Проекты О газете

Краски мира

Второе рождение "Тайной вечери",

или Секреты, которые хранит роспись Леонардо
Марина АРКАДЬЕВА
 

В Милане праздник. На торжество собрались все особо важные персоны города: мэр, банкиры и промышленники, стилисты Армани, Версачи (Сандро), Криция, нобелевский лауреат, драматург и актер Дарио Фо, другие знаменитости. Не на монаршью свадьбу и не на модную премьеру - на прием по поводу окончания реставрации росписи "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи.

Работы по возвращению к жизни гениального творения продолжались 21 год. Очень хотели итальянцы закончить их в прошлом году, к 500-летию со дня рождения росписи, - не смогли.

А начиналось все в 1494 году. Именно тогда Леонардо, находясь на службе у правителя Милана Лодовико Моро, получил от него заказ: расписать стену трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие, изобразив на ней "Тайную вечерю". В дошедших до нас документах один из друзей художника рассказывает о том, как он работал. Прежде всего пускался в путешествие по людным улицам, базарам, злачным местам Милана, выискивая лица, фигуры, которые могли бы стать прототипами его героев. Заносил наблюдения в свои записные книжки - на прикрепленные к поясу листки, связанные между собой. Многие пережили пять веков и дошли до нашего времени, испещренные фразами, именами, какими-то значками, понятными, очевидно, лишь автору.

Именно к ним, естественно, обратились реставраторы. И не только они. В связи с окончанием реставрационных работ в Италии вспыхнул интерес к творению Леонардо, что заставило многие издания обратиться к ученым, направившим свои усилия на изучение наследия да Винчи, с просьбой рассказать широкому читателю все, что они знают о росписи. И они поведали немало интересного.

"Обновленные краски "Тайной вечери" скрывают тайны", - пишет итальянский еженедельник "Оджи". Он предоставил свои страницы Виттории Хациел - знатоку творчества Леонардо, и она высказала несколько сенсационных предположений.

"Три тайны скрывает роспись Леонардо, - утверждает Виттория.

Первая: у Иоанна, который сидит справа от Спасителя, явно женские черты лица - почему?

Вторая: Иаков, сидящий слева, похож на Иисуса, будто он его брат-близнец, - что хотел сказать этим художник?

Третья: между Иудой и Павлом явственно видна рука, сжимающая кинжал, - чья?"

Виттория Хациел дает свое объяснение поставленным ею же вопросам. "Иоанн - самый молодой из будущих апостолов, самый приближенный и самый любимый Спасителем, - рассказывает она. - В записных книжках Леонардо после строк, в которых говорится, как он думает изобразить Иисуса и кто - следуют имена - может послужить прототипом главной фигуры, читаем запись: "Джованнина из больницы Святой Катарины, великолепное лицо". Ни один эксперт, изучавший листки Леонардо, не задумался: почему появилось это женское имя среди множества мужских?"

Хациел считает: Леонардо изобразил справа от Иисуса, на самом почетном месте, вовсе не юношу с нежными девичьими чертами. Рядом со Спасителем - Мария Магдалина, которая, по мнению Леонардо, присутствовала на тайной вечере. Художник, как и многие в его время, твердо верил, что Мария везде сопровождала Иисуса, была около него неотлучно - до самого его последнего вздоха. И что Иисус, очень любивший Марию Магдалину, подолгу беседовал с ней, поверяя ей самые сокровенные мысли. Спустя время она, как и четверо его апостолов, написала свое Евангелие. Апокриф якобы существовал в те времена, когда жил Леонардо (некоторые считают, что он существует до сих пор).

Искусствовед уверена в экзотерическом смысле творения да Винчи. К этому склоняются и другие "леонардоведы". Есть мнение, что в последние годы жизни Мастер принадлежал к некоей ветви упраздненного официальной церковью ордена тамплиеров и даже занимал одну из верховных должностей, а потому ему были ведомы истины, скрытые от "профанов". Вторая тайна: лицо Иакова как две капли воды похоже на лик Спасителя. Еще одно откровение, которое хотел поведать всем да Винчи: Иисус и Иаков, по мнению художника, были братьями-близнецами, Иакова так и звали - "брат Господа нашего". Между ними существовала мистическая духовная связь, чем якобы и объясняется то, что после воскресения Христа он являлся людям в одно и то же время в разных местах.

Наконец, третья тайна: кинжал, который сжимает чья-то рука, - чья? "Внимательно исследуя записные книжки Леонардо, - рассказывает Виттория Хациел, - мы видим, как относился художник к церковникам. Он пишет: "Они претендуют на звание друзей Господа и в то же время проводят время в праздности в своих роскошных покоях... Вижу, как они вновь и вновь распинают Христа, как подвергают мукам его Святых..." Он писал это, имя в виду ту церковь, которая, подчиняясь клану Борджиа, занималась распродажей индульгенций, сфабрикованных реликвий. "Многие из них, - писал он, - богатеют на обмане, заставляют толпы доверчивых людей верить в фальшивые чудеса". Это предательство слова и духа божьего Леонардо считал не менее страшным грехом, чем полученная Иудой горсть сребреников... И этот нож - кто его держит? Апостол Петр, которого считают "краеугольным камнем" официальной церкви? Или же это рука самого Леонардо, символически направленная в сторону этой церкви?"

Такие вопросы ставит и так отвечает на них Виттория Хациел. И последнее, на чем она останавливает свое внимание: фигура самого Спасителя. Леонардо работал над росписью четыре года - с 1484 по 1488-й. Лик Спасителя он рисовал, когда "Тайная вечеря" была уже почти готова. "Мастер долго искал, кто может стать прототипом центральной фигуры, - пишет Виттория. - В записных книжках читаем: "Христос, граф Конте - модель для всей фигуры; Алессандро Кариссимо из Пармы - руки". И все же есть подозрение, что в конце концов в лице Спасителя он изобразил самого себя... Он чувствовал щемящую духовную близость к богу-человеку, он так же жестоко страдал от непомерного одиночества и ощущения человеческой несправедливости и продажности".

Имя еще одной женщины появилось на страницах итальянской печати в связи с торжествами в Милане - Пинин Брамбиллы.

Именно она стала центром всеобщего внимания во время торжества. И заслуженно: Пинин Брамбилла, реставратор, отдала творению Леонардо двадцать лет своей жизни, возрождая миллиметр за миллиметром драгоценную роспись. Работа была проделана огромная - ведь "Тайная вечеря" дошла до нашего времени в плачевном состоянии. "Леонардо применил особую, революционную по тем временам технику - он писал темперой, смешанной с маслом, по сухой штукатурке", - говорит другой итальянский искусствовед, Сальваторе Джанелла. Это было рискованно, учитывая климатические особенности того места, где расположен монастырь: повышенная влажность, постоянные и резкие колебания температуры. Что неминуемо сказалось на творении Леонардо. Уже в 1556 году Джорджо Вазари с горечью писал, что "Тайная вечеря" обречена на угасание и виной тому влажность и перепады температуры. В последующие века и люди немало постарались над тем, чтобы ухудшить состояние шедевра. И не только неумелые реставраторы. Во время оккупации Милана солдаты Наполеона устроили в трапезной конюшню, а во время второй мировой войны в результате бомбежки города на территорию монастыря упала фашистская бомба. Две стены трапезной рухнули. Та, на которой находится роспись, чудесным образом устояла.

Пинин Брамбилла с группой реставраторов за двадцать лет сделала немыслимую работу, очистив творение Леонардо от пыли, грязи, других наслоений, укрепила живописный слой, вернув людям "Тайную вечерю" в ее первозданном виде.

 
 
 
о портале письмо редактору подписка на новости карта портала форум сообщи другу
реклама на портале
© Газета "Культура", 2001
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.