
 |
|
|
 |
№7 (7516)
16 - 22 февраля 2006г.
|
|
еженедельная газета интеллигенции |
|
|
|
|
|
 |
.gif) |
В своем Отечестве пророки?
|
Елена ШИРОЯН
|
 |
Трагических вех и мрачных периодов в российской истории ХХ века видимо-невидимо. Светлые полосы, напротив, сочтешь по пальцам одной руки... Разумеется, для кого-то и 7 ноября 1917-го по-прежнему кульминация всемирной истории, а немало людей, даже нестарых, 5 марта 1953 года воспринимают как праздник. Но вряд ли и те и другие рискнут отрицать, какой эпохой надежд стала "оттепель" - недолгий период после смерти Сталина, продлившийся, по разным оценкам, до начала 1960-х. В политике эта пора оказалась короче, в литературе и искусстве - дольше, хотя и тут все неоднозначно: вслед за кампанией травли Пастернака грянул новый прорыв к свободе - "Один день Ивана Денисовича", реабилитация Мейерхольда... Пожалуй, атмосфера тех лет сопоставима лишь с той верой в перемены к лучшему и их неотвратимость, какая охватила страну сразу после Великой Отечественной. Символическим образом два юбилея - 60-летие Победы и 50-летие ХХ съезда КПСС (где главным событием стал доклад Н.С.Хрущева о культе личности И.В.Сталина) - встретились на одном временном отрезке. С той разницей, что "праздник со слезами на глазах" отмечали в мае 2005 года всенародно и патетически, чего не скажешь о юбилее первого послесталинского съезда. Все, что предложено москвичам и любознательным гостям столицы, - скромная выставка "Оттепель" в Историческом музее (за ней в начале марта последует "ХХ съезд" в Федеральных архивах)...
|
|
|
|
|
 |
.gif) |
ИОН МАРИН:
|
|
"Я всегда знал, что хочу стать дирижером"
|
Среди обилия новых имен зарубежных звезд, которые потоком хлынули в Россию в последние несколько сезонов, заметно выделилась фигура Иона Марина - одного из самых ярких артистов среди дирижеров среднего поколения. Абсолютный профессионализм в сочетании с широтой музыкальных интересов - качества, помогающие маэстро добиваться впечатляющих художественных результатов. Для читателей газеты "Культура" Ион МАРИН рассказал о себе и поделился впечатлениями от работы с НФОРом...
|
|
|
|
.gif) |
СЕРГЕЙ ГОЛОМАЗОВ:
|
|
"Свобода творчества - это абсолютная иллюзия"
|
Сергей ГОЛОМАЗОВ в нынешней ситуации режиссерского безвременья - фигура заметная. Прежде всего с точки зрения профессионализма, который давно обретен и режиссеру не изменяет. Подобно многим своим собратьям по цеху он пока пребывает в статусе свободного художника, кочуя по столичным, периферийным и зарубежным сценам. Его наиболее заметным спектаклем последних лет стали "Три высокие женщины", ныне существующие в репертуаре Театра имени Маяковского. В начале марта в Театре имени Ермоловой состоится премьера спектакля "Фотофиниш" по пьесе Питера Устинова, которым этот коллектив готовится отметить свое 80-летие. Постановка доверена Сергею Голомазову...
|
|
|
|
.gif) |
Пивоваров отстранили от эфира
|
|
Еще раз "О рекламе": 360 поправок одобрено
|
10 февраля депутаты Государственной думы приняли во втором чтении поправки в закон "О рекламе". Напомним, этот закон обсуждается и дорабатывается аж с 2002 года. Всего за это время профильный Комитет Госдумы по экономической политике рассмотрел более пятисот поправок и одобрил 360, большинство из которых, естественно, запретительные. Депутаты утверждают, что опирались на европейскую практику и защищали интересы избирателей, очумевших от агрессивной рекламы. Профессиональное сообщество сетует, что с ним недостаточно консультировались не только по поводу того, "что" следует учесть в законе, но, главное, "как". Впрочем, кипение страстей понятно: объем российского рынка рекламы, по оценкам экспертов, составил за 2005 год 5 миллиардов 10 миллионов долларов и считается одним из самых динамичных...
|
|
|
|
.gif) |
Нездешняя красота танца
|
|
"Kibbutz Contemporary Dance Company" открыла фестиваль "Гран Балле"
|
В Москве выступлением израильской "Kibbutz Contemporary Dance Company" открылся фестиваль "Гран Балле", прежде именовавшийся не менее звучно - "Гран па". Перемена названия не повлияла на фестивальные пристрастия и привычки, которые (как и новости) бывают дурными и хорошими. К числу первых можно отнести почти часовую задержку начала спектакля (в прошлый раз то же самое произошло на открытии), а ко вторым - ориентацию организаторов фестиваля на коллективы высокого класса. Израильская труппа - одна из лучших мировых танцевальных компаний - уже бывала в России. В 2003 году стараниями "Гран-Па" она покорила московского зрителя виртуозным мастерством, динамикой действия и "коллективным" обаянием...
|
|
|
|
.gif) |
ДЖЕК МЭТЛОК:
|
|
"Я хотел развеять мифы"
|
Недавно в Фонде М.С.Горбачева состоялась презентация книги "Рейган и Горбачев" (перевод с английского Татьяны Кудрявцевой, издательство "Р.Валент", 2005). Автор книги - видный дипломат, знаток истории и культуры России Джек МЭТЛОК - один из самых популярных послов США в Москве (1987 - 1991 гг.). В США книгу уже оценили как "уникальное свидетельство этого исторического события". Во время краткого пребывания в Москве Дж.Мэтлок согласился ответить на вопросы "Культуры"...
|
|
|
|
.gif) |
СОФИКО ЧИАУРЕЛИ:
|
|
"Судьба, превращенная в спектакль"
|
Недавно Софико ЧИАУРЕЛИ предстала в предлагаемых обстоятельствах своей судьбы, жизни своих знаменитых родителей - Верико Анджапаридзе и Михаила Чиаурели - сыграла моноспектакль "Рождение планет". Спектакль, уже сыгранный в Тбилиси, осенью этого года смогут увидеть и россияне. Софико Чиаурели - яркое, неповторимое явление грузинской и мировой культуры. Однако каково бы ни было твое положение в мире искусства, каждый твой очередной выход на сцену должен подтвердить неоспоримую репутацию большой актрисы. И Софико Чиаурели подтверждает...
|
|
|
|
.gif) |
Два героя в одном плаще
|
|
Наталия Касаткина и Владимир Василев
|
В двуедином союзе с Наталией Касаткиной знаменитый хореограф Владимир Василев всегда ставит свое имя вторым. Но это скорее элегантность воспитания, а не иерархия профессиональных отношений. Истина в том, что их творчество неразделимо, как инь и ян, где нет первого и второго, а просто одно невозможно без другого. Подтверждением тому - полувековой юбилей их совместной жизни и творчества, просто говоря, "золотая свадьба", которая совпадает с 75-летием Владимира Юдича. Почти тридцать лет из них Владимир Василев возглавляет совместно с Наталией Касаткиной Государственный академический театр классического балета, созданный сорок лет назад Игорем Александровичем Моисеевым, тогда это был ансамбль "Молодой балет". В издательстве "Альпина" выходит в свет документальная повесть Анны Кардашевой (1908 - 2004) "Два героя в одном плаще". Главы из книги, посвященные страницам их совместного пути, мы и предлагаем читателям...
|
|
|
|
.gif) |
Сопротивление слонам
|
|
"Вадим Захаров. 25 лет на одной странице" в Третьяковской галерее
|
Концептуалисты возвращаются! Именно так можно расценить ряд эффектных проектов, которые Третьяковка реализует то в одиночестве, то в связке с какой-либо из частных галерей. На сей раз чествуют представителя московской концептуальной школы Вадима Захарова. Он отмечает юбилей "жизни в искусстве" большой и заумной выставкой в Третьяковке на Крымском Валу, а в "Стелле" устроил перформанс "Уроки в будуаре": некий философ читает ветреным прелестницам лекции по contemporary art, а зритель может приобщиться к процессу через огромную замочную скважину...
|
|
|
|
.gif) |
Длинные фильмы по большим романам
|
|
Классика в телеформате
|
Обилие экранизаций классической русской литературы в формате телесериала, обрушившееся на головы отечественных телезрителей в минувшие два-три телесезона - все в прайм-тайм, если не за полночь, то после вечернего выпуска новостей. Что это? Страсть к жанру, который в народе называют "длинные фильмы по большим романам", до поры до времени ловко пресекавшаяся советской цензурой-редактурой? Реализация амбиций кинематографистов? Или часть глобального процесса, инспирированного как раз таки "сверху"?..
|
|
|
|
.gif) |
За "Базар" отвечают
|
|
Никольская улица может стать пешеходной
|
Никольская по праву считается одной из самых красивых улиц Москвы. Здесь издревле сошлись торговля и просвещение, что обеспечило улице многовековую популярность среди горожан. К сожалению, сегодня улица этим похвастаться не может: превратившись в скопище офисов и хаотично припаркованных машин, она сделалась узкой, грязной и непригодной для неспешных прогулок. На ней нет ни мемориальных досок, ни туристических указателей, ни организованного художественного освещения. Но архитекторы убеждены: богатейшая история и сегодня может стать залогом процветания Никольской...
|
|
|
|
|
|
|
|