на первую страницу последнего номера
еженедельная газета интеллигенции
номер газеты № 7 (7264) 22 - 28 февраля 2001 г.


приложение к газете
"Культура"


 

 
О газете Подписка Реклама Проекты Гостевая книга Форум

Безумные дни в Нанте

Французы очарованы русской музыкой
Виктор ИГНАТОВ
Нант – Париж
Фото М.РОЖЕ
 

Всего за три дня во французском городе Нанте состоялось 220 концертов. Фестиваль, названный "Безумный день Ивана Ильича" (намек на героя повести Толстого), представил самую широкую панораму музыкального искусства России – от духовных песнопений до современной музыки. Почти половина из исполнявшихся произведений была написана за последние 60 лет: Прокофьев, Шостакович, Губайдулина, Артемов, Сильвестров, Кнайфель...

Директор фестиваля Р.Мартен

Из 900 артистов, принявших участие в этом музыкальном фейерверке, 500 приехали из России, в том числе симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под руководством А.Дмитриева, Петербургская капелла, Уральский хор и Хор Московской патриархии. Ошеломляющий успех ожидал пианистов В.Крайнева и Н.Луганского. Блистательно представили русскую школу скрипачи – В.Репин, Д.Махтин, К.Трусов и виолончелисты – Н.Гутман, А.Князев, А.Рудин. Петербургский оркестр исполнял Чайковского, Прокофьева и Рахманинова. По словам рецензента французской газеты "Монд", оркестр "подарил нам оригинальную интерпретацию симфоний, и дирижерская палочка А.Дмитриева обрела подлинное вдохновение в аккомпанементе солистам".

Выступление хора оперы Нанта в холле имени С.Дягилева

Жан-Марк Эро – мэр Нанта – выделил в бурлящем потоке великой музыки и несмолкающих оваций поистине "исторические моменты". Например, выступление Национального оркестра Франции под управлением Евгения Светланова, исполнившего скрябинскую "Поэму экстаза". Сотворившего музыкальное чудо русского мэтра переполненный зал приветствовал стоя. Другим героем праздника стал 28-летний московский пианист Н.Луганский, имевший пять выступлений. Его исполнение Третьего концерта Рахманинова поистине незабываемо. Газета "Уэст Франс" назвала Луганского "самым русским из пианистов и, несомненно, одним из великих открытий этих безумных дней". А исполнявший Третий концерт Прокофьева вместе с Петербургским оркестром В.Крайнев вызвал восторг органичным сочетанием невероятной страстности и фантастической виртуозности. "Историческим моментом" стало и его выступление с оркестром "Мusica Viva" под руководством А.Рудина и С.Накаряковым, – в этом концерте прозвучали Первый концерт для фортепиано, струнного оркестра и трубы Шостаковича и Концерт для фортепиана и струнных А. Шнитке, для В.Крайнева и написанный.

Выступление капеллы Санкт-Петербурга

"Счастливые слушатели не желали уходить, не веря, что присутствовали при таком чуде", – так газета "Монд" написала о выступлении В.Репина, А.Князева и Б.Березовского, исполнявших знаменитое трио Чайковского (оп. 50). А на заключительном концерте Петербургского оркестра, когда Репин на второй сольный бис искрометно сыграл фрагмент из "Карнавала в Венеции" Паганини, зал разом встал и взорвался восторженной овацией.

Каждому залу было присвоено имя великого русского писателя – Пушкина, Достоевского, Толстого, Чехова, Тургенева, Пастернака, Гоголя. В салонах Горького и Маяковского проходили конференции и "круглые столы", демонстрировались документальные фильмы, а спектакль на текст известного музыковеда П.Барбье "В честь русской музыки" напомнил о Дягилеве. Сюжет прост: во время Первой мировой войны несколько французских журналистов приезжают в Швейцарию к Дягилеву, и он пространно рассказывает им о русской музыке, которую пропагандировал во всем мире. Именем Дягилева был назван и гигантский холл Центра конгрессов – в нем, словно в музыкальной деревне, разместились многочисленные киоски и пресс-службы телеканалов, рекламирующих свою продукцию. На круглой сцене, устроенной в самом центре холла, постоянно шли бесплатные выступления хоров и ансамблей.

Холл имени С.Дягилева

С 10 утра до полуночи шли концерты в просторном Центре конгрессов. Семь залов – всего 4000 мест – были заполнены почти до отказа. Но прекрасная акустика любого из залов не могла сравниться с акустикой большого аудиториума на 2000 мест. Уникальный фестиваль русской музыки освещали почти 150 журналистов (из них 40 иностранных). "Безумно русские дни", "Триумф русской музыки", "С русскими в раю", "Счастье медитации" – такими заголовками пестрела в те дни французская пресса. В часовых радиопрограммах "Франс культюр" выступил А.Парин – известный музыковед. Телеканал "Меццо" вел съемку, а радиоканал "Франс мюзик" транслировал концерты и напрямую, и в записи.

Эмблемой фестиваля стала картина И.Левитана "Над вечным покоем"

Среди публики – а интерес к фестивалю был так велик, что проданным оказалось рекордное число билетов (почти сто тысяч), – необычайно трогательно выглядели 4-5-летние малыши. Они имели возможность послушать концерт по льготному тарифу – такое решение приняли городские власти. Льготный тариф фестиваля – это дешевле, чем один поход в кино. Держа друг друга за куртки, они, подобно разноцветным ручейкам, стекались на музыкальную сказку Прокофьева "Петя и Волк". Видя это, можно было только радоваться за город Нант – какими музыкально образованными станут в ближайшее время его жители!

Нынешний, седьмой фестиваль побил рекорды по всем показателям, в том числе и финансовым. Бюджет и артистические расходы составили соответственно 12 и 7,5 миллиона франков. В бюджет входили деньги от продажи билетов (5,5 миллиона франков), средства от городской мэрии (4,5 миллиона), от частных спонсоров и от района (по миллиону франков). 500 добровольцев выполняли на фестивале самые разные работы, среди них были и ассистенты всех двадцати пианистов, переворачивавшие во время исполнения листы клавиров.

Душой "безумных русских дней" был артистический директор фестиваля Рене МАРТЕН. Он – основатель и главный организатор этой уникальной ежегодной манифестации классической музыки.

Рене Мартен дал эксклюзивное интервью газете "Культура".

– Кто вдохновил вас на столь масштабную популяризацию классической русской музыки?

– Главный мой вдохновитель – Святослав Рихтер. Мы познакомились 20 лет назад, и он сразу же одарил меня своим расположением. Я организовал его первый концерт в Нанте, на следующий год он выступил здесь же в моей серии концертов камерной музыки. Спустя еще три года я создал фестиваль фортепианной музыки в Ля Рок д’Антерон, на который он приехал с Олегом Каганом. А потом он попросил меня взять на себя все заботы о его концертах во Франции. Еще пять лет спустя Рихтер поручил мне руководство его фестивалем в Гранж де Меле, и я десять лет был артистическим директором вместе с ним. Я готовил некоторые его концерты в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в рамках фестиваля "Декабрьские вечера", много работал с И.Антоновой. Рихтер познакомил меня с выдающимися артистами – Н.Гутман, Ю.Башметом и многими другими. Все его друзья стали моими друзьями. Этот фестиваль, который я организовал при содействии многих русских артистов, я хотел бы посвятить Рихтеру. Наталия Гутман мне сказала: "Рене, ты делаешь здесь невиданное! Когда ты захочешь отдать высокую дань памяти Рихтера, мы все будем с тобой".

Я очень люблю русских, их музыку, литературу и кино, культуру в целом. Все это колоссальная духовная ценность. Вот почему в эти "безумные дни" я чувствую высокую ответственность. Я хочу познакомить нашу публику со множеством современных композиторов, шире представить творчество Шнитке и Губайдулиной. Русские оркестры теперь меньше в моде, чем 20 лет назад. А в Нанте сегодня есть возможность показать, что фантастическое богатство русского артистизма не иссякло. В России расцветает целое созвездие молодых талантов.

– Только что вы с восторгом аплодировали 28-летнему Н.Луганскому. Каковы ваши впечатления от фестиваля как слушателя?

– Мои впечатления от этих "безумных дней" неизбежно субъективны, ведь звучит моя любимая музыка в исполнении любимых артистов. Уже четыре года я знаю Николая Луганского и организовал немало его концертов. Он исключительно одаренный пианист, у него особая виртуозность и необычный талант. Без него фестиваль, может быть, и не состоялся бы. Проведение музыкального фестиваля технически невероятно трудно. Ежеминутно мне приходится решать разные проблемы. Но, несмотря на предельную занятость, я постоянно выбираю время, чтобы просто немного послушать музыку. И я говорю себе: моя работа кое-чего стоит, ибо музыка – это чудо!

– Как вы составляли программу фестиваля?

– Я никогда не включаю в нее произведений, которых не знаю. Музыку я слушаю ежедневно по два часа, русских произведений прослушал чрезвычайно много и отобрал 500. Потом стал думать, как их связать. А сделав окончательный выбор, начал поиски артистов. Хочу подчеркнуть, что всегда выбираю артистов после выбора музыки. Для меня главное – композитор. Мы же – только его слуги. Артист служит музыке, а моя роль – дать ему публику, которую он заслуживает. Выбрав произведения и исполнителей, я с ассистентами составляю концертный график. Нужно так все спланировать, чтобы концерты начались вовремя, а их ведь более двухсот. Это гигантская механика.

– И вы ее организовали идеально. А как удалось привлечь столь многочисленную публику?

– Главная цель фестиваля – представить музыку широким массам. Поэтому и цены на билеты у нас максимально низкие. Например, в Зале имени Пушкина можно было услышать грандиозную кантату Прокофьева "Александр Невский" в исполнении симфонического оркестра и Петербургской капеллы всего за 60 франков, а в холле Дягилева – наслаждаться выступлениями и профессиональных, и любительских ансамблей и вовсе бесплатно. Здесь, как на деревенской площади, можно закусить в кафе имени Надежды фон Мекк, а в многочисленных киосках купить диски, кассеты, книги и сувениры. Для меня это и есть культура для народа.

– Могли бы вы сравнить нынешний фестиваль с предыдущим?

– С каждым годом он становится все более популярным. Прошлый мы посвятили Баху и провели анкетирование. Оказалось, что 42 процента публики впервые присутствовали на концерте классической музыки. Представьте, что вы приходите на ваш первый концерт и открываете для себя мир Прокофьева. Я верю во власть музыки. Джаз и рок я тоже слушаю. Но классическая музыка – это особое достояние человечества. Значит, нужно ее популяризировать. В музыкальных кругах часто организуют концерты для своей среды, не стараются привлекать новых слушателей. Я же хочу растормошить обычного слушателя, сделать классическую музыку общедоступной.

– Каковы ваши ближайшие мечты и планы?

– В начале марта мы повторим 120 концертов нынешней программы в Лиссабоне. Некоторые концерты русской музыки можно будет услышать через три месяца в Москве, в залах Третьяковской галереи и Музея имени Пушкина. В Москве у меня есть и другие проекты. Фестиваль 2002 года будет посвящен Моцарту и Гайдну. Эту программу мы тоже повторим потом в Лиссабоне и Бильбао.



на первую страницу наверх  
 
 

О газете Подписка Реклама Проекты Гостевая книга Форум
© ИнтернетМедиа Холдинг, газета "Культура", 2001