 |
Один из залов Академии художеств |
Перманентные перемены, забвение традиций были характерны для нас в последние десятилетия. Это во Франции продолжают вручать вновь избранным академикам шпаги, как в эпоху Людовика XIV. А в Англии при введении нового члена в "Общество древностей", родившееся во времена Шекспира, надевают ему на голову шляпу, купленную века три назад. В России уникальным местом, где традиции, установленные императрицами Елизаветой Петровной и Екатериной Великой, неукоснительно сохраняются, остается, видимо, Академия художеств. Счет ее заседаний начался с того первого учредительного собрания, что было проведено графом Иваном Ивановичем Шуваловым в ноябре 1757 года. Академические медали "Достойному" до сих пор выглядят так же, как до войны с Наполеоном. Правда, все эти атрибуты Императорской академии были восстановлены лишь в последние годы. Однако суть традиций русской художественной школы академии удавалось сохранять и в советскую эпоху.
 |
З.Церетели. "Бальзак" (фрагмент) |
По своему происхождению Академия художеств – учреждение петербургское. Ее здание на набережной Васильевского острова не уступает в своей представительности и императорским дворцам. Сегодня, через два с половиной века после своего основания, это старейшее государственное художественное учреждение страны обрело новую жизнь и столь же значительно представлено и в Москве. На Пречистенке, 19 в огромном дворце князей Долгоруковых создается Музейно-выставочный комплекс академии, примыкающий к основному зданию. Можно сказать, в центре столицы появился целый "академический" квартал.
Московская резиденция Академии художеств, почти полностью отданная выставочному пространству, состоит из двух стоящих рядом дворцов. Один из них в начале века принадлежал Морозовым, и для его залов специально создавали свои произведения Анри Матисс и Морис Дени. Позже в нем находился знаменитый музей Нового западного искусства, затем – сама академия. Дворец Морозовых соединен теперь с грандиозным двором князей Долгоруковых, построенным при Екатерине II, – красивейшим памятником архитектуры. В советское время в нем размещалось множество учреждений, которые приспосабливали его к своим нуждам и довели до плачевного состояния. Ныне после тщательной реставрации он обрел прежнее историческое великолепие. Его пятьдесят с лишним залов общей выставочной площадью в десять тысяч квадратных метров и комплекс экспозиционных двориков, перекрытых легкой стеклянной кровлей, способны принять крупные, фундаментальные выставки по всем видам искусства и дизайну. Новый комплекс открывается ретроспективной выставкой "Императорская – Российская академия художеств", на которой представлены многочисленные экспонаты, рассказывающие о многогранной деятельности академии со времени ее создания и до наших дней.
Картины, гравюры, скульптуры, графические произведения поступили на выставку из музеев Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Несколько тысяч экспонатов предстанут перед посетителями.
В историческом разделе, рассказывающем о становлении академии, предпринята попытка реконструкции зримого образа классического художественного образования, ставшего основой русской школы подготовки мастеров искусства. Старинные копии античных скульптур, которые рисовали в учебных классах на протяжении столетий будущие живописцы, скульпторы или архитекторы, соседствуют с рисунками этих "антиков".
Исторические собрания академии, находящиеся в основном в принадлежащих ей петербургских музеях, архиве и библиотеке, насчитывают сотни тысяч художественных произведений и интереснейших, заслуживающих внимания документов. Многие подлинные шедевры вовсе неизвестны широкой публике. Например, лучшая в Европе коллекция архитектурных моделей или собрание книг библиотеки, в создании которой участвовали Шувалов, Бецкий, Оленин, или унаследованные академией работы из мастерских Репина, Чистякова, Коненкова, Кустодиева, Шагала. Предполагается постоянно экспонировать в новом московском комплексе наиболее интересные произведения из петербургских "академических сокровищ".
Большая часть выставки посвящена творчеству мастеров, которые были связаны с академией в XX столетии. Целый ряд залов отдан российскому искусству до Великой Отечественной войны и в последующие годы. Показан сегодняшний день Российской академии художеств, работы более 150 ее членов, живущих в разных регионах нашей страны. Представлены живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и театрально-декоративное искусство, дизайн. Таким образом, посетители смогут познакомиться как с произведениями прошлых поколений художников-академистов, так и с творчеством современных мастеров, проследить пути становления и развития академического искусства.
Новый музейный комплекс был создан во многом благодаря энергии и средствам президента Российской академии художеств З.К.Церетели, который является активно работающим художником постоянно творчески развивающимся, стремящимся использовать как новые стилистические приемы, так и самые разнообразные технологии во многих видах искусства. Представленные им перегородчатые эмали самых разных цветов и размеров – от миниатюр до композиций, занимающих всю стену зала, – оставляют большое впечатление. Соединенные вместе и посвященные библейским сюжетам, они создают образ часовни, наполненной драгоценностями. Интересна серия бронзовых рельефов "Мои современники" – скульптурных портретов деятелей русской культуры XX века. Как всегда, представлена яркая живопись Церетели, которую мало кто до этого видел, и то, что практически нигде не выставлялось, – графика, гобелены, выполненные по его рисункам, одна из его работ по стеклу.
В последние годы академия экспонировала творчество мастеров многих направлений отечественного искусства. Больше не делается различий между "левыми" и "правыми". Существенны лишь критерии художественного качества. Это охраняет от возможной "всеядности" и в то же время позволяет показать значительную часть сложной, пестрой картины сегодняшнего искусства России.
|