Форум | Партнеры | Архив![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
Газета "Культура" |
последнее изменение 14.01.2008 |
|
Еженедельная газета интеллигенции |
№48 (7208) 30 декабря - 12 января 1999г. |
Рубрики разделаАрхивРеклама![]() ![]() |
![]() |
ИнформацияРычаг самоспасенияПульс Москвы. Комплекс перспективного развития города представляет Андрей АНТОНИНОВ
Городской бюджет столицы не "разоряется" на жилищное строительство, но оно не сбавляет темпов. Главным инвестором платного коммерческого и бесплатного социального жилья в городе стал Департамент внебюджетной политики строительства Москвы. Вполне впечатляет, что годовой объем ввода нового жилья в столице составляет 3,4 миллиона квадратных метров. При том что государственное финансирование этой строки с начала реформ прекращено. По статистике, это почти пятая часть всего построенного в России жилья. Тогда как в Санкт-Петербурге - 0,3 процента, в Московской области - около 2 процентов и т.д. Обнадеживает и то, что при всех финансовых обвалах бесплатное муниципальное жилье в столице продолжает предоставляться как очередникам из коммуналок и категорий социальных льготников в объеме 400 тысяч "квадратов" в год, так и населению ветхих сносимых домов пятиэтажного фонда - тоже 400 тысяч квадратных метров. Как известно, с началом перестройки в подавляющем большинстве российских городов очереди на бесплатное муниципальное жилье вообще ликвидированы из-за невозможности его строить. Но вот и факт для особого анализа: 1999 год стал первым, когда в Москве на возведение бесплатного муниципального жилья не истрачено ни одной копейки денег налогоплательщиков. Еще в прошлом (1998) году за счет городского бюджета хоть и немного, но все-таки возводилось: 75,6 тысячи квадратных метров, тогда как за счет общегородского инвестора - 1 миллион 104,7 тысячи, то есть больше 93,5 процента построенного столичными властями жилья (остальные площади строились за счет сторонних коммерческих организаций). Теперь пройден характерный рубеж: жилищное строительство, особенно муниципальное, стало полностью самоокупаемым и независимым от состояния бюджета. Источник этой независимости уже известен и специалистам, и инвесторам, и самим, надо полагать, новоселам. Это Департамент внебюджетной политики строительства Москвы, созданный в структуре Комплекса перспективного развития города, возглавляемый опытным строителем и организатором Леонидом Краснянским. Как сообщает Департамент, в этом году финансирование строительства муниципального жилья в объеме 2 миллиардов рублей полностью обеспечивается из внебюджетного Жилищно-инвестиционного фонда. Но следует напомнить: один муниципальный квадратный метр обеспечивается возведением и прибыльной продажей 2,3 - 2,5 квадратного метра коммерческого жилья, притом в домах самого широкого спектра: от элитных и суперкомфортных, с бассейнами и двухуровневыми апартаментами индивидуального проектирования до тех же типовых серийных сборнопанельных, растущих в районах массовой застройки. А этот задел и источник финансов требует, в свою очередь, напряженного поиска приемлемых кредитов, инвесторов, заказчиков, клиентов, наконец, основы основ - безошибочного выбора генподрядчиков по условиям подрядного конкурса. Самоокупаемость и эффективность этого цикла зависят от каждого звена, среди которых не должно быть прорывов. Задача Департамента - гарантировать соблюдение интересов сторон: кредиторам и инвесторам - возврат средств, строителям - твердый заработок и надежность рабочих мест, москвичам - жилье высокого качества, городу - новые, красивые, архитектурно-выразительные корпуса и кварталы. Таким образом, названные цифры - далеко не вся программа и даже не все программы Департамента внебюджетной политики. Дополнительно им построено и бесплатно передается префектурам Северного и Зеленоградского округов еще 73 тысячи квадратных метров на сумму более 450 миллионов рублей для переселения жителей пятиэтажного и ветхого жилого фонда. "Пятиэтажная" программа вообще заслуживает особой оценки, и еще многие поколения москвичей скажут спасибо, что это Московское правительство приняло ее на свои плечи, а не оставило на усмотрение будущей городской власти на лучшие экономические времена. Стоит напомнить, что эта программа реализуется уже с 1986 года, и за предшествующие 13 лет в столице было снесено 560 тысяч квадратных метров так называемых "хрущоб". Причем основная часть - в течение последних двух лет. Только за 1998 год в новые квартиры переселилось 13488 семей. Но темпы значительно возрастают. В соответствии с постановлением Правительства Москвы "О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения" важнейшей социальной задачей до 2010 года является снос пятиэтажного панельного фонда в объеме 6 миллионов жилых квадратных метров, что равно около 2 тысячам первых сборных домов. Начиная с 2000 года ежегодно в целом по городу планируется сносить не менее 700 тысяч "квадратов". Но не забудем, что работа двойная: не построив новых домов, не снесешь старые. Поэтому "стартовое" строительство опережает демонтаж, притом с увеличенным коэффициентом из-за современных норм расселения. В 1998 году объем ввода "стартовых" корпусов составил 933,5 тысячи квадратных метров, а в 1999-м - 1 миллион 300 тысяч, что почти на 40 процентов больше прошлогоднего. Департамент утверждает, что можно было бы строить и больше, но основной проблемой является недостаток земельных участков - территория Москвы уже ограничена, и рост ее возможен лишь "внутрь", вернее, вверх, а не вширь. Это, к слову, означает как никогда аккуратную инженерно-подземную работу по прокладке новых коммуникаций среди действующих, большую точность действий механизмов и машин в существующих кварталах. А в сносимых участках - полную реконструкцию и перекладку устаревших и критических для эксплуатации инженерных систем. Приходится слышать, что новые муниципальные дома - малокомфортное жилье "для бедных". Однако не кредитовал бы Комплекс перспективного развития города свою стройиндустрию с такой мощью для переоснащения и модернизации производства, чтобы выпускать дома с устаревшими стандартами и параметрами. Лишь один из примеров - реконструкция Востряковского завода железобетонных изделий ДСК-3, завершенная к началу нынешнего года и позволившая на новом оборудовании выпускать жилой дом новой улучшенной серии П-3М с утепленными внешними панелями и рядом других параметров повышенного качества. В таких домах рядом могут поселиться и коммерческий покупатель, и муниципальный очередник, или "переселенец" из пятиэтажки. С учетом демографического спроса на базе новых серий для расселения создаются преимущественно 1- и 2-комнатные квартиры, дающие возможность раздельного проживания молодых и пожилых семей. Социальная норма при бесплатном предоставлении муниципального жилья в Москве - 18 квадратных метров, что больше предшествующего норматива. Поддержка в реконструкции и техническом перевооружении предприятий стройкомплекса Департаментом внебюджетной политики продолжается - в этом году на эти цели выделено 120 миллионов рублей. Успех такой многозвенной комплексной работы зависит от качества перспективного планирования. Уже в I квартале нынешнего года, объясняют специалисты Департамента, основная часть инвестиционной программы на 2000 год была сформирована. Определены заказчики строительства, завершается разработка проектной документации, определение необходимого набора квартир с учетом спроса на рынке недвижимости. Еще летом строители начали монтаж нулевых циклов для возведения объектов жилищного и социально-культурного назначения, которые должны войти в строй в I - II кварталах 2000 года. Учитывая переход на двухлетнее планирование инвестиций, Департамент внебюджетного планирования принимает меры по формированию перспективного плана на 2001-й и последующие годы. Видеть близкое будущее конкретно, в чертежах, объектах и объемах, помогает стратегическое мышление. Не только новый тип дома, новую технологию или новую деталь - новый городской район на новой ступени градостроительного развития необходимо видеть задолго до его воплощения. Скоро к уже обжитым, широкоизвестным, но все еще по привычке именуемым новостройками районам и комплексам, таким, как Митино, Жулебино, Бутово, Марьинский парк, "Золотые ключи", "Синяя птица", и другим добавится новое наименование - Куркино. Этот жилой район на северо-западе Москвы, примыкающий к Химкам, будет отличаться принципиально новыми решениями - от экологической гармонии с живописной окружающей средой до оригинальных по надежности и экономичности инженерно- энергетических решений. Комплексность, завершенность каждого участка, архитектурная выразительность всего ансамбля от индивидуальных коттеджей до типично городских 17-этажных высоток - все предусмотрено генеральным инвестором застройки - Департаментом внебюджетного строительства и генеральным заказчиком - Управлением экспериментальной застройки (УЭЗ), включая проектировщиков и исполнителей. Целый небольшой комфортабельный город в 33 тысячи жителей станет еще одним и символичным ответом московских градостроителей на вызов нового века. |