Форум | Партнеры | Акции | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

ЗаконоКультура

Газета "Культура"

последнее изменение 28.10.2007

Еженедельная газета интеллигенции

№9 (7120) 12 - 18 марта 1998г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44-45
№46 №47 №48
№49 №50 №51
2007 год
№01 №02 №03
№04 №05 №06
№07 №08-09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42    

Реклама

Баннер 100x100
Баннер 100x100
TopList
Rambler's Top100

Премии

АЛЕКСАНДР РЮМИН:
"Дизайнер согласен на медаль"

Беседу вел Александр ХОРТ

В прошлом году серебряная медаль Российской академии художеств была впервые присуждена за дизайн-оформление журнала - ее получил заслуженный художник РСФСР Александр Рюмин. В этом году он выдвинут на соискание Государственной премии Российской Федерации за комплексное художественное дизайн-оформление журнала "Наше наследие" и художественных изданий по искусству Урала.

- Александр Алексеевич, как получилось, что вы, коренной москвич, тесно связали свою творческую судьбу с Уралом?

- Это началось в 1978 году. К тому времени я был сравнительно известным оформителем книг, в основном выходивших в московских издательствах "Искусство" и "Современник". Главный художник Средне-Уральского издательства Г.И.Кетов в поисках единомышленников приехал в Москву. Ему очень хотелось сделать альбом, посвященный Каслинскому чугунному павильону, который в 1900 году был сооружен на Всемирной выставке в Париже (и там же, кстати, получил Гран-при), а сейчас демонстрируется в Екатеринбургской картинной галерее. Главный художник Госкомиздата РСФСР Т.С.Михайлова познакомила меня с Кетовым. Моя принципиальная идея будущей книги пришлась ему по душе, и я впервые приехал в Свердловск. В течение нескольких дней с "натуры" и в масштабе альбома я нарисовал для фотографа, который должен был снимать этот шедевр художественного литья, композицию всех ста кадров. В результате получился хороший зрелищный альбом. В 1981 году он был отмечен бронзовой медалью на конкурсе "Красивейшая книга мира" в Лейпциге. Потом я оформлял многие издания по искусству Урала, в частности "Художественный металл Урала XVIII-XIX веков", "Искусство каслинских мастеров", "Пермская деревянная скульптура", "Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль"...

- Однако не меньшей популярностью пользовалась и оформленная вами поэтическая серия, хотя там издавались знакомые всем авторы - А.Ахматова, Б.Пастернак, В.Маяковский, С.Есенин, Я.Смеляков, Н.Заболоцкий. В чем заключалось новаторство вашего дизайн-оформления?

- Мне хотелось показать, как творчество и жизнь пересекаются в конкретном историческом времени. Фотобиографические материалы, ныне широко известные, тогда, в 70-е и начале 80- х годов, добывались с большим трудом и главным образом благодаря поддержке энтузиастов - музейщиков и архивистов, которые становились моими единомышленниками. Для меня иллюстрация плюс текст - формула драматургического сцепления. Эти поэтические сборники сделаны в жанре "записных книжек", где отражено личное, сокровенное. Мне интересна личность поэта в контексте истории.

- Получилось так, что вы стали первым дизайнером, который сделал историко-культурный материал элементом современного художественного оформления. И вы же были первым, кто получил звание "Заслуженный художник РСФСР" именно за дизайн-оформление книг и альбомов.

- Да, в 1978 году - за осуществление комплексных дизайнерских проектов в областных издательствах России.

- Вот вы подготовили массу изданий. Львиная доля из них получила награды на отечественных и зарубежных смотрах - 6 медалей и более 70 дипломов. А какая книга самая любимая?

- Пожалуй, "Слово о полку Игореве". Эта работа делалась на основе первого, мусин-пушкинского издания, один из 64 уцелевших экземпляров которого хранится в музее Уральского университета. Научным консультантом книги был Д.С.Лихачев, печаталась она в Австрии. Я очень дорожу этой работой. В композиции каждой страницы с помощью непростой верстки текста и комментариев удалось совместить разновременные историко-культурные слои, чтобы читателю было легче погрузиться в материал. Я рассматривал "Слово о полку Игореве" не только как литературный памятник, не только как документ, а как емкое художественное пространство, в котором помещаются приметы и древности, и сегодняшнего дня. Я всегда считал, что не только чтение, но и созерцание книги должно быть ритуалом, дарящим радость.

- Наверное, нечто похожее вы культивируете и в историко-культурном журнале "Наше наследие", главным художником которого являетесь все десять лет его существования.

- Конечно. Ведь знакомство с главным редактором журнала В.П.Енишерловым началось с эксперимента. В 1982 году для международной выставки искусства книги в Лейпциге я готовил экспериментальный проект - "Поэзия А.Блока", а В.П.Енишерлов стал автором литературоведческих эссе к этой работе. Спустя пять лет, когда ему поручили возглавить новый журнал, он привлек к дизайнерскому оформлению меня. (До того времени я всегда был художником "на вольных хлебах"). Мой замысел "Нашего наследия" в общих чертах состоял в том, чтобы средствами дизайн-оформления создавать в каждом номере многообразную и в то же время целостную модель явлений российской культуры. Делать каждый выпуск массового периодического издания и по дизайну, и по качеству полиграфического исполнения в соответствии с требованиями, предъявляемыми обычно лишь к дорогостоящим и роскошным альбомам. Сначала нам выделили для печати Калининский полиграфический комбинат. Мы поехали туда, и там выяснилось, что для нашего журнала им нужно было "выгрести" весь фонд элитной бумаги, отказаться от всех остальных заказов, и вдобавок они не гарантировали качества. Откровенно говоря, мой проект был невыгодным для полиграфии, которая тогда ориентировалась на выпуск продукции среднего качества. А хотелось сделать журнал- подарок, журнал-праздник. Позже нам пришлось выслушивать реплики по поводу того, что журнал, посвященный российской культуре, начали печатать в Англии. (Последние годы он печатается в Финляндии - и сегодня это уже никого не смущает.)

В 1989 году ЮНЕСКО включила "Наше наследие" в число лучших в мире журналов, посвященных культурно- историческому наследию. В прошлом году его дизайн- оформление отмечено наградой Академии художеств. И я благодарен всем, кто поддерживает эту линию художественного оформления "Нашего наследия".

- Вы занимаетесь художественным оформлением уже тридцать лет и знаете эту профессию "изнутри". Что вы можете сказать о ее сегодняшнем состоянии?

- Область графического дизайна сегодня разделена на две основные профессиональные ориентации. Одна служит рекламным целям, занята обслуживанием коммерческих структур, продвижением товаров на потребительском рынке и т.д. Другая занята культурным просветительством, связями исторического наследия с современностью.

Понятно, что в условиях развития рынка рекламному дизайну гарантированы финансовая поддержка, перспектива развития и приток новых поколений дизайнеров.

Что можно сказать о "культурном" дизайне при остаточном финансировании государством культуры и при отсутствии закона о спонсорстве? Его развитие зависит, к сожалению, только от деятельности филантропов и энтузиастов. Вот благодаря поддержке таких "несовременных" современников наш журнал и дожил до своего десятилетнего юбилея.

- И наверняка читателей ждет какой-то сюрприз - вроде памятных спецвыпусков, посвященных русской усадьбе и 850- летию Москвы?

- Да, это будет наш подарок всем, кому небезразлична судьба культуры. И, как всегда, о прошлом - ради будущего.

А так же в рубрике:

© 2001-2006. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена АрхиПроект ЗаконоКультура