АЛЕКСАНДР РЮМИН:
"Дизайнер согласен на медаль"
Беседу вел Александр ХОРТ
В прошлом году серебряная медаль Российской академии художеств была впервые присуждена за дизайн-оформление журнала - ее получил заслуженный художник РСФСР Александр Рюмин. В этом году он выдвинут на соискание Государственной премии Российской Федерации за комплексное художественное дизайн-оформление журнала "Наше наследие" и художественных изданий по искусству Урала.
- Александр Алексеевич, как получилось, что вы, коренной москвич, тесно связали свою творческую судьбу с Уралом?
- Это началось в 1978 году. К тому времени я был сравнительно известным оформителем книг, в основном выходивших в московских издательствах "Искусство" и "Современник". Главный художник Средне-Уральского издательства Г.И.Кетов в поисках единомышленников приехал в Москву. Ему очень хотелось сделать альбом, посвященный Каслинскому чугунному павильону, который в 1900 году был сооружен на Всемирной выставке в Париже (и там же, кстати, получил Гран-при), а сейчас демонстрируется в Екатеринбургской картинной галерее. Главный художник Госкомиздата РСФСР Т.С.Михайлова познакомила меня с Кетовым. Моя принципиальная идея будущей книги пришлась ему по душе, и я впервые приехал в Свердловск. В течение нескольких дней с "натуры" и в масштабе альбома я нарисовал для фотографа, который должен был снимать этот шедевр художественного литья, композицию всех ста кадров. В результате получился хороший зрелищный альбом. В 1981 году он был отмечен бронзовой медалью на конкурсе "Красивейшая книга мира" в Лейпциге. Потом я оформлял многие издания по искусству Урала, в частности "Художественный металл Урала XVIII-XIX веков", "Искусство каслинских мастеров", "Пермская деревянная скульптура", "Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль"...
- Однако не меньшей популярностью пользовалась и оформленная вами поэтическая серия, хотя там издавались знакомые всем авторы - А.Ахматова, Б.Пастернак, В.Маяковский, С.Есенин, Я.Смеляков, Н.Заболоцкий. В чем заключалось новаторство вашего дизайн-оформления?
- Мне хотелось показать, как творчество и жизнь пересекаются в конкретном историческом времени. Фотобиографические материалы, ныне широко известные, тогда, в 70-е и начале 80- х годов, добывались с большим трудом и главным образом благодаря поддержке энтузиастов - музейщиков и архивистов, которые становились моими единомышленниками. Для меня иллюстрация плюс текст - формула драматургического сцепления. Эти поэтические сборники сделаны в жанре "записных книжек", где отражено личное, сокровенное. Мне интересна личность поэта в контексте истории.
- Получилось так, что вы стали первым дизайнером, который сделал историко-культурный материал элементом современного художественного оформления. И вы же были первым, кто получил звание "Заслуженный художник РСФСР" именно за дизайн-оформление книг и альбомов.
- Да, в 1978 году - за осуществление комплексных дизайнерских проектов в областных издательствах России.
- Вот вы подготовили массу изданий. Львиная доля из них получила награды на отечественных и зарубежных смотрах - 6 медалей и более 70 дипломов. А какая книга самая любимая?
- Пожалуй, "Слово о полку Игореве". Эта работа делалась на основе первого, мусин-пушкинского издания, один из 64 уцелевших экземпляров которого хранится в музее Уральского университета. Научным консультантом книги был Д.С.Лихачев, печаталась она в Австрии. Я очень дорожу этой работой. В композиции каждой страницы с помощью непростой верстки текста и комментариев удалось совместить разновременные историко-культурные слои, чтобы читателю было легче погрузиться в материал. Я рассматривал "Слово о полку Игореве" не только как литературный памятник, не только как документ, а как емкое художественное пространство, в котором помещаются приметы и древности, и сегодняшнего дня. Я всегда считал, что не только чтение, но и созерцание книги должно быть ритуалом, дарящим радость.
- Наверное, нечто похожее вы культивируете и в историко-культурном журнале "Наше наследие", главным художником которого являетесь все десять лет его существования.
- Конечно. Ведь знакомство с главным редактором журнала В.П.Енишерловым началось с эксперимента. В 1982 году для международной выставки искусства книги в Лейпциге я готовил экспериментальный проект - "Поэзия А.Блока", а В.П.Енишерлов стал автором литературоведческих эссе к этой работе. Спустя пять лет, когда ему поручили возглавить новый журнал, он привлек к дизайнерскому оформлению меня. (До того времени я всегда был художником "на вольных хлебах"). Мой замысел "Нашего наследия" в общих чертах состоял в том, чтобы средствами дизайн-оформления создавать в каждом номере многообразную и в то же время целостную модель явлений российской культуры. Делать каждый выпуск массового периодического издания и по дизайну, и по качеству полиграфического исполнения в соответствии с требованиями, предъявляемыми обычно лишь к дорогостоящим и роскошным альбомам. Сначала нам выделили для печати Калининский полиграфический комбинат. Мы поехали туда, и там выяснилось, что для нашего журнала им нужно было "выгрести" весь фонд элитной бумаги, отказаться от всех остальных заказов, и вдобавок они не гарантировали качества. Откровенно говоря, мой проект был невыгодным для полиграфии, которая тогда ориентировалась на выпуск продукции среднего качества. А хотелось сделать журнал- подарок, журнал-праздник. Позже нам пришлось выслушивать реплики по поводу того, что журнал, посвященный российской культуре, начали печатать в Англии. (Последние годы он печатается в Финляндии - и сегодня это уже никого не смущает.)
В 1989 году ЮНЕСКО включила "Наше наследие" в число лучших в мире журналов, посвященных культурно- историческому наследию. В прошлом году его дизайн- оформление отмечено наградой Академии художеств. И я благодарен всем, кто поддерживает эту линию художественного оформления "Нашего наследия".
- Вы занимаетесь художественным оформлением уже тридцать лет и знаете эту профессию "изнутри". Что вы можете сказать о ее сегодняшнем состоянии?
- Область графического дизайна сегодня разделена на две основные профессиональные ориентации. Одна служит рекламным целям, занята обслуживанием коммерческих структур, продвижением товаров на потребительском рынке и т.д. Другая занята культурным просветительством, связями исторического наследия с современностью.
Понятно, что в условиях развития рынка рекламному дизайну гарантированы финансовая поддержка, перспектива развития и приток новых поколений дизайнеров.
Что можно сказать о "культурном" дизайне при остаточном финансировании государством культуры и при отсутствии закона о спонсорстве? Его развитие зависит, к сожалению, только от деятельности филантропов и энтузиастов. Вот благодаря поддержке таких "несовременных" современников наш журнал и дожил до своего десятилетнего юбилея.
- И наверняка читателей ждет какой-то сюрприз - вроде памятных спецвыпусков, посвященных русской усадьбе и 850- летию Москвы?
- Да, это будет наш подарок всем, кому небезразлична судьба культуры. И, как всегда, о прошлом - ради будущего.