Форум | Партнеры | Акции | Архив![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
ЗаконоКультура![]() |
Газета "Культура" |
последнее изменение 28.10.2007 |
|
Еженедельная газета интеллигенции |
№29 (7237) 3 - 9 августа 2000г. |
Рубрики разделаАрхивРеклама![]() ![]() |
![]() |
ТеатрМы попали в Кабалу!Сергей Арцибашев играет Мольера Геннадий ДЕМИН
Строго говоря, "Кабала святош" - не совсем премьера. Несколько лет назад Сергей Арцибашев уже поставил ее для Марсельского фестиваля русского театра (он - один из основателей фестиваля). Тогда это было совместное с марсельцами представление: труппу Мольера играли французы, двор и окружение - русские. Потом двуязычная постановка была показана в Москве - интерес вызвало главным образом нечастое сочетание двух национальных и языковых стихий. Но ненасытному художественному руководителю Театра на Покровке, похоже, очень хотелось самому вмешаться в разговор о жестком, подчас драматичном, часто кровавом взаимодействии художника и власти. Отсюда и новая версия, в которой Арцибашев играет главную роль. В целом вариант довольно традиционен, все сработано с большим уважением к Булгакову и его Мольеру. Резко выделяется из ровного ансамбля только Евгений Булдаков - Король. Он и в русско-французском зрелище приковывал внимание: его Людовик - молод, почти мальчик, свежестью и живостью ума привлекателен, но испорчен до костного мозга. Вседозволенностью забавляется, нарушить заведенный порядок, выставить кого-либо в смешном или жалком виде - для него удовольствие. Пока возведение собственного каприза в закон не поработит его самого, превратив в пресыщенного, ищущего все более острых ощущений сатрапа. Знаменитая Кабала с ее прямолинейной ограниченностью и тупым запугиванием кажется архаичной, неповоротливой и примитивной рядом с всплесками симпатий и антипатий властителя. На самом деле тут - аверс и реверс одной медали. Луи-солнце - достойный антагонист великого актера и драматурга. Воплощение знаменитой формулы: всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно. Мольер у Арцибашева немолод, отчего больнее и обостреннее их соседство-противостояние. Признанному мастеру сносить внезапные перепады настроений Его Величества еще тяжелее. Он знает себе цену, но знает и свое место. Это просвечивает в Арцибашевском Мольере с его привычкой сгибаться, почти распластываясь, стремлением получить высочайшее одобрение любой ценой, рефлективным умением вызывать вдохновение по заказу - как в том экспромте, которым он потчует высокого посетителя. Арцибашев ни капли не идеализирует своего героя, порой жалкого, подчас почти отталкивающего в самоунижении. В актере вообще сильна тяга к земному, реальному, плотскому до физиологичности. Лишь иногда в его Мольере вспыхивает бунт, когда словно каждая клеточка кричит и, чудится, не выдержит напряжения (прототип, как известно, его и не выдержал). Бунт обреченный и бунт обреченного - он прекрасно это сознает и не скрывает ни мгновенной дрожи, ни трусости, въевшейся в кожу и мозг за годы пресмыкания. Он и предательство-донос Муаррона прощает не потому только, что тот талантлив и в труппе нет ему замены (как лидер он прекрасно это понимает), но прежде всего - потому что он сам бывал в подобных обстоятельствах, сам лгал и - вполне возможно - тоже клеветал на других. Единственное знание, вынесенное им из долготрудной жизни, - полная невозможность угодить и одновременно обязательность угождения. Вспоминаешь наших интеллигентов, которые с радостью кидались во все политкампании, получая за это... - впрочем, получали по-разному, но при том же неизбежном пренебрежении высокопосаженных фигур. И все же спектакль на Покровке более умозрителен, чем эмоционален, - для публики. Порой приемы кажутся слишком прямолинейными, муки - натуралистичными. Похоже, видному режиссеру Сергею Арцибашеву тяжело контактировать с актером, носящим те же имя и фамилию. Это и в самом деле редчайшее качество - видеть себя на сцене из зала. Между тем работами последних лет (как на подмостках, так и на экране) Арцибашев-актер показал, что в нем есть огромный потенциал, рвущийся к реализации. Вероятно, постановщик со стороны способен дать новый импульс и всему Театру на Покровке; однако прежде всего классный режиссер необходим его главному актеру. Арцибашев сегодня подходит к периоду творческой зрелости, и недостает лишь отточенной не только актерски, но и режиссерски роли-события, чтобы его имя стало в первый ряд сегодняшних звезд столицы, а то и России. А так же в рубрике:
|