Форум | Партнеры | Акции | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

ЗаконоКультура

Газета "Культура"

последнее изменение 28.10.2007

Еженедельная газета интеллигенции

№29 (7237) 3 - 9 августа 2000г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44-45
№46 №47 №48
№49 №50 №51
2007 год
№01 №02 №03
№04 №05 №06
№07 №08-09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42    

Реклама

Баннер 100x100
Баннер 100x100
TopList
Rambler's Top100

Театр

Мы попали в Кабалу!

Сергей Арцибашев играет Мольера

Геннадий ДЕМИН
Фото М. ГУТЕРМАНА

Мольер - С.Арцибашев, Арманда - Н.Гребенкина
Мольер - С.Арцибашев, Арманда - Н.Гребенкина

Строго говоря, "Кабала святош" - не совсем премьера. Несколько лет назад Сергей Арцибашев уже поставил ее для Марсельского фестиваля русского театра (он - один из основателей фестиваля). Тогда это было совместное с марсельцами представление: труппу Мольера играли французы, двор и окружение - русские. Потом двуязычная постановка была показана в Москве - интерес вызвало главным образом нечастое сочетание двух национальных и языковых стихий. Но ненасытному художественному руководителю Театра на Покровке, похоже, очень хотелось самому вмешаться в разговор о жестком, подчас драматичном, часто кровавом взаимодействии художника и власти. Отсюда и новая версия, в которой Арцибашев играет главную роль.

В целом вариант довольно традиционен, все сработано с большим уважением к Булгакову и его Мольеру. Резко выделяется из ровного ансамбля только Евгений Булдаков - Король. Он и в русско-французском зрелище приковывал внимание: его Людовик - молод, почти мальчик, свежестью и живостью ума привлекателен, но испорчен до костного мозга. Вседозволенностью забавляется, нарушить заведенный порядок, выставить кого-либо в смешном или жалком виде - для него удовольствие. Пока возведение собственного каприза в закон не поработит его самого, превратив в пресыщенного, ищущего все более острых ощущений сатрапа. Знаменитая Кабала с ее прямолинейной ограниченностью и тупым запугиванием кажется архаичной, неповоротливой и примитивной рядом с всплесками симпатий и антипатий властителя. На самом деле тут - аверс и реверс одной медали. Луи-солнце - достойный антагонист великого актера и драматурга. Воплощение знаменитой формулы: всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно.

Мольер у Арцибашева немолод, отчего больнее и обостреннее их соседство-противостояние. Признанному мастеру сносить внезапные перепады настроений Его Величества еще тяжелее. Он знает себе цену, но знает и свое место. Это просвечивает в Арцибашевском Мольере с его привычкой сгибаться, почти распластываясь, стремлением получить высочайшее одобрение любой ценой, рефлективным умением вызывать вдохновение по заказу - как в том экспромте, которым он потчует высокого посетителя. Арцибашев ни капли не идеализирует своего героя, порой жалкого, подчас почти отталкивающего в самоунижении. В актере вообще сильна тяга к земному, реальному, плотскому до физиологичности.

Лишь иногда в его Мольере вспыхивает бунт, когда словно каждая клеточка кричит и, чудится, не выдержит напряжения (прототип, как известно, его и не выдержал). Бунт обреченный и бунт обреченного - он прекрасно это сознает и не скрывает ни мгновенной дрожи, ни трусости, въевшейся в кожу и мозг за годы пресмыкания. Он и предательство-донос Муаррона прощает не потому только, что тот талантлив и в труппе нет ему замены (как лидер он прекрасно это понимает), но прежде всего - потому что он сам бывал в подобных обстоятельствах, сам лгал и - вполне возможно - тоже клеветал на других.

Единственное знание, вынесенное им из долготрудной жизни, - полная невозможность угодить и одновременно обязательность угождения. Вспоминаешь наших интеллигентов, которые с радостью кидались во все политкампании, получая за это... - впрочем, получали по-разному, но при том же неизбежном пренебрежении высокопосаженных фигур.

И все же спектакль на Покровке более умозрителен, чем эмоционален, - для публики. Порой приемы кажутся слишком прямолинейными, муки - натуралистичными. Похоже, видному режиссеру Сергею Арцибашеву тяжело контактировать с актером, носящим те же имя и фамилию. Это и в самом деле редчайшее качество - видеть себя на сцене из зала. Между тем работами последних лет (как на подмостках, так и на экране) Арцибашев-актер показал, что в нем есть огромный потенциал, рвущийся к реализации.

Вероятно, постановщик со стороны способен дать новый импульс и всему Театру на Покровке; однако прежде всего классный режиссер необходим его главному актеру. Арцибашев сегодня подходит к периоду творческой зрелости, и недостает лишь отточенной не только актерски, но и режиссерски роли-события, чтобы его имя стало в первый ряд сегодняшних звезд столицы, а то и России.

А так же в рубрике:

© 2001-2006. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена АрхиПроект ЗаконоКультура