Форум | Партнеры | Акции | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

ЗаконоКультура

Газета "Культура"

последнее изменение 31.10.2007

Еженедельная газета интеллигенции

№43 (7300) 15-21 ноября 2001г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44-45
№46 №47 №48
№49 №50 №51
2007 год
№01 №02 №03
№04 №05 №06
№07 №08-09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42    

Реклама

Баннер 100x100
Баннер 100x100
TopList
Rambler's Top100

Ситуация

Пробуждение по Мюнхгаузену

В Лондоне узнали, что Ульяновск - культурная столица. В Ульяновске - нет

РЕГИОНЫ

Сергей ТИТОВ
Ульяновск
Фото ИТАР - ТАСС

Памятник букве Ё в Ульяновске. Временный вариант
Памятник букве Ё в Ульяновске. Временный вариант

В России это было впервые. Два месяца - сентябрь и октябрь - провинциальный Ульяновск был культурной столицей Приволжского федерального округа (ПФО). Не за самый высокий уровень культуры назывался он так, и не навсегда.

Но эти дни он, и правда, был культурным центром, куда стекались культуртрегеры из соседних областей. Так начала реализовываться идея, рожденная год назад на окружном семинаре экспертов, который проводил Центр стратегических исследований ПФО. Они пришли к выводу, что больше оставлять культуру совсем без помощи нельзя, но и ждать ее из Москвы тоже не приходится.

Идея проста: каждый год в Приволжском федеральном округе теперь будут проводиться конкурс городов на право обладания титулом "Культурная столица" и состязание проектов, лучшие из которых удостаиваются права быть представленными на таком фестивале. "Под новую столицу" собираются средства с предпринимателей, негосударственных фондов и прочих спонсоров, продумываются и "прокладываются" в столицу новые туристские маршруты, приглашаются столичные и региональные звезды, финансируются перспективные культурные проекты и т.д. В новую столицу стекаются туристы, там возрождаются и развиваются ремесла, обновляются старые и строятся новые концертные площадки, там заполняются гостиницы, развивается торговля, активизируются предприниматели и СМИ... Короче, как с олимпийской столицей: толчок, полученный благодаря всеобщему вниманию, дает развитие чуть ли не всем сторонам культурной и экономической жизни города, временно объявленного столицей. Повышенная культурная активность повышает активность экономическую.

Вообще-то это римейк проекта "Культурная столица Европы", авторство которого принадлежит Мелине Меркури, министру культуры Греции. Осуществляться он начал еще в 1985 году, и его главная идея - объединение Европы. Но и город очень выигрывает. Когда Глазго был объявлен культурной столицей Европы, он сразу преобразился - появились новые хорошие дороги, здания, туда устремились туристы.

"Авантюра - в хорошем смысле"

В Приволжском же округе идея еще формируется. Россияне как всегда, торопясь жить, формируют ее на ходу, руководствуясь, скорее, даже не принципом "аппетит приходит во время еды", а, наверное, тем, что "война план покажет". Причем даже организаторы трактуют идеи "Культурной столицы" каждый по-своему. Представители одноименного фонда, обеспечивающего реализацию программы, верят в возможность влияния культуры на экономику и считают, что это один из новых механизмов продвижения людей вперед, развития нового менеджмента на уровне культуры, выращивания новой элиты. Полпред Президента в ПФО Сергей Кириенко, при содействии и под эгидой которого реализуется проект "Культурная столица", назвал это большой авантюрой в хорошем смысле, поскольку никаких бюджетных денег на проведение такого фестиваля представительство не выделяло. Но, по его мнению, проект "Культурная столица" поможет преодолеть политический разрыв, разделивший Россию на две истории, две культуры. А нижегородский координатор программы Анна Гор называет проект "собиранием страны", сближением разных национальностей и культурных центров. Недаром эмблема этой глобальной культурной инициативы - бегущий человечек, составленный из разноцветных кружочков: словно города на карте сдвинулись, покинув свои привычные места.

- Когда нам сказали, что уже в сентябре, то есть через полгода после зарождения идеи, начнется Первый фестиваль культурной столицы, мы подумали, что в России все немножечко сумасшедшие, - говорили поднаторевшие в организации "культурных столиц" иностранцы.

Даже Екатерина Гениева, президент Института "Открытое общество"(Фонд Сороса) - Россия, призналась, что и сама поначалу очень настороженно относилась к этой идее. Сможет ли вытянуть Ульяновск такую грандиозную акцию при таком дефиците времени? Она даже предложила губернатору Ульяновской области Владимиру Шаманову подать заявку на внесение Ульяновска в Книгу рекордов Гиннесса, поскольку в такие короткие сроки еще никто в мире не готовил столь масштабные дела. Скажем, тот же Роттердам, чтобы стать культурной столицей Европы 2001 года, подавал заявку за восемь лет до этого и два года стоял в очереди.

Тем не менее "столица" в Поволжье состоялась. Более 25 творческих коллективов из разных городов региона посетили Ульяновск за эти два месяца. Прошло более 40 концертов, выставок, конкурсов и акций, около 20 проектов было осуществлено в Ульяновске на средства, полученные по грантам Фонда Сороса.

Живопись, музеи, музыка, фотография, литература, театр, народные ремесла, танцы, высокая мода, кино, пресса - все это переплелось в двухмесячном культурном марафоне. Традиционное, народное и классическое соседствовало с ультрасовременным и авангардным.

Правда, звезд первой величины не было, если не считать Бенгта Эклунда, известного шведского дирижера, президента гильдии трубачей, под управлением которого оркестр впервые в России исполнил брасс-оперу "Волшебная флейта". В основном - творческие коллективы из соседних регионов, получившие гранты Фонда Сороса. Среди них -#как явно растущие звезды, так и спорные авангардные проекты.

Как в Роттердаме не получилось

Вероятно, сжатые сроки и отсутствие знаменитостей и привели к тому, что одна из главных идей проекта - культурный туризм - даже не была близка к реализации. Это отметил и Роберт Палмер, представитель Совета Европы, присутствовавший на закрытии фестиваля. Впрочем, что там туристы, даже многие ульяновцы не знали о том, что два месяца они жили в столице. У них свои проблемы, да и не понимают жители, зачем шумиху разводить да деньги тратить, когда область в кризисе. Нам до Европы все равно далеко - дороги и здания никто не построит, поскольку средств на это нет, а туристы сюда не хлынут - чай не "Груша" и не "Кинотавр". Что нам равняться с Роттердамом, если там на "Культурную столицу Европы" выделено 100 миллионов долларов, а у нас из областного и городского бюджетов - три миллиона, причем рублей, да еще столько же - от господина Сороса. Да и гранты в основном достались не Ульяновску, а иногородним участникам.

- То, что прошло, - показуха, - считает актер Ульяновского драмтеатра Сергей Кондратенко. - Театр начинается с вешалки, а культура города - с улицы, на которую у нас без резиновых сапог не выйдешь.

Рассказывают, что во время закрытия фестиваля в мероприятиях образовалось незапланированное "окно". Стали думать, что еще за это время можно показать полпреду, министру культуры и высоким гостям из Европы. Предложили сводить их в художественный музей. "Только не это! - воскликнул кто-то из организаторов фестиваля. - Опять музейщики начнут жаловаться на худые крыши и показывать протекшие потолки!"

Вот вопрос, на который так и нет ответа. Нормально ли это - открывать культурную столицу в замерзающем городе? Какая может быть столица, какие праздники, если на улицах нет фонарей, библиотекарям и музейным работникам вновь задерживают зарплату, батареи отопления чуть теплые, а краны в домах - без горячей воды?

Культура строится не разовыми акциями. Она начинается со школы, с музеев и библиотек, со средств массовой информации. Она строится негромко, по кирпичику, без спешки, но целенаправленно и обдуманно.

И все-таки она была нужна, эта "Культурная столица". Хотя бы для того, чтобы дать толчок, пробудить и творцов, и чиновников уснувшего города, еще вчера входившего в "красный пояс" и потерявшего уже надежды на улучшение своей жизни.

Журналисты на "круглом столе" пришли к выводу, что у каждой стороны, наверное, были свои цели. Для представительства Президента это во многом политтехнологический проект, проверка управляемости округа, попытка сближения областей на культурном уровне (как будущей большой губернии?). Для ульяновской власти - возможность обратить внимание инвесторов на город и регион. Для деятелей культуры разных регионов - возможность реализовать свои идеи на деньги Фонда Сороса. Для ульяновских работников культуры - надежда, что власти обратят внимание на бедственное положение их учреждений. Для местной творческой интеллигенции - возможность пообщаться, посмотреть, как творят другие. И вот что главное: все они, пусть в разной степени, но своих целей достигли. В Европе узнали про Ульяновск. Губернатор Шаманов, будучи в эти дни в Англии на переговорах по вопросам инвестиций, первое, что услышал от англичан: "А мы знаем, что Ульяновск - культурная столица России". Англичанам можно простить маленькую ошибку, главное, что они знают теперь Ульяновск не только как родину Ленина.

- Хорошо уже то, что благодаря фестивалю впервые появилась возможность использовать полностью все восемь миллионов, выделенных в областном бюджете на культуру. Это - впервые за многие годы. Раньше эти деньги уходили, как правило, на другие нужды, - говорит Татьяна Никитина, исполнительный директор "Культурной столицы", декан факультета культуры и искусств УлГУ. - Теперь отношения культуры и власти выходят на другой уровень.

Вторая столица

"Культурная столица" переходит в Киров, но теперь вряд ли кто-либо из чиновников решится опускаться с этой ступени, особенно если учесть, что "государево око" и за музами будет следить.

Уже то в начинании хорошо, что большие руководители благодаря содействию полпреда вспомнили о культуре. И слава богу! Значит, название к чему-то обязывает. Назовешь захолустьем - и будет захолустьем, назовешь столицей - глядишь, стать и появится.

- Нельзя ждать, пока все обустроится. Жизнь и культура - взаимосвязанные процессы, - сказал Кириенко по поводу нищенского положения культуры в провинции.

Что-то было в этом необычном и уникальном проекте от знаменитого изречения барона Мюнхгаузена - того, что от Марка и Григория (Захарова и Горина): "В жизни надо время от времени вытаскивать себя за волосы из болота". Ульяновск попробовал это сделать. Осмелился стать "Культурной столицей". И был замечен Европой. Дай бог, чтоб это помогло. Но улицы пока еще темны, и в квартирах холодно, и горячая вода из крана не течет.

Около нового корпуса Ульяновского государственного университета стоит непривычная для консервативного города авангардная металлическая скульптура, созданная в дни "Культурной столицы" пермскими и немецкими художниками из металлолома. Среди ощетинившихся шипами металлических столбов висят на цепях стальные ржавые звезды. У композиции космическое название: "Рождение черной дыры". Эстеты говорят, что она даже вписывается в общий пейзаж: на фоне поля, мусора и недостроенного здания университета.

А еще будет долго напоминать о фестивале знак-оберег, нарисованный во всю стену одной из девятиэтажек ижевской группой дизайнеров проекта "Упаковка". Это зонтик, такой же, что рисуют на упаковках, предупреждая об осторожном обращении с вещью. Как напоминание: в этой бетонной коробке - люди, их надо беречь.

P.S. Министр культуры России Михаил Швыдкой, присутствовавший на закрытии фестиваля, пообещал, что в ближайшее время они с губернатором Владимиром Шамановым подпишут соглашение о поддержке культуры Ульяновска из федерального бюджета.

Другая весть пришла из Европы: Сицилия, где в этом году реализовывался проект, во многом схожий с "Культурной столицей", предлагает Ульяновску побрататься.

А так же в рубрике:

© 2001-2006. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена АрхиПроект ЗаконоКультура