Форум | Партнеры | Акции | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

ЗаконоКультура

Газета "Культура"

последнее изменение 29.10.2007

Еженедельная газета интеллигенции

№22 (7430) 3 - 9 июня 2004г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44-45
№46 №47 №48
№49 №50 №51
2007 год
№01 №02 №03
№04 №05 №06
№07 №08-09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42    

Реклама

Баннер 100x100
Баннер 100x100
TopList
Rambler's Top100

Телевизионный смотритель

Писатель, вождь и другие

Документальное кино на "Первом"

ПРЕМЬЕРА

Алексей СИВОВ

М.Шолохов
М.Шолохов

Документалисты сейчас в фаворе. Триумф Майкла Мура и его остросюжетного талантливого кино "Фаренгейт 9/11" подтверждает это. Россия также старается соответствовать документальной волне. В большом документальном кино прорыва еще не произошло - зритель не готов идти на него в кинотеатры. Так, предыдущий проект Мура, награжденный "Оскаром", - "Боулинг для Колумбины" - в России успеха не имел. А значит, расчетливые продюсеры не будут пока вкладывать значительные средства в кинодокументалистику.

На телевидении - совсем другое дело. Документалистика - и фильмы, и программы - занимает неплохие позиции. Связано это отчасти с финансовыми соображениями - телевизионная документалистика не слишком дорогое дело, но не все измеряется деньгами. Существует устойчивый спрос на подобный аудиовизуальный продукт, видимо, преломление - не художественное, а именно документальное - прошлого и настоящего в нынешнее "смутно- сытое" время особенно востребовано людьми. Более популярны "следовательские", расследовательские и прочие злободневно-публицистические программы, что в общем-то понятно - всегда легче препарировать социальные язвы, чем разбираться, почему и откуда они возникли. Но исторические исследования с аналитическим компонентом тоже имеют своего зрителя.

За качественное документальное кино даже идет борьба между телеканалами, не такая, конечно же, как за юмориста Петросяна, но, вполне ощутимая. До перепрограммирования дело не доходит, но, видимо, потому, что каждый из каналов имеет свою спецификацию. Так, "Первый" склонен более к одно- или двухсерийным кинодокументальным проектам, довольно формально объединенным под общими "шапками". "Россия" тяготеет к многосерийным долгоиграющим хроникам (яркий пример - проект Николая Сванидзе) и вместе с ТВЦ специализируется на документальных расследованиях. У НТВ нет четко выраженных предпочтений.

У одного из лидеров документального кинопоказа - "Первого" - довольно устойчивая вечерняя линейка. В это весьма престижное время состоялась премьера двухсерийного документального фильма "Писатель и вождь" о сложных отношениях Михаила Шолохова и советских лидеров в период с конца 20-х до 70-х годов. В основе фильма лежит документальный сборник, который так и называется - "Писатель и вождь", и видимо, авторы фильма (студия "Арт-нуво") не сочли нужным менять название. Обе серии вышли с перерывом в один день, что представляет собой значительный риск. Зритель мог не вернуться ко второй серии или, напротив, выключить телевизор после первых ее кадров, ничего не поняв, поскольку "мостиков" между сериями было немного и напоминающих о происходящем повторов не наблюдалось. Это неудивительно - фильм буквально захлебывается от избытка документальных материалов и свидетельств очевидцев. А также комментариев, на которых и выстроены обе серии.

Михаил Шолохов наряду с Буниным, Булгаковым и Платоновым - один из величайших российских прозаиков XX века, фигура, безусловно, трагическая, несмотря на внешнее благополучие. И дело не в посмертной его судьбе, хотя шолоховские страсти воистину напоминают "шекспировский" вопрос - является ли Шолохов автором "Тихого Дона" или нет. Автор фильма, режиссер и продюсер Владимир Мелетин не стал останавливаться на этом вопросе, поскольку все дискуссии, ведущиеся вокруг "Тихого Дона", уже давно проходят на истерических тонах. Судьба Михаила Шолохова - это судьба человека, который не смог реализовать то, что предполагал его выдающийся талант. Это судьба человека, в котором убивали писателя.

Вообще взаимоотношения Советской власти и большого художника - тема необъятная и требующая аналитического подхода. С широтой охвата материалов в фильме все в порядке, а вот аналитики явно не хватает. Зритель буквально тонет в фактах, но адекватного осмысления их нет, и выводы он, зритель, должен делать сам. А чтобы самому доходить до сути, требуется строго выстроенный логически рассказ. Его-то как раз и нет. Есть воспоминания детей писателя и его биографов, в избытке представлены точки зрения, а сюжет расплывается. Он построен на вытянутых в струнку синхронах разных комментаторов, то есть начинает мысль один, например Рой Медведев, а как бы подхватывает ее другой, например Сергей Мироненко. Форма любопытная, сложная, но, к сожалению, себя не оправдывающая. Можно подстегнуть один синхрон к другому формально, создать иллюзию единой идеи, текущей одной гигантской волной чрез весь фильм, но это будет лишь иллюзия. Каждый комментатор высказывает свои соображения и версии, и интереснее было бы, если бы они не продолжали друг друга, а сталкивались. Зачастую в таких спорах рождается истина...

Сложность формы и избыточность синхронов (закадровый комментарий намеренно функционален и стилизован под голосовые сопровождения хроники или же ею и являющийся - понять это невозможно) приводит к тому, что так и остается непонятным, был ли Шолохов игрушкой в руках властей или самостоятельной, страдающей и даже сопротивляющейся фигурой. Еще раз подчеркнем - фактов много, но они не систематизированы. Все же нет ничего лучше, чем старая, проверенная форма документального изложения, опирающаяся на выверенные биографические данные.

Схожа проблема и с визуальным рядом - уникальные кадры (например, Шолохов в отлично сшитом фраке получает Нобелевскую премию) разбросаны среди классической орнаментальной хроники. Это общая беда исторической документалистики - несоответствие визуального и смыслового рядов. Когда под конкретные факты подкладывается общая невнятная картинка.

Но главное, на кого рассчитан этот фильм? Среднестатистический зритель, с трудом вспоминающий фамилию Шолохова, не усидит у экрана, внимая бесконечным рассказам на малоизвестную тему. А гуманитарно ориентированный человек будет недоволен недостаточно высоким уровнем научного подхода.

Одним словом, такую тему с наскока не возьмешь. Либо надо понижать барьер, либо снижать требования к материалу. А классики этого ох как не любят...

А так же в рубрике:

    НАБЛЮДЕНИЕ

  • Лихорадит
    Из опыта циклового производства на отечественном ТВ
© 2001-2006. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена АрхиПроект ЗаконоКультура