Форум | Партнеры | Архив![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
Газета "Культура" |
последнее изменение 26.01.2009 |
|
Еженедельная газета интеллигенции |
№19 (7580) 17 - 23 мая 2007г. |
Рубрики разделаАрхивРеклама![]() ![]() |
![]() |
Краски мираАнгел, демон или големАнгела Деноке дебютировала в "Средстве Макропулоса" Екатерина БЕЛЯЕВА
Париж живет не одними президентскими выборами. В Опера Бастий, например, состоялась парижская премьера мистической оперы Яначека "Средство Макропулоса" на чешском языке. Несмотря на засилье политинформации в апреле - мае, столичные газеты уделили значительное место анонсам и рецензиям на эту оперу, которая вошла в репертуар одного из главных европейских театров спустя 80 лет после ее написания. Если бы не Жерар Мортье и его культуртрегерская политика, парижанам пришлось бы еще долго ждать знакомства с шедевром Яначека. Интерес прессы подогревался и двумя другими обстоятельствами - режиссурой польского радикала Кшиштофа Варликовского и дебютом в роли Эмилии Марти замечательной немецкой певицы Ангелы Деноке. Приглашая Варликовского во второй раз, Мортье рисковал головой. Когда прошлым летом поляк засадил в дом престарелых все семейство божественных Атридов (в опере Глюка "Ифигения в Тавриде"), одна знаменитая певица отказалась от премьеры, на сцену полетели помидоры, а самого Мортье активные недоброжелатели из зрительного зала предлагали сжечь на костре за оскорбление национальных музыкальных святынь. Директор не сдался - запланированная премьера "Макропулоса" состоялась, более того - стало известно, что Варликовский поставит в Опере "Парсифаля" в следующем сезоне и "Короля Рогера" - через сезон. Ничего эпатажного рецензенты на этой последней премьере не обнаружили. Варликовский стал снова самим собой - то есть сделал внятную театральную постановку. Старую, как Мафусаил, и при этом свежую, как девчонка, певицу Эмилию Марти он превратил в идола вечной женственности, а действие перенес в послевоенный Голливуд. Мэрилин Монро, Глория Свенсон, Бетт Дэвис, Мария Каллас - неважно, кто еще. В центре истории - трагедия артиста. Классическая схема: человек рождается в жуткой дыре, ведет борьбу против всего мира, перевоплощается в других, наконец, становится кем-то, к нему приходит слава, а за ней неизбежно крадется старость. Здоровую борьбу молодости подменяют наркотики, медикаменты, самоубийство. Это случается, потому что у человека нет другой защитной реакции на разрушительную силу славы. Варликовский сознательно не ограничился миром оперы - чтобы пояснить его мысль, вполне бы хватило аллюзий на Марию Каллас или какую-то другую оперную диву XX века - на его взгляд, только голливудская звезда с ее специфической культурой может символизировать для широкой публики трагедию Эмилии Марти. Кроме того, известно, что кинематографическое движение волновало Яначека. Малгожата Шчесняк (постоянный сценограф и художник Варликовского) превратила громадную сцену Бастий в американский кинотеатр - с экраном, рядами стульев и лежащей фигурой Кинг Конга. В память о том историческом "Кинг Конге" 1933 года, из детства кинематографа. Отменный режиссерский ход. Во-первых, всплывают фантастические образы драматургии Карела Чапека, изобретателя слова "робот" и автора "Макропулоса". Во-вторых, красиво обыгрывается мифологическая тема красавицы и чудовища. Многие помнят фразу, которую обронил герой фильма "Кинг Конг" возле лежащего на мостовой мертвого тела гориллы: "Не самолеты стали причиной его смерти. Чудовище погибло из-за красавицы". В опере красавица и чудовище слиты. Нежная, хрупкая женщина вроде Фэй Рэй (Энн Дэрроу в фильме "Кинг Конг"), превращаясь то в Мэрилин Монро с известной фотографии с летящим к небу платьем, то в роковую героиню Глории Свенсон из "Сансет бульвара", то в какую-то современную голливудскую старлетку, чудовищно несчастна. Ее красота разрушительная, искусство самоиспепеляющее. Она и есть чудовище, Кинг Конг, голем, Франкенштейн. Чтобы реализовать в опере эти замыслы о перевоплощении, нужны были певцы, готовые на все. Пригласили Ангелу Деноке, ее мужа, американского тенора Дэвида Кюблера (архивариус Витек), специалиста по комическим операм, и другого молодого американского тенора, Чарльза Уоркмана, на роль Альберта Грегора. Певцы-интеллектуалы приехали петь интеллектуальную музыку. Абсолютное попадание. Блистала Деноке. Она - очень интересная певица: не любит бельканто, итальянскую оперу, французских романтиков. Зато ради сложного, рационального пения XX века готова учить чешский, польский, русский. Удивительная немка. Парижане оценили ее несколько лет назад за исполнение ролей в "Воццеке" Берга, "Кардилаке" Хиндемита, "Кате Кабановой" Яначека, "Кавалере розы" Рихарда Штрауса. Ее не смутил отказ другой певицы работать с Варликовским, скорее такой поворот событий подогрел ее интерес к спектаклю. Тем более что "Средство" она еще нигде не пела, да и идет оно редко в мире - значит не надоест. Участием в этом проекте чета Деноке - Кюблер празднует своеобразное семейное торжество. В 1998 году Жерар Мортье познакомил певцов на Зальцбургском фестивале, а теперь в 2007 году им довелось спеть вместе в одном спектакле на сцене Парижской Оперы. (Рецензию на спектакль читайте в следующем номере.) А так же в рубрике:
|