Форум | Партнеры | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

Газета "Культура"

последнее изменение 11.06.2009

Еженедельная газета интеллигенции

№25 (7586) 28 июня - 4 июля 2007г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44-45
№46 №47 №48
№49 №50 №51
2007 год
№01 №02 №03
№04 №05 №06
№07 №08-09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51-52    
2008 год
№01-02 №03 №04
№05 №06 №07
№08 №09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22-23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43-44 №45 №46
№47 №48 №49
№50    
2009 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18 №19
№20 №21  

Реклама

Баннер 100x100
Баннер 100x100
TopList
Rambler's Top100

Под занавес

АЛЕКСЕЙ БАЛАБАНОВ:
"Мне исповедовались, как священнику"

Беседу вела Светлана МАЗУРОВА
Санкт-Петербург
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ

А.Балабанов
А.Балабанов

  Новый фильм Алексея БАЛАБАНОВА "Груз 200"   про жуткую историю, происшедшую в провинции в 1984 году, в финале советской эпохи, шокировал многих кинокритиков и простых зрителей. Это одиннадцатый фильм петербургского режиссера. До него, напомним, были "Про уродов и людей", "Брат", "Брат-2", "Война", "Жмурки", "Мне не больно". Мнения по поводу "Груза 200" резко разделились. Одни критики присуждают ему премию на   "Кинотавре",   называют "Груз 200" фильмом года и последней пятилетки, гениальным, выдающимся, лучшим из всех балабановских. Другие считают, что это трэш-кино, чернуха, что чувства меры у режиссера совсем нет, он совершенно не любит людей, Родину, и советуют тем, кто все-таки пойдет в кинотеатр, взять с собой "рвотные" гигиенические пакеты. В рамках российской программы на проходящем в эти дни ММКФ состоялся показ картины в Доме кино. Предусмотрительно было вызвано несколько карет "скорой помощи" для чувствительных зрителей. К помощи медиков прибегнул один из них.

- Алексей, в газетах пишут, что вы выразили в фильме всю свою обиду на человечество, на страну, в которой выросли. Якобы вы сказали: "Если и есть хорошие люди, то они мне не встречались". Это соответствует действительности?

- Да какая обида?! Абсолютно хороших людей в принципе нет. Потому что каждый человек когда-то совершал какие-нибудь плохие поступки. Просто в одном человеке больше черного, в другом - белого. В определенных проявлениях любой, даже ребенок, может быть плохим. Нет святых людей. И священники бывают грешны. Я с этой точки зрения говорил абстрактно. Я люблю людей, у меня много друзей.

- Вы утверждаете, что фильм основан на реальных событиях. Откуда вы узнали эту страшную историю? Раньше о таком в газетах не писали...

- Конечно, не писали. В 80-е годы я много ездил. Всю страну посмотрел. Где только не был! Проехал Сибирь, Дальний Восток... Многое видел, разговаривал с людьми.

- Зачем ездили?

- Почти шесть лет работал ассистентом режиссера студии научно-популярных фильмов. Киношники были очень популярными людьми. Я приезжал куда-нибудь и говорил: "Мы собираемся снимать фильм про вас". Все норовили со мной выпить и мне исповедовались. Я, как священник, слушал. Общался с разными людьми - и с начальниками, и с рабочими. Такого нарассказывали! Знали, что киношникам можно все, что наболело, рассказать, они не пойдут "стучать". Я не был коммунистом. Мне было 25 лет.

- Молодые зрители, основной контингент кинотеатров, спросят: неужели так было в стране советской?

- Конечно, было. Там все правда. Нет ни одного места, которое было бы неправдой. Я собрал разные яркие рассказы, свои личные наблюдения - и придумал историю. Мне, например, девушка рассказывала, как ее бутылкой изнасиловали. Для нее это шок на всю жизнь. Я служил в армии в десантной дивизии. В Афганистане не был. Но со мной жил летчик, который туда постоянно летал, возил гробы, рассказывал мне об этом. Я видел ящики с "грузом 200" на Витебском аэродроме, знаю, как они пропадали. Не всех погибших встречали. У кого-то родственников не было, а у кого были - денег на поездку не было. Парень ушел служить с Дальнего Востока, а гроб привезли в Псков. Было такое. Просто об этом не говорили.

Кто жил в то время, тот знает, какой раньше беспредел в стране был. И голод. Власть предержащие творили что хотели. Продукты распределяли между своими. Помню, как в полярный поселок на берегу Ледовитого океана, на Индигирке, завозили один хлеб. И спирт там всегда был. Я учился в институте в Горьком, крупном городе, там в универсаме продавались хек мороженый и пиво. А когда жил в Свердловске, там и пива было не купить, странно, конечно, ведь в городе работал крупный пивзавод.

Я решил сделать фильм про переломный момент, когда умер генсек Черненко, последний коммунистический монстр, начались изменения в обществе, а потом и перестройка. Именно 1984 год я считаю переломным. Народ зашевелился. Стали появляться деловые люди, арендаторы. В это время возникло новое молодежное движение, открывались рок-клубы. Нас перестали душить, как прежде. И разговоры о Боге пошли. Я сам тогда начал читать Евангелие. Это все мои личные ощущения от того времени.

- Вы предвидели негативные оценки?

- Я знал, что фильм неоднозначен. Такого кино у нас, в принципе, нет. Оно не жанровое - открытое. Такая нетрадиционная драматургия. Сюжет я придумал еще в 1997 году. Тогда бы, скорее всего, фильм показали. Это сейчас у нас пошел уклон в "правильную" сторону, в сторону прилизанного капитализма. Но именно сегодня, мне кажется, надо показать такое кино. Уже выросло поколение ребят, которые ничего не знают о том времени. Ругают фильм те, кто жил в то время. Не все, конечно. Мои родители посмотрели, им понравилось. Моя мама была активной коммунисткой. Теперь она и папа переживают за меня, что вокруг фильма скандал, что некоторые его не принимают. Еще до официальной премьеры продюсер Сергей Сельянов устроил несколько показов. Мне уже многие люди позвонили, кто фильм принял. Например, режиссер Андрей Смирнов.

- От вашей картины отказались Берлинский и Каннский фестивали...

- И Венецианский. Капиталисты ее не поймут. Вот фильм "Про уродов и людей" им понятен, там некая абстрактная атмосфера. А тут все конкретно, тут фактура. Им и наши разговоры о Боге непонятны, неблизки. Я ведь знаю конъюнктуру, бываю на различных фестивалях, часто езжу на съезды как член Европейской киноакадемии, знаю, какой надо снять фильм, чтобы поехать с ним на фестиваль. Лучше всего обгадить нашу страну и сказать, какие они красивые, и еще дать роль какому-то американскому или французскому артисту. Вот и все, успех обеспечен. Либо снять фильм про какую-нибудь девочку, про слезливую любовь или про детей-сирот.

- Но ведь и наши кинотеатры вроде бы не хотят показывать ваш "Груз 200".

- Боятся. Все решают директора кинотеатров: брать фильм или не брать, принесет он прибыль или нет. У них ошибочное мнение, что народ не пойдет на "Груз 200". Мне же кажется, наоборот, пойдет.

- А это не ваше предложение об ограничении публики по возрасту до 21 года?

- О чем вы говорите? Конечно, нет! Я сам огорчен этим. Считаю, что это зрительское кино. Очень сильное, воздействующее на людей, отзывы либо очень положительные, либо резко отрицательные. Молодежи нравится.

- У вас 17-летний сын, вы покажете ему свою работу?

- Он уже посмотрел, ему понравилось. Да молодежь давно висит на порносайтах, что им такое кино? А что, в кинотеатрах у ребят будут паспорт спрашивать? Мой сын, например, выглядит старше своих 17, на все 22. А как вам тот факт, что жениться им теперь разрешают и в 14 лет?

Думаю, все же прокат будет. "Уродов" тоже ругали, мнения тогда тоже разделились, а потом дали две "Ники" - за лучшую режиссуру и за лучший фильм, и на "Кинотавре" - приз за лучшую режиссуру. Тогда мне пожал руку Александр Наумович Митта и сказал прилюдно, вручая приз: "Пожалуй, на сегодняшний день ты самый крутой режиссер". Приятно было, потому что он читал у нас на курсах лекции по драматургии, я его очень уважаю, он замечательный режиссер.

- Почему Евгений Миронов отказался сыграть главную роль - мерзопакостного подонка - милиционера?

- После "Охоты на пиранью" он решил играть положительные роли. И я сразу подумал об Алексее Полуяне.

- Как вы его нашли?

- Я давно знаю Алексея. Он живет в Питере, озвучивал Витю Сухорукова в моем "Брате" и сыграл там маленькую роль - киллера, который стреляет в героя Сережи Бодрова. Снимался он и у Рогожкина - в "Особенностях национальной охоты" и в "Операции "С Новым годом!". Очень хороший артист, но, к сожалению, невостребованный, главных ролей у него не было.

- А Сергею Маковецкому вы предлагали эту же роль?

- Нет, роль профессора. Он от нее отказался, она показалась ему недостаточно объемной. Но когда мы смонтировали фильм, он эту роль озвучил.

- Правда, что актрисы отказывались озвучивать ваше кино?

- Нет, такого не помню. Я всегда переозвучиваю многих актеров. У меня просто такой принцип. Не буду говорить, кого здесь переозвучил. Узнают - хорошо, нет - ну и ладно. Пусть люди смотрят кино, а не об озвучке думают. Я же не ставлю специально такую задачу - переозвучить актеров, а хочу что-то другое привнести в то, что было в черновой фонограмме. Опыт подсказывает: артисту, который сыграл, трудно при озвучании сказать по-другому, он себя слышит, а тот, кто приходит в студию, новый, не отталкивается от фонограммы, вносит дополнительную энергию - свою, другую.

- Рената Литвинова в своей телепрограмме сказала: "Балабанов наконец-то вернулся к своим истокам". Согласны с ней?

- Может быть, она права. Я начинал не с попсового кино - с Беккета, Кафки. Рената - девушка умная, интересный человек, я давно ее знаю. Давно хочу, чтобы она мне сценарий написала, но она все как-то ускользает.

- "Груз 200" некоторые критики называют лучшим из всех ваших фильмов. А вы сами какую свою работу считаете лучшей?

- "Про уродов и людей" и "Груз 200".

- "Груз 200" - ваш одиннадцатый фильм.

- Не считая любительских короткометражек.

- Известно, что вы снимаете фильмы "через один": тревожный - развлекательный...

- Не специально, так получается. Со "Жмурками", например, ошибся, ставил задачу сделать кино, над которым бы смеялись все. Но простые люди его не поняли. Я думал, что получится популярное кино. Но нет у нас традиции смотреть черные комедии. Народ пришел на "Брата-2" и не понял, что это комедия. И фильм вначале провалился. Потом уже догнал - за счет дисков, показа на ТВ. Сейчас я прихожу в баню и слышу, как народ говорит фразами из "Жмурок", хохочет. Люди раскусили, что это комедия. А на премьере... Помню, как смотрел фильм в кинотеатре со зрителями. Стоял хохот, а выходили из зала с недоумением. Возмущались, что много крови, больше, чем надо, но ведь это мы специально делали. Знаменитые артисты согласились играть. Догилева сыграла совсем крохотную роль секретарши. А какая роль у Певцова! У него амплуа героя, а у нас он сыграл мелкого еврея, адвоката.

- Вы сейчас живете "Грузом 200" (премьера, интервью, обсуждения) или уже окунулись в другую работу?

- Давно пишу сценарий. Хотел снимать весной, но не получилось. Это будет молодежное кино, про школьников, рабочее название "Кино". Вообще про кино рассказывать не люблю, неинтересно это. Скажу только, что там будет современный Петербург. Будем снимать осенью, когда начнется учебный год.

- Наверное, ориентируетесь на сына и его друзей?

- Конечно.

- Легко пишете?

- По-разному. "Кино" придумал уже давно, а записать никак не могу, сложно. Там не линейная драматургия: пять параллельных линий, пять разных семей, пять квартир, три любовных треугольника. И еще школа. Немножко громоздко получается, от чего-то надо избавляться. Я всегда мыслю картинками. Не тексты записываю, а будущее кино, ведь пишу не для кого-то, а для себя, сам ставить буду.

А так же в рубрике:

© 2001-2007. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена АрхиПроект ЗаконоКультура