Форум | Партнеры | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

Газета "Культура"

последнее изменение 06.04.2008

Еженедельная газета интеллигенции

№13 (7626) 3 - 9 апреля 2008г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44-45
№46 №47 №48
№49 №50 №51
2007 год
№01 №02 №03
№04 №05 №06
№07 №08-09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51-52    
2008 год
№01-02 №03 №04
№05 №06 №07
№08 №09 №10
№11 №12 №13

Реклама

Баннер 100x100
Баннер 100x100
TopList
Rambler's Top100

Одна неделя

Восемьдесят лиц Александра Брамантовича

Портреты Брюллова-старшего на Пречистенке

ВЫСТАВКА

Георгий ОСИПОВ
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО

Очень все-таки это трудное дело, господа, - быть братом Великого Человека. Лев Сергеевич Пушкин, известный в обществе под не очень благозвучным прозвищем "братец Блев" - сумел. До сих пор спорят литературоведы, сколько стихов великого брата сохранилось (и не сохранилось) благодаря ему.

А вот Александр Павлович Брюллов - не смог. Нет, я вовсе не хочу сказать, что он не достиг "степеней известных". Напротив - числился среди самых замечательных зодчих эпохи. Напоминать вряд ли стоит. Пулковская обсерватория. Колонна-памятник Куликовской битве. Михайловский театр в Петербурге. Караван-сарай в Оренбурге. Словом, высечен и запечатлен в мраморе, дереве и металле.

А правнуку бежавшего в Россию гугенота-француза Жоржа Брюлло хотелось большего, много большего. Ибо талантлив он был совсем не менее, чем годом младший его брат Карл, в дали годов и столетий совершенно затмивший его. "Я никогда не устрашусь предпринять никакой труд, не относящийся к архитектуре, если надеюсь быть в состоянии его выполнить". Это пишет старший Брюллов осенью 1825 года, зарисовывая древности Неаполя. Кстати, не без основания толкуют, что сюжет "Последнего дня Помпеи" Карлу подбросил "неустрашимый" Александр.

Но выставок живописи его брата по всем странам и континентам - не счесть, хотя и писали некоторые классики отечественного искусствоведения, что Карла Брюллова можно "поблагодарить" только за то, что он убил русскую живопись. А вот старшему брату... Он ничуть не уступал младшему в даровании, в частности, в искусстве портрета - неспроста отлично разбиравшийся в изящных искусствах Жуковский называл их Александром Брамантовичем и Карлом Рафаэльевичем. Однако старшему брату пришлось ждать первой выставки написанных им портретов ровно двести десять лет...

Открылась она, правда, не в любимом старшим Брюлловым Петербурге, а в Москве, собранная частными коллекционерами и шестнадцатью российскими музеями (куратор - Лидия Карнаухова). Открылась в Музее Пушкина на Пречистенке. Семьи Брюлловых и Пушкиных дружили. Более того - и старший, и младший Брюлловы собирались писать портрет Пушкина. Александр, правда, написал акварельный портрет Натальи Николаевны - пожалуй, самый известный из существующих. Тот самый - в белом платье, с диадемой. Но как раз его на выставке можно увидеть в репродукции - музей на Мойке явно решил "отмстить какие-то обиды" московским музейщикам.

Но и без него есть чему изумиться на этой выставке - одной из лучших в Москве за последние годы. В первую голову самому семейству - Александра и Карла знают все. Но многим ли известны немало сделавшие для сохранения памяти отца сыновья Александра - Владимир и Павел? Кто помнит, что совсем молодым, двадцатилетним, умер слывший самым талантливым из братьев - Иван? А его тоже очень небесталанная сестра Юлия стала женой одного из лучших мастеров камерного портрета позапрошлого века - Петра Соколова?

Впрочем, речь не только о них - восемьдесят портретов кисти Александра Брюллова (в том числе и "портрет" Сенной площади) представлено на выставке, и порой кажется, что старшему брату не хватало только одного - умения сделать себе хорошую рекламу. И если все-таки когда-то научился этому, то было уже поздно - Николай I Александра Брюллова терпеть не мог, предпочитая новый архитектурный стиль в лице Константина Тона. Уезжать за границу строптивый адепт классицизма не пожелал. И остался до конца жизни (умер он в разгар Русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг.), как и князь Вяземский, живым памятником давно минувшей эпохи.

Многие портреты на выставке - редкостный случай - не скрывают противоречий. Скажем, специалисты из музея на Пречистенке считают известный брюлловский портрет Сергея Уварова портретом совсем другого человека - графа Гудовича... Но эти споры, скорее, - на радость специалистам. А на радость простому посетителю - ничуть не меньший, чем у брата, талант Александра-портретиста. Только вот нет-нет, а проглядывает в портретисте... архитектор. Он писал не "взгляды" (у людей и животных!), как брат. Он не знал, но словно прозрел строки поэта будущего века: "Есть лица, подобные пышным порталам, / Где всюду великое чудится в малом..." Пышный портал, хотя и ох какой неотесанный и грубый - это портрет графини Нессельроде, дочери автора знаменитой каши и едва ли не главной "врагини" Пушкина. А вот портрет императрицы Александры Федоровны. Красива. Стильна. Величественна. Но - лицо ли? Скорее, небольшая готическая часовня. Было у старшего Брюллова и несомненное чувство юмора: стоит пристального внимания посетителя небольшая литография, где изображено открытие новой лавки книготорговца Смирдина на Невском. Пушкин, Вяземский, Греч, Крылов, Булгарин... Не вместе ли с нею родилась знаменитая эпиграмма: "Коль ты к Смирдину войдешь / Ничего там не найдешь, / Ничего ты там не купишь, / Лишь Сеньковского (кстати, свояка Александра Брюллова. - Г.О. ) толкнешь, / Иль в Булгарина наступишь". Последнее немудрено: отъевшаяся физиономия его изображена Брюлловым-старшим без всякой комплиментарности.

Нет, все-таки был у России свой Александр Великий...

А так же в рубрике:

© 2001-2007. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена АрхиПроект ЗаконоКультура