Форум | Партнеры | Архив![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
Газета "Культура" |
последнее изменение 16.04.2008 |
|
Еженедельная газета интеллигенции |
№14 (7627) 10 - 16 апреля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивРеклама![]() ![]() |
![]() |
ПубликацияСмерть космополитаПамяти Юзефа Юзовского Борис ПОЮРОВСКИЙ
Юзеф Ильич Юзовский (1902 - 1964) - выдающийся театральный критик, литературовед, журналист, эссеист, автор многих статей и книг. С его суждениями считались Маяковский, Олеша, Погодин, Булгаков, Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд, Таиров, Попов, Завадский, Охлопков. Его отзыва ждали во всех театрах - даже если не всегда могли с ним согласиться. Потому что его мнение никогда не было предвзятым, он никогда не обслуживал чьи-то групповые интересы, а лишь думал о достоинстве искусства. Ростислав Плятт писал когда-то в нашей газете: "Я очень любил Юзовского. Однажды возникнув, он с тех пор всегда занимал положение мэтра в мире театральной критики... Я думаю, не надо теперь объяснять, почему в дни актерской молодости моего поколения фраза "Сегодня смотрит Юзовский", проникая за кулисы, становилась сигналом к посильной мобилизации талантливости в актерских душах, несмотря на то (а может быть, именно потому) что далеко не всегда написанное Юзовским звучало сладостно для актерского уха и глаза, увы, далеко не всегда. Омерзительная история с "антипатриотической группой театральных критиков", одним из "лидеров" которой он был объявлен, сильно подточила его жизнь и, думается, ускорила его смерть". Однако жизнь Ю.Юзовского, оборвавшаяся непростительно рано, продолжается и сегодня. К его публикациям обращаются новые поколения режиссеров и театроведов, когда приступают к работе над произведениями Горького, Шекспира, Мольера, Брехта, Чехова, Толстого, Достоевского, Пушкина, Гоголя, Островского. И пытаются с его помощью реконструировать спектакли, поставленные Станиславским или Мейерхольдом с участием Бабановой, Хмелева, Баталова, Андровской, Яншина, Топоркова, Добронравова, Ильинского, Райх... Даже в тех случаях, когда эти отзывы занимали всего-то 100 строк в газете на следующее утро после премьеры. О нем сегодня вспоминает ученик Ю.Юзовского, театральный критик Борис Поюровский.
18 декабря 2007 года Юзефу Ильичу Юзовскому исполнилось бы 105 лет. Но он ушел из жизни 15 декабря 1964 года, чуть-чуть не дожив до 62-х. И так вышло, что похороны его совпали с его же днем рождения. Но обо всем по порядку... В конце 1963 года Юзовский по приглашению министерства культуры Польши отправился туда в длительную командировку. Еще за два года до этого он задумал написать книгу о стране, где прошло его детство. "Литературная газета" из номера в номер с удовольствием печатала очерки своего специального корреспондента, преисполненные дружескими чувствами, обязательно приправленные доброй улыбкой и особым юмором. Но автор хотел как можно глубже погрузиться в жизнь современной Польши, не забывая и о ее непростой истории. Однако последняя поездка неправдоподобно затянулась: в те времена находиться за пределами нашей страны почти год могли разве что дипломаты. В Москве стали говорить, что Юзовский в Польше заболел и попал в госпиталь. Позже выяснилось, что это был вовсе не госпиталь, а клиника, расположенная в окрестностях Варшавы, рядом с действующим монастырем. В палате у Юза был городской телефон, так что при желании можно было услышать его голос. Настроение больного не вызывало особой тревоги. Он по-прежнему интересовался московской жизнью и не слишком охотно распространялся на медицинские темы. В конце сентября 1964 года Юз сообщил мне, что 1 октября он возвращается в Москву и хотел бы вечером того же дня повидаться. Пожелание Учителя было воспринято не просто с пониманием, но с восторгом: ведь мы расстались почти год назад! В назначенный час спешу в Лаврушинский переулок; дверь отворяет Юзеф Ильич и без особых эмоций, которые могли бы быть уместны в данном случае после столь долгой разлуки, по-деловому протягивает для пожатия руку. Заходим в комнату, хозяин предлагает сесть в кресло, а сам как следует прикрывает дверь. Последнее обстоятельство следует отметить отдельно: в течение 14 лет, что я бывал здесь, Юз просил никогда не закрывать дверь и объяснял это тем, что его сосед по квартире - заведующий отделом конфискаций Замоскворецкого КГБ - не должен слишком напрягать свой слух во время моих визитов к космополиту № 1. Еще я обратил внимание на то, что Юз встретил меня не в халате и шлепанцах, что было бы естественно, а в парадном черном костюме, в белоснежной крахмальной сорочке с новым, красивым галстуком. Не спрашивая ни о чем, Юз с первых же слов решил посвятить меня в свои проблемы. Он говорил о себе в третьем лице, будто к нему самому все сказанное не имело прямого отношения. А ведь речь шла о том, что он смертельно болен. Что жить ему осталось всего ничего. Что польские друзья уговаривали его не уезжать из Варшавы, где он был окружен не просто вниманием и заботой, но и всеобщей любовью. Однако вся сознательная его жизнь связана с Москвой, и потому без колебаний он сделал свой выбор. Говорил Юзеф Ильич с трудом, но просто, без сентиментальности, не предполагая ни дополнительных вопросов, ни возражений. Ему важно было донести до меня эту страшную новость и заручиться поддержкой в весьма деликатном вопросе: архив, архив, архив!!! Времени совсем мало, а бумаг!.. Дети этим заниматься не станут, к тому же он не хочет посвящать их в подробности поставленного в Варшаве диагноза, хотя понимает, что рано или поздно они все равно узнают правду. В другой ситуации я, вероятно, стал бы уверять больного, что не стоит придавать особого значения мнению медиков, они ведь не боги и тоже иногда ошибаются. Но в данном случае понял, что Юз ждет от меня не сочувствия и утешения, но реальной помощи. И потому тут же приступил к делу. Мы договорились, что с завтрашнего дня я буду приходить сюда ежедневно, и мы вместе займемся архивом. Так и сделали. Правда, теперь Юз встречал меня уже не у двери: он лежал на своем диване и терпеливо ждал моего появления. Любое письмо, записка, рукопись подвергались изучению. Иногда надо было лишь указать адресат или название, чтобы получить распоряжение сохранить или, напротив, уничтожить бумагу. Особенно безжалостно Юз обходился с личными письмами от женщин, удивляясь, что они до сих пор находились в его архиве. Читать их не полагалось никому, они тут же рвались или резались на мелкие части. Если первые дни мы трудились по два-три часа, то спустя какое-то время Юз попросил удвоить нагрузку. Не потому, что ему стало лучше: напротив, день ото дня состояние больного заметно ухудшалось, он явно опасался не успеть привести архив в порядок. В середине октября Юз вспомнил, что год назад Париж прощался с Эдит Пиаф, с которой он неожиданно случайно познакомился в ее последнюю новогоднюю ночь. И попросил настроить радиоприемник на французскую волну: кроме польского и немецкого, Юзовский в совершенстве владел французским. В тот день почти все передачи французского радио были посвящены памяти великой певицы. Юзеф Ильич слушал воспоминания о ней и ее песни с таким вниманием, будто это были какие-то необыкновенно важные сообщения... * * * Владимир Поляков, забавный, легкомысленный человек, автор комедий, киносценариев и эстрадных представлений, писавший для Марии Мироновой, Аркадия Райкина и Сергея Образцова, в 1959 году создавший в Москве Театр миниатюр, преобразованный позже в Театр "Эрмитаж", где начинали Марк Захаров, Зиновий Высоковский, Марина Полбенцева, Фаина Иванова, друг Юза, обеспокоенный его состоянием, обратился лично к Е.А.Фурцевой и благодаря ее помощи добился места в седьмом, особом корпусе Боткинской больницы, куда мы и поместили Юзефа Ильича 1 декабря 1964 года. Он понимал, что это конец, но вел себя удивительно мужественно и достойно. Лечить его уже было невозможно, речь шла лишь о том, чтобы избавить больного от ужасных страданий. Многие люди в тот момент пришли ему на помощь, особое спасибо Сергею Сергеевичу Смирнову, который благодаря своей телевизионной популярности сумел достать через Минздрав СССР лекарство, которое тогда только появилось, и не у нас, а во Франции. ...14 декабря 1964 года ничем особенно не отличалось от других дней. Разве что накануне врачи перевели Юзовского в отдельную палату. Благодаря наркотикам он не чувствовал особых болей и почти все время дремал. Его сын Миша и невестка Тоня постоянно находились рядом. Тоня, по специальности медицинская сестра, давно догадывалась о диагнозе свекра. Миша всячески гнал от себя подобные мысли, он был уверен, что отец вскоре поправится. Днем я заехал в больницу, но Юзеф Ильич спал, и мы решили не тревожить его. Вечером в Доме актера планировался юбилей Анастасии Павловны Георгиевской. Мне поручили открыть его небольшим вступительным словом, а затем я уехал в больницу. И хотя время было позднее, я неожиданно застал Юза бодрствующим. Воспользовавшись тем, что Тоня и Миша вышли куда-то из палаты, Юзеф Ильич попросил меня достать у него из-под подушки чековую книжку, после чего сказал буквально следующее: - Вероятно, сегодня все кончится. Выслушайте меня внимательно и, пожалуйста, не перебивайте. В чековой книжке - всего 252 рубля, к сожалению, больше у меня ничего нет. Ни в коем случае не показывайте ее детям! Хоронить меня будет Литфонд, они начали готовиться к этому еще в 1949 году, но дело как-то застопорилось. Теперь, наконец, операция подходит к завершению, можете не сомневаться, они с удовлетворением воспримут эту новость и выделят необходимые средства. 252 рубля ни в коем случае не отдавайте детям сразу, я подписал 5 чеков по 50 рублей каждый, разделите это на 5 месяцев. У Миши стипендия 18 рублей, у Тони зарплата 45, пусть учатся экономить. Конечно, будет трудно, но зато я расплатился со всеми долгами. Еще поблагодарите Плятта за его замечательную заметку о моей книге. Мне неловко, что я не успел так хорошо написать о нем, как он обо мне. Но пусть не огорчается: когда встретимся там, обязательно сочтемся, я не люблю оставаться в должниках. Это не к тому, чтобы он туда торопился, упаси Бог! Но рано или поздно мы все туда отправляемся. В связи с этим прошу вас, не стоит меня оплакивать. Ведь я мог вообще не родиться. Мог погибнуть в годы Гражданской войны, в 1937 году, на фронтах Великой Отечественной, не говоря уже о незабываемом 1949-м!.. Как только я там окажусь, первым делом постараюсь встретиться с Пушкиным, Шекспиром, Мольером... У меня к ним накопилось, и давно, столько вопросов! А теперь поезжайте в Дом актера, а то опоздаете к концу вечера. Обязательно поздравьте от меня Анастасию Павловну! Ах, как она играла в "Достигаеве"!.. То была наша последняя встреча. Где-то в самом начале второго часа ночи мне позвонил из больницы Миша: - Папа умер... * * * Эпопея с похоронами - особая тема. Друзья и близкие хотели придать земле тело Юза на Новодевичьем кладбище. Ходатайство об этом на имя председателя Моссовета В.Ф.Промыслова подписали Е.А.Фурцева, К.А.Федин и М.И.Царев. Действительно, Литфонд в лице Ария Давидовича Ротницкого - незаменимого специалиста в деле погребения писателей - уже ранним утром выразил мне соболезнование и поинтересовался пожеланием родственников. 16-го утром Ротницкий сообщил, что в захоронении на Новодевичьем получен категорический отказ и потому он на свой страх и риск оформил кремацию на 18 декабря, что тоже было непросто: ведь в Москве в ту пору работал единственный крематорий. Там же, в Донском, предполагалась и гражданская панихида. Р.Я.Плятт, Ю.А.Завадский, М.М.Штраух, Л.П.Сухаревская, В.П.Марецкая, Ф.Г.Раневская, В.О.Топорков и другие друзья Юзовского считают, что сдаваться рано. Забираю письма у Ротницкого и вместе с М.И.Жаровым отправляюсь на поклон к Н.И.Алимкину, начальнику Управления по специальному обслуживанию Моссовета, ведающему исключительно вопросами захоронения. Николай Иванович, увидев Михаила Ивановича, пришел в неописуемый восторг: - Чем могу служить? - поинтересовался Алимкин. - Да ты садись, - по-свойски предложил ему Жаров. И тут же протянул уже известные три письма. Николай Иванович внимательно их прочитал, достал из стола какую-то бумагу, подписанную еще в 1928 году В.М.Молотовым, согласно которой точно определялся круг лиц, подлежащих захоронению на Новодевичьем кладбище. Ясно было, что наш покойник явно не вписывался в эту номенклатуру, где числились политкаторжане, члены партии с дореволюционным стажем и герои Гражданской войны... - Ты мне это не читай, - сказал Жаров. - Я прошу тебя как русский человек русского: сделай лично для меня такое одолжение! - Михаил Иванович, дорогой, да если речь идет о вас, можете не сомневаться, хоть сейчас выделим самое лучшее место! Жаров, как ужаленный, бросился вон из кабинета Алимкина: он не привык к тому, чтобы ему в чем-то отказывали. А тут еще такое "заманчивое" предложение... Но инициативная группа друзей Юзовского решила не складывать оружие и утром 17-го, до начала рабочего дня в Моссовете, ровно в 8.45 собралась у II подъезда. Для большей надежности решено было пригласить в группу ходатаев депутата Моссовета, актрису Художественного театра Г.И.Калиновскую: она знала все входы и выходы в этом уважаемом учреждении. В те годы войти в Моссовет даже во внеурочное время практически мог любой человек, ну а уж такая представительная делегация из самых-самых популярных и любимых актеров и подавно! Постовой милиционер от растерянности или по привычке взял под козырек и сопроводил нас до самого лифта. Если мне не изменяет память, приемная Промыслова располагалась на 5-м этаже. Калиновская уверенно вела нас к цели, но, увы, оказалось, что хозяина кабинета нет на месте и в ближайшие два дня не будет: именно сегодня в Кремле открывается сессия Верховного Совета не то СССР, не то РСФСР, и Владимир Федорович, конечно, там заседает. Совершенно растерянные стоим в коридоре, и вдруг к Ростиславу Яновичу Плятту подходит Лидия Николаевна Богаткова, помощница какого-то здешнего начальника. Выяснив причину нашего визита, она выразила сочувствие, но одновременно и некоторое сомнение в успехе подобного ходатайства. Впрочем... Лидия Николаевна препроводила нас по другой лестнице ко второму входу в кабинет к заведующему секретариатом Промыслова Л.С.Шубу: "Идите смело по небольшому коридору и попадете прямо в его объятия. Человек он интеллигентный, порядочный, образованный. Может быть, что-то и подскажет". Словно заговорщики, стараясь никак себя не выдать, пробираемся к заветной двери и без стука входим в просторный кабинет. Хозяин, конечно, смутился. Такие представительные делегации, возможно, бывали здесь и прежде, но чтобы с черного хода!.. - Садитесь, садитесь, пожалуйста! Рад всех вас видеть. Слушаю внимательно, что привело вас в столь ранний час? Депутат Моссовета Г.И.Калиновская берет инициативу в свои руки и передает Л.С.Шубу уже известные письма. М.М.Штраух прибавляет к ним газеты, в которых опубликован официальный некролог. - Да, печально, - говорит Шуб. - Но, к сожалению, без Владимира Федоровича этот вопрос никто решить не сможет, а он два дня будет занят в Кремле. Может быть, кремировать пока, а уж потом вернуться к проблеме захоронения урны в стене? Это более реально. - Не хотелось бы, - говорит Плятт. - Он столько настрадался при жизни, пусть уж душа его упокоится хоть после смерти. - Ну а если похоронить на Ваганьковском кладбище? - продолжает интересоваться Шуб. - Нет, - твердо говорит Л.П.Сухаревская. - Только на Новодевичьем! Мы все об этом очень просим. А Штраух добавляет, что на похороны прибывают официальные делегации из Польши, Чехословакии, ГДР, и они могут просто не понять, почему мы до сих пор продолжаем репрессии по отношению к бывшему космополиту. Шуб предлагает разойтись до 14 часов. Он постарается за это время связаться с Промысловым и доложить о просьбе общественности. Разумеется, никто не может ничего обещать, но будем надеяться! В 13.45 получаем от Шуба наши три письма, к которым приколота крошечная бумажка: "тов.Алимкину Н.И. Прошу оформить". И не факсимильная, а подлинная, разборчивая подпись: "В.Промыслов". На крыльях летим к Алимкину. Он тут же звонит директору Новодевичьего кладбища: ведь похороны в газетах объявлены на завтра! Просит все сделать как полагается, прибавляет к нашим бумагам еще одну, от себя, и рекомендует как можно скорее добраться до кладбища: 17 декабря световой день кончается рано, а уже почти 15 часов. Кто-то едет на кладбище, а я вспоминаю, что Юз просил, если будет гражданская панихида, устроить ее в том самом дубовом зале ЦДЛ, где в 1949 году его вместе с другими космополитами распинали, освистывали, не давали открыть рот, требовали признаться в заговоре, в существовании подпольной типографии... Звоню Плятту, он обращается к К.А.Федину, возглавлявшему в ту пору Союз писателей СССР. Константин Александрович, разумеется, с пониманием отнесся к последней воле Юзефа Ильича. На гражданскую панихиду собралось столько людей, что гардероб даже не смог у всех принять пальто. Не только зал, но и ведущая на галерею лестница, и сам балкон - все оказалось запружено народом. Гроб поставили не в середине зала, а в том самом месте, где в 1949 году находилась злосчастная трибуна. Конечно, было много цветов, известные певцы и музыканты посвящали Юзовскому свои выступления. Они чередовались с речами выдающихся мастеров искусства, которые благодаря Всесоюзному радио были записаны на пленку. Мне кажется, что их публикация сегодня свидетельствует о том, что 18 декабря 1964 года, в день рождения и одновременно в день похорон космополита № 1 Юзефа Ильича Юзовского, была предпринята первая попытка публичного покаяния, о котором нам не следует забывать никогда. |