Форум | Партнеры | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

Газета "Культура"

последнее изменение 16.04.2008

Еженедельная газета интеллигенции

№14 (7627) 10 - 16 апреля 2008г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44-45
№46 №47 №48
№49 №50 №51
2007 год
№01 №02 №03
№04 №05 №06
№07 №08-09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51-52    
2008 год
№01-02 №03 №04
№05 №06 №07
№08 №09 №10
№11 №12 №13
№14    

Реклама

Баннер 100x100
Баннер 100x100
TopList
Rambler's Top100

Театр

Остров маленьких человечков

Санкт-Петербургскому детскому драматическому театру "На Неве" - 20 лет

Ирина АЛПАТОВА
Санкт-Петербург - Москва

Сцена из спектакля "Гуси-лебеди"
Сцена из спектакля "Гуси-лебеди"

В Северной столице театров, как известно, много, в том числе именитых, титулованных и хорошо известных мировому сценическому сообществу. И есть еще один, далеко не столь знаменитый, но так же хорошо известный в другом сообществе - детском. Государственный детский драматический театр "На Неве" не столь давно отметил свое 20-летие и успешно продолжает юбилейный сезон. Коллектив этот по-своему уникальный, потому что определение "детский" не просто формально зафиксировано в названии, но представляет собой его суть и незыблемый принцип работы. Этот театр, в репертуаре которого сегодня около 30 спектаклей, работает только для детей, еще не перешагнувших подростковую черту. Для тех, кому от 3 до 12, кому еще только предстоит открыть и познать мир театра. Впрочем, создатель и бессменный руководитель коллектива Татьяна Савенкова называет их "маленькими человечками", "маленькими людьми", где оба слова равно важны. Да, они уже полноценные люди, только с малым жизненным багажом, а потому и психологию именно такого восприятия следует учитывать обязательно.

Сама же Татьяна Савенкова - личность весьма колоритная, своеобразная, запоминающаяся и очень талантливая. Судьба не раз заносила ее на своих крутых виражах в какие-то новые миры. Ленинградка по рождению, Савенкова (тогда еще Татьяна Николаева) окончила актерский факультет ГИТИСа (класс В.Остальского и В.Левертова) и была принята Андреем Гончаровым в труппу Театра имени Маяковского. Гончаров молодую актрису ценил и ролями не обделял, пусть и не всегда главными. За пять лет работы она получила роли в 26 спектаклях. Это ли не удача? Но в середине 80-х Николаева вернулась в Ленинград, сменила фамилию и начала совсем другую жизнь.

Она и сама, наверное, до конца не сможет объяснить, что подвигло ее на создание театра для детей, но 24 сентября 1987 года в Доме пионеров на улице Новоселов был сыгран первый спектакль новорожденного театра. У него тогда еще ничего не было - ни официального статуса, ни сегодняшнего названия, ни помещения. Савенковой же пришлось осваивать немало новых профессий: режиссера, директора, администратора, педагога, драматурга и т.д. Пришлось вложить в это дело всю свою работоспособность, темперамент, упорство вкупе с нервами и здоровьем. В 1991-м театр получил статус государственного и очень неплохое помещение в Советском переулке, с залом на 600 мест. Чуть позже он стал официально называться Детским драматическим театром "На Неве". Сама же Татьяна Савенкова благополучно окончила Высшие режиссерские курсы в мастерской Марка Захарова. Правда, какое-то время она выходила на подмостки своего театра и как актриса, но потом полностью переключилась на создание спектаклей.

Театр "На Неве" - конечно же, авторский. Он вообще, безусловно, имеет полноценный хозяйский пригляд, а этой "хозяйкой" является Татьяна Савенкова, за свое дело и радеющая, и болеющая, и другим спуску не дающая. Она выбирает сказки для репертуара. Она же сочиняет новые сценарии, пьесы и композиции, не прибегая к уже имеющимся вариантам. А это тоже труд и дар. Какие-нибудь "Гуси-лебеди" или "Колобок" умещаются на двух-трех страничках печатного текста. На сцене же - полноценное двухчасовое зрелище с песнями, плясками, шутками-прибаутками скоморохов. В создании своей версии для Савенковой главное - все та же психология детского восприятия, которую она угадывает безошибочно. В оригинале своем сказки бывают порой жестоки. Здесь же никто никого не ест, Баба-яга успешно перевоспитывается, а Волк становится всем добрым другом. Разве что тигру Шерхану уготован печальный конец, но без его шкуры, принесенной Маугли на Скалу Совета, согласитесь, не обойтись. А так, хеппи-энд обеспечен всегда, но ведь ребенку без этого нельзя.

Кто-то, может быть, назовет Театр "На Неве" несовременным. Татьяна Савенкова "не знакома" с Гарри Поттером и черепашками ниндзя. Она берет сказки хрестоматийные, классические, проверенные временем. Те, что мамы уже пару веков подряд читают детям на ночь. В репертуаре театра - "Три поросенка" и "Золушка", "Двенадцать месяцев" и "Хозяйка Медной горы", "Дюймовочка" и "Карлсон". Хрестоматийный же принцип "развлекая, поучай" здесь тоже выдерживается. Но не нудно-дидактично, а подспудно, в игровой форме. Вот Иванушка из "Гусей-лебедей", сгребая в кучу игрушки, вопит: "Мое!" И тут же раздается непосредственный отклик из зала: "Не жадничай!" Вот врывается на сцену какой-нибудь персонаж и с места в карьер вступает в действие, а дети ему: "Здравствуй!" И собратья по сказке тут же попеняют: "А здороваться-то кто будет?" Как правильно попросить прощения или просто обратиться с вежливой просьбой? Смотрите тех же "Гусей-лебедей" или "Двенадцать месяцев". Причем с детьми тут предпочитают вступать в живой контакт, чтобы ребятня сама вынесла вердикт: простить ли, например, раскаявшуюся Бабу-ягу или сослать в ее избушку на одиночное поселение?

Здесь идут сказки разных народов, времен, стран и авторов. И в каждом спектакле Татьяна Савенкова предлагает слегка прикоснуться к той или иной национальной культуре. Всеми возможными способами, в которых задействованы костюмы, музыка, пластика. Если идет что-то "русское народное", то с игрищами скоморохов. Если сюжет "Маугли" развертывается в индийских джунглях, то даже массовка одета в сари и исполняет национальные танцы. Если это царский бал, что дает императрица в Санкт-Петербурге, то гости станцуют то, что полагается по этикету. Ну и, естественно, все представители флоры и фауны являют свой стилизованный, но вполне узнаваемый облик. Так что и познавательно, и зрелищно.

Насчет зрелищности - разговор особый, потому что эта категория с детским восприятием связана неразрывно. И что бы там ни говорили об эстетике "черного кабинета" и артистах в униформе, все это для избранных. Впрочем, Татьяна Савенкова не жалует масштабных и подробных декораций, да и размеры сцены к этому не располагают. Обходится разноцветными задниками, разноформатными ширмами, полупрозрачными занавесями, которые то опускаются, то поднимаются, меняя место действия.

Зато все искупается роскошью костюмов, которые практически всегда делаются по эскизам художницы Инны Новиковой. А одеть надо всех и вся: людей разных национальностей, сказочных персонажей, зверей и птиц, а также предметы неодушевленные, как то: Огонь и Дождь, печку и речку или все 12 месяцев - от бородатого Деда Мороза-Января до юного цветущего Апреля. Костюмы эти достойны отдельных аплодисментов, их же и получают на каждом спектакле.

Как, впрочем, и актеры. Артисты, играющие для детей, - это особая статья. И делятся они, как правило, на две категории: одни считают себя неудачниками и пережидают момент, пока не появится возможность оказаться в театре "настоящем", другим же комфортно именно в такой, празднично-сказочной театральной стилистике. По крайней мере, многие из актеров, увиденных в спектаклях театра, произвели впечатление вполне профессиональных, талантливых, темпераментных и весьма живых мастеров своего дела. Как, например, Валерий Бочкин, с удовольствием перевоплощающийся то в Бабу-ягу, то в питона Каа, то в графа Шувалова. Или Сергей Наумов, меняющий шкуру шакала Табаки на профессорскую мантию в "Двенадцати месяцах" или на барский халат в "Хозяйке Медной горы". А сколь органичен Алексей Голев, будь он хоть скоморохом, хоть канцлером, хоть одним из Волков в стае. А презабавный Слоненок Татьяны Давидович, который при своих габаритах умудряется выдавать настоящие балетные па! А Юрий Виролайнен, который и в детском театре успешно пребывает в амплуа молодого героя, играя и Маугли, и Данилу-мастера, и Апреля. Впрочем, многих артистов из этой труппы точно так же можно увидеть и на телеэкране как в знаменитых питерских сериалах, так и в серьезном кино.

Конечно, Театр "На Неве" вряд ли стоит представлять себе в качестве успешного, всеми признанного и абсолютно беспроблемного коллектива. Проблемы есть, как и везде, - от финансовых и ремонтно-технических до явной потребности в омоложении труппы. Татьяна Савенкова предпочитает все это решать постепенно. Так, например, она предпочла не бегать по дипломным спектаклям в поисках актеров, но взрастить их в недрах театра. На базе театра был набран внебюджетный актерский курс РАТИ, поскольку Савенкова предпочитает это учебное заведение всем прочим. Питерские студенты получают полноценное театральное образование (лекции читают и семинары проводят известные гитисовские педагоги) без "отрыва от производства", с самого начала участвуя в спектаклях и набираясь сценического опыта.

Это театр, в который возвращаются. Бывшие дети, ставшие родителями, приводят (а то и приносят) сюда своих малышей. В силу сохранности воспоминаний, это так. Из-за качественной и профессиональной работы, зрелищности и доброго посыла. Но еще и по той причине, что в столь нежном возрасте у детей существует слишком мало возможностей для знакомства с миром театра. ТЮЗы озабочены молодежными проблемами, и даже театры кукол частенько настаивают на своей "взрослости". А вот Татьяна Савенкова верна себе, своим творческим принципам и, конечно же, детям. Им в первую очередь.

А так же в рубрике:

© 2001-2007. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена АрхиПроект ЗаконоКультура