Форум | Партнеры | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

Газета "Культура"

последнее изменение 16.04.2008

Еженедельная газета интеллигенции

№14 (7627) 10 - 16 апреля 2008г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44-45
№46 №47 №48
№49 №50 №51
2007 год
№01 №02 №03
№04 №05 №06
№07 №08-09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51-52    
2008 год
№01-02 №03 №04
№05 №06 №07
№08 №09 №10
№11 №12 №13
№14    

Реклама

Баннер 100x100
Баннер 100x100
TopList
Rambler's Top100

Под занавес

АНДРЕЙ КОВАЛЕВ:
"Моя эпоха, мое искусство. Моя книга"

Беседу вел Александр ПАНОВ
Фото Степана РАПЧЕВСКОГО

А.Ковалев (слева) получает премию "Инновация" из рук своего учителя профессора МГУ В.Турчина
А.Ковалев (слева) получает премию "Инновация" из рук своего учителя профессора МГУ В.Турчина

В этом году победителем   Всероссийского конкурса на присуждение премии в области современного визуального искусства "Инновация",   учрежденного Федеральным агентством по культуре и кинематографии и Государственным центром современного искусства, в номинации "Теория, критика, искусствознание" (о церемонии награждения лауреатов мы писали в прошлом номере нашей газеты) стал Андрей КОВАЛЕВ. Стал заслуженно, получая награду под рукоплескания зала. Это, пожалуй, единственный победитель, чья кандидатура не вызывает сомнений. Художественный критик, один из основателей жанра газетного и интернетного писания о современном искусстве, он выпустил роскошный том "Российский акционизм. 1990 - 2000" (опубликован в качестве номера № 28 - 29 за 2007 год журналом "WAM", он же - "World Art Музей"). Получилась очень красивая книга с серебряным обрезом, на страницах которой кандидат искусствоведения и доцент МГУ архивировал все то, что являлось, по его мнению, свидетельством времени - акции, хеппенинги, перформансы. На черно-белых фотографиях режут себя скальпелем, совокупляются с собаками, выкладывают телами скабрезное слово из трех букв на Красной площади. Авторы и свидетели рассказывают историю акций и их сценарии. Во вступительном слове архивариус Андрей Ковалев объяснил, зачем это было нужно художникам. А мы спросили, зачем это было нужно ему, преподавателю МГУ и одному из лучших российских историков искусства. Неужели именно брутальный акционизм показался ему главным жанром в искусстве минувшего бурного десятилетия?

- Андрей Алексеевич, как вообще родилась идея эту грубость и грязность оставить в веках в виде очень импозантного фолианта?

- Издательство "WAM" уже выпустило хрестоматию московского концептуализма 70 - 80-х. Такое заумное искусство, но с золотым обрезом, оформлявшим непонятные тексты и непонятные картинки. Мне захотелось дать полноценный ответ врагам - представить жесткое, дикое, суровое, но справедливое искусство минувшего десятилетия. Я подошел к арт-директору "WAM" Арсению Мещерякову и предложил так же красиво и помпезно издать историю акционизма - с Бренером, Куликом, да хоть с теми же концептуалистами, которые тоже что-то делали в свое время на улицах. Но издать не менее красиво. Потому импозантный серебряный обрез. Таково было дизайнерское решение.

- Сколько времени заняла работа над архивацией? А то скажут, что как искусство сомнительно, так и его документация...

- Примерно полтора года адского труда. Повторяю, адского. Нужно понимать, что акция или перформанс - вещи эфемерные. Это как спектакль: вот актеры пришли, что-то произнесли со сцены... Ну а дальше что? Художники себя не фотографируют, они во время акции работают. У меня вообще не было фотоаппарата. Даже не буду рассказывать, как мне приходилось добывать рассказы о происходившем. И картинки с акций. Некоторые художники отказались от своих фотодокументаций, заявив, что они не делали ничего подобного. Просто для художников концептуального круга составление архива являлось частью их произведения. (Формат для своей книги я вообще позаимствовал у Андрея Монастырского, идеолога концептуалистской группы "Коллективные действия": "дата, автор, название, место, описание". Мне как историку искусства это очень понятно и близко.) А вот радикал Александр Бренер не любит любого протокола, считая его частью полицейской машины власти. Авдей Тер-Оганьян и Олег Мавроматти - политэмигранты по причине своего искусства (один рубил иконы в Манеже, другой распял себя напротив храма Христа Спасителя). Публикация их акций стала бы подспорьем для незакрытых уголовных дел. Тем не менее эти работы было необходимо поместить в книгу.

1 февраля 1995 г. Александр Бренер. "Первая перчатка". Художник в боксерских трусах на Лобном месте вызывал на бой Президента РФ, крича: "Ельцин, выходи!". Фото Игоря Стомахина
1 февраля 1995 г. Александр Бренер. "Первая перчатка". Художник в боксерских трусах на Лобном месте вызывал на бой Президента РФ, крича: "Ельцин, выходи!". Фото Игоря Стомахина

- Но там есть и более "деликатные" перформансы, хеппенинги и акции. Вам удалось сделать справочник энциклопедического формата.

- Не справочник, а хронологию. В действительности я начинал с протоколирования деятельности московских радикалов - Осмоловского, Кулика, Тер-Оганьяна и прочих. Но постепенно стал описывать явление художественной акции, то есть того жанра, в котором художник и является произведением, все дальше и дальше, добравшись аж до Ильи Кабакова, самого именитого сегодня российского художника, чьи картины стоят огромных денег на аукционах. Но и он, ветеран нонконформизма, тоже отдал должное акционизму, приняв участие в 1996 году в теннисном квазитурнире с молодым Павлом Пепперштейном, правда, в финском Пори. Так что получилось не стилистическое исследование под названием "Московские радикалы", а жанровое.

- Однако можно ли говорить о жанре, если все свалено в кучу - акция, перформанс, хеппенинг? Вы можете как университетский искусствовед дать строгие дефиниции?

- Нет, не могу. Четкого терминологического разделения сейчас уже нет. Когда-то можно было говорить, что перформанс - это четко спланированное театральное действие со своим сценарием. Хеппенинг - нечто спонтанное, с непредсказуемым результатом. Акция - никто не знает, как получится. Теперь же все слилось воедино. Именно в 1990-е годы.

11 - 12 сентября 1993 г. Фестиваль "Excheange/Обмен". Анатолий Осмоловский осуществил проект "Маяковский - Осмоловский": восседая на плече статуи Маяковского на Триумфальной площади и покуривая сигару, он как бы возвращал в современную художественную ситуацию великого поэта-футуриста. Фото Игоря Мухина
11 - 12 сентября 1993 г. Фестиваль "Excheange/Обмен". Анатолий Осмоловский осуществил проект "Маяковский - Осмоловский": восседая на плече статуи Маяковского на Триумфальной площади и покуривая сигару, он как бы возвращал в современную художественную ситуацию великого поэта-футуриста. Фото Игоря Мухина

- Однако в своем вступлении к книге вы пишете: "Перформанс был стилеобразующим жанром девяностых, точно так же, как, например, кинематограф для соцреализма и в самом деле был важнейшим из искусств". За слова отвечаете?

- Ну не перформанс, а именно акционизм. Причем радикальный акционизм, с кровопусканием и скотоложеством. Но в результате расследования, повторяю, явление оказалось гораздо шире. Меня заинтересовало само театрализованное действие как самодостаточный феномен. "Стилеобразующее явление" - это явление, наиболее адекватно отражающее эпоху. А у нас случилась эпоха, которая сама по себе была чрезвычайно перформативна. Или акционистична. Тут нет места строгой терминологии. Во время перемен речь умолкает. Совершенно неслучайно в заголовке книги указаны даты "1990 - 2000". Это доказывается материалом. До 1990-го перформанс был маргинальным жанром одиночек-подпольщиков, а после 2000-го опять стал уходить в тень. Отчасти это, конечно же, связано с состоянием художественных институций (например, новооткрывшийся Центр современного искусства на Якиманке был инициатором всякого рода акций-перформансов, но он благополучно закрылся). Но больше всего это связано с метрикой самой эпохи.

- Вот с этого момента поподробней, как говорилось в одном анекдоте...

- А вот Ельцин Борис Николаевич, дирижирующий уходящими войсками. Это акционизм, хеппенинг или перформанс?

- Ну так ответьте как специалист.

- Не отвечу. Скажу - знак времени. Но очень яркий знак, театрализация социально-политического процесса. Ну акционизм, наверное. Эпоха была спектаклем. Сам жест в социальном пространстве является искусством. И жанровые определения для тотального искусства неуместны. А в то время вся жизнь была искусством.

- Искусство все же подразумевает дефиниции. Я - про все то же. А вы тоже от дефиниций убегаете.

- Эпоха перехода, которой было то десятилетие, есть эпоха непредъявленных и уклончивых определений. Даже экономических. Мы сами не понимали, что с нами происходило. А даже те, кто понимал, до сих пор это не могут внятно описать. У нас не проанализирована эпоха 90-х. Что-то внятное началось в конце 90-х: тут родился авторитарный текст. Переходность вообще крайне плохо описывается в определенных терминах. Вот импрессионисты лучше всего изображали именно рассвет-закат, переходное время суток. И стали великими художниками. Если современный художник не рисует, а изображает собаку, как Кулик, он все равно остается художником, а значит, переходность для него есть лакомый материал. Сахарная косточка. Повторяю, слово умолкает, но возникает собачье рычание, звук времени. И это рычание отражает время. Какие дефиниции? Тело, кровь, абсурд являются словарным запасом для энциклопедии 1990-х. Как можно воспроизвести на холсте бурление кипятка?

- Ну про непредсказуемость акционизма я все знаю по себе. Вы очень справедливо пишете сегодня: "Мне не удалось отделиться от моего критического тела, которое так и осталось там, в девяностых, мерзнуть возле отделения милиции в ожидании благополучного исхода очередной акции". Художников забирали в ментовку, а мы с вами стояли под дверью, не зная, отпустят Бренера или Осмоловского. А меня тоже забирали за компанию. И не знал, когда и во сколько отпустят...

- Это все про разницу хеппенинга и перформанса. Хватит говорить об этом! Наши юридические проблемы не связаны с эстетикой. Я делал книжку про искусство. Искусство всегда вызывает всякие общественные последствия, когда оно искусство. Ну что же, мы с вами, уважаемый коллега, их испытали на себе. Сажали и западных акционистов. Но наших выпускали быстрее, поскольку сама власть не понимала, что происходит. Акционизм преступен, поскольку антиобщественен. И все мы отделались малой кровью именно благодаря артификации власти 90-х: она сама ощущала себя художником. В Голландии Бренер сидел в тюрьме. Акционизм как жанр (художественный жест в общественном пространстве) не является российским изобретением. Но в России он был выражением эпохи. Да, конечно. Лучше, чем живопись, графика, инсталляция, фотография, в конце концов.

- Все вышеперечисленное для обычного зрителя - искусство. А почему акционизм является таковым?

- Если я говорю, что это - искусство, то докажите обратное. Я попрошу доказательств, что живопись и графика в настоящий момент есть искусство. Как вы мне это объясните? Я отказываюсь отвечать.

- Но вы же практически государственную премию получили за этот пресловутый акционизм. А премия в области искусства.

- Я не выпускал книжку под названием "Что такое искусство". Извините. Вы, может, заставите меня объяснять, почему "Черный квадрат" Малевича является искусством? Увольте. Я, может, напишу книжку, почему Малевич и Уорхол - это искусство, но в следующий раз. По вашей просьбе, но вы мои способности сильно преувеличиваете. Останетесь недовольны. Это Лев Толстой в двух словах мог ответить на все вопросы бытия. Я - не Лев Толстой. Я - историк искусства.

- Что это значит в вашем конкретном случае?

- Ничего личного. Археолог на раскопках смотрит на чрево скифского кургана, и многое начинает просто исчезать у него на глазах. Он пытается описать, собрать и сохранить все, что осталось. С акционизмом, как я уже говорил, тоже все так. Это был мой гражданский долг. Я собрал свидетельства всех событий, в которых я участвовал. А также и тех, в которых не участвовал. Я сделал свое дело. Профессиональное дело. Я стал разбирать свой архив - и понял, как у меня самого осталось мало свидетельств той эпохи. А это моя эпоха. Мое время. Мое искусство. И вот получилась моя книга.

А так же в рубрике:

© 2001-2007. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена АрхиПроект ЗаконоКультура