Форум | Партнеры | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

Газета "Культура"

последнее изменение 13.05.2008

Еженедельная газета интеллигенции

№16 (7629) 24 апреля - 14 мая 2008г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44-45
№46 №47 №48
№49 №50 №51
2007 год
№01 №02 №03
№04 №05 №06
№07 №08-09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51-52    
2008 год
№01-02 №03 №04
№05 №06 №07
№08 №09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16

Реклама

Баннер 100x100
Баннер 100x100
TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

Юрий Васильевич не меняет профессию

Беседу вел Богдан КОЛЕСНИКОВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ
и ИТАР-ТАСС

Ю.Яковлев
Ю.Яковлев

23 апреля прославленный выпускник знаменитой Щуки Юрий ЯКОВЛЕВ отметил двойной юбилей: свое 80-летие и 55 лет творческой деятельности в Театре имени Евг.Вахтангова. В разные годы известный актер блистал на подмостках именитой сцены в спектаклях "Принцесса Турандот", "Дамы и гусары", "Насмешливое мое счастье", "Стряпуха замужем"... А его киногерои - Ипполит, царь Иоанн Грозный, князь Мышкин, поручик Ржевский и управдом Бунша - знакомы и любимы в каждой семье. Юрий Васильевич редко встречается с журналистами, но в преддверии своей круглой даты народный артист Советского Союза встретился с нашим корреспондентом.

- Юрий Васильевич, сегодня вы задействованы только в двух репертуарных спектаклях: "Чайка" и "Чулимск прошлым летом". Совсем недавно был и третий - "Без вины виноватые". Что вас подвигло уйти из спектакля, ведь он по сей день идет на Малой сцене театра?

- Да, год назад я отказался в нем играть. Дело в том, что из этого спектакля вышел воздух, он перестал быть предметом искусства. Мне показалось, что он стал неинтересным не только для меня, но и для публики. Спектакль стал холодным и скучным, он постарел. И его давно пора снимать с репертуара.

Ю.Яковлев - Хлебников ("Конармия")
Ю.Яковлев - Хлебников ("Конармия")

- Я неоднократно видел вас в "Чайке". Складывается ощущение, что вы не играете на сцене, а живете на ней. Это так?

- Мой Сорин - своего рода патриарх. Он смотрит на всех персонажей как на детей. И мне интересно пребывать с ними на сцене. Мне доставляет большое удовольствие смотреть, как актеры на все реагируют, как себя ведут. А я как бы со стороны наблюдаю за происходящим и одновременно с удовольствием принимаю участие. И даже нахожу время острить по этому поводу.

- Вы, я знаю, любите острить. Покойный Михаил Ульянов как-то поведал, что в "Принцессе Турандот" вы частенько подшучивали над актерами.

- Это был вообще хулиганский спектакль. Поначалу-то он был ортодоксальным, но потом мы себя распустили со страшной силой. Все реплики и анекдоты, которые без конца входили в спектакль, всегда придумывали сами. Зрители питали спектакль своим приемом, своим пониманием наших задорных хулиганских шуток. Но сегодня спектакль уже перестал быть тем, чем был в наше время. Я уж не говорю про 1922 год, когда состоялась его премьера. На последнем художественном совете было принято решение, что спектакль необходимо снимать с репертуара.

- Как? Вы хотите сказать, что Театр Вахтангова может лишиться своей "визитной карточки"?

Ю.Яковлев - Царь Иван ("Иван Васильевич меняет профессию")
Ю.Яковлев - Царь Иван ("Иван Васильевич меняет профессию")

- Видите ли, спектакль необходимо перевернуть с ног на голову. Можно оставить вахтанговский рисунок, а остальное переделать, наполнить спектакль новым содержанием, кардинально поменять исполнителей.

- А свою роль Хлебникова в "Конармии" помните?

- О, это был тоже актерский фейерверк. Там играли все ведущие актеры нашего театра. Конечно, все благодаря потрясающему режиссеру Рубену Николаевичу Симонову, который сделал такой яркий кумачовый мазок на нашем театральном фоне. Спектакль был одновременно и глубокий, и смешной, и очень театральный - настоящий вахтанговский спектакль. Кстати, на него было очень трудно попасть.

- Многие актеры утверждают, что их главная роль еще не сыграна. А ваша?

- Ну не знаю. Я думаю, что все-таки наступил уже этот момент. Потому что сейчас не стоит выходить на сцену с физическими недостатками и недостатком понимания того, что ты делаешь. Это нельзя демонстрировать. Актер, несмотря на свой возраст, должен быть абсолютно готов. Но если он уже чего-то не может, значит, творческий потенциал актера, увы, исчерпан. И нужно вовремя уйти со сцены.

- А как же актер может вовремя уйти? Ведь это его любимая работа, любимая профессия.

Ю.Яковлев - поручик Ржевский ("Гусарская баллада")
Ю.Яковлев - поручик Ржевский ("Гусарская баллада")

- Да, любимая работа, любимая профессия. Но в каждой любимой профессии должны быть ограничения как возрастные, так и душевные, умственные и творческие. Это я вам сообщаю и в силу своего возраста, и в силу своего отношения к действительности, и исходя из того, что я вижу по телевидению, в театре и в современном кино.

- Кстати, про кино. Последний фильм с вашим участием, не считая продолжения "Иронии судьбы", вышел в свет 10 лет назад. Вам надоело сниматься?

- Во-первых, мне уже прекратили все это предлагать, потому что я постоянно отказываюсь. Я перестал читать присланные мне сценарии. А во-вторых, уже не соглашаюсь сниматься и по творческим соображениям: все предложенные в последнее время сценарии мне неинтересны, скучны. Сейчас совсем нет профессиональных сценариев.

- А чем это можно объяснить?

- Сегодня сплошь и рядом нас окружает стопроцентный непрофессионализм! Более того, не только катастрофически не хватает достойных сценаристов, но есть нужда и в одаренных кино- и театральных режиссерах.

Ю.Яковлев - князь Мышкин ("Идиот")
Ю.Яковлев - князь Мышкин ("Идиот")

- Может, вы согласитесь сыграть в современном сериале?

- В сериале? Никогда в жизни! То, что я вижу сегодня в сериалах, меня приводит в состояние кошмара, на грани нравственного падения. Это все настолько пусто, непрофессионально, тупо и примитивно.

- Юрий Васильевич, но ведь многие известные актеры все-таки соглашаются играть в сериалах.

- У них есть большой кинематографический опыт, но и он постепенно выхолащивается. Все силы идут только на то, чтобы как-то поприличнее сказать кошмарный текст.

- Получается, вы - театральный актер?

- А я никогда не считал себя киноактером. Я родился в театре и, надеюсь, умру в театре. Ведь в театре я хозяин, а в кино - гость.

- А чем же вам театр ближе?

- Ну как же? Ведь в театре присутствует зритель. А зритель - это живое дыхание, которое ни с чем не сравнимо.

- Юрий Васильевич, согласитесь, ведь всенародную славу вам принесло кино, а не театр. Один "Идиот" в пырьевской постановке чего стоит.

- Да, есть у меня хорошие работы в кино. Кстати, Пырьев меня пригласил на роль князя Мышкина без всяких проб. Помню, мы очень долго и скрупулезно с ним репетировали. Но когда я был на гастролях в Ленинграде, позавидовал Иннокентию Смоктуновскому, который тогда играл князя Мышкина на сцене БДТ. А позавидовал ему потому, что в кино мною была сыграна всего одна четвертая часть от всего романа Достоевского. А в товстоноговской постановке жизнь князя Мышкина была раскрыта от начала до конца.

- Вы наверняка видели и режиссерскую работу Владимира Бортко, где князя Мышкина сыграл известный российский киноактер Евгений Миронов.

- Сегодня, спустя 50 лет со дня выхода в свет пырьевского "Идиота", в нашей стране уже совсем иной менталитет, иной зритель, иные актеры и люди, которые смотрят эту картину, - тоже другие. Это сейчас зрители приобщились к творчеству Ф.М.Достоевского, а в 50-е годы это была первая в истории кино инсценировка его литературного творчества. Сейчас совсем другое время. Поэтому сравнивать два этих фильма никак нельзя. И даже смешно сопоставлять "Идиота" Пырьева, Яковлева и Борисовой и "Идиота" Бортко и Миронова. Это совершенно разные миры.

- В одном вашем интервью я слышал, что характер Стивы Облонского из "Анны Карениной" полностью соответствует вашему характеру. Наверное, с легкостью справились с этой ролью?

- Да, характеры у нас действительно одинаковые. И я получал удовольствие, когда играл Стиву. Признаюсь, в кино никогда не бывает легко, но ощущение роли Облонского - это был мой внутренний душевный праздник.

- А поручик Ржевский в "Гусарской балладе"?

- Я-то по своей природе - комедийный актер и выпускался в театральном училище как комедийный. А после пырьевского "Идиота", который меня перевернул с ног на голову, Эльдар Рязанов вернул меня к комедийной основе, к "Гусарской балладе". И это тоже одна из ипостасей моих кинематографических возможностей.

- Юрий Васильевич, ваш голос - один из самых узнаваемых в отечественной культуре. Сколько времени вам понадобилось, чтобы его поставить?

- Ничего я специально не ставил. Это природа. Кстати, с голосом у меня вообще не было никогда никаких проблем. Правда, стараюсь не простужаться. И благодаря своему голосу я в течение сорока лет не вылезал с радио. Записывал всю классику, весь советский репертуар: романы, повести, рассказы.

- Так вы и сегодня продолжаете трудиться на радио?

- К сожалению, нет. Не приглашают.

- А есть ли такой режиссер, в чьей театральной постановке вы мечтаете сыграть?

- Если честно, то я уже ничего не мечтаю сыграть. Это слишком поздно. Я могу мечтать только чисто теоретически, а не практически.

- А какого-нибудь наиболее яркого, на ваш взгляд, режиссера можете назвать?

- Конечно. Прежде всего это Рубен Николаевич Симонов. Затем Александра Исааковна Ремизова, которая делала мои лучшие спектакли, и все они вошли в историю Театра Вахтангова. И вряд ли без нее я стал бы настоящим актером. А после Ремизовой была целая плеяда. Георгий Александрович Товстоногов, на чьи спектакли мы специально ездили на премьеры в Ленинград, великолепный Олег Ефремов, триумфатор Юрий Любимов, которому в прошлом году исполнилось 90 лет!

А так же в рубрике:

© 2001-2007. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена АрхиПроект ЗаконоКультура