Форум | Партнеры | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

Газета "Культура"

последнее изменение 13.05.2008

Еженедельная газета интеллигенции

№16 (7629) 24 апреля - 14 мая 2008г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44-45
№46 №47 №48
№49 №50 №51
2007 год
№01 №02 №03
№04 №05 №06
№07 №08-09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51-52    
2008 год
№01-02 №03 №04
№05 №06 №07
№08 №09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16

Реклама

Баннер 100x100
Баннер 100x100
TopList
Rambler's Top100

Под занавес

МЕХРИБАН АЛИЕВА:
"Начать следует с национальной концепции развития благотворительности"

Беседу вел Михаил МАТРОСОВ

М.Алиева
М.Алиева

В последние годы в Азербайджане стал интенсивно возрождаться, активно развиваться институт благотворительности. Во многом это происходит благодаря огромным усилиям и личной инициативе первой леди Азербайджана, президента Фонда Гейдара Алиева Мехрибан ханум АЛИЕВОЙ. О высокой оценке ее деятельности свидетельствуют две престижные международные награды - присужденные ей высший орден Международного благотворительного фонда "Меценаты столетия" "Рубиновый крест" и премия за широкомасштабную благотворительную деятельность "Золотое сердце". Мехрибан ханум Алиева любезно согласилась поделиться мыслями относительно нынешнего состояния, проблем и перспектив развития благотворительной деятельности в Азербайджане.

- Мехрибан ханум, в начале нашей беседы хотелось бы узнать, каково ваше видение феномена благотворительности, какой именно смысл вы вкладываете в это понятие?

- Благотворительность в сознании людей обычно ассоциируется с милосердием, состраданием, безвозмездной помощью людям, как правило, представляющим социально уязвимые слои населения, - инвалидам, сиротам, старикам и др. Это представление своими корнями уходит в прошлые времена, когда круг благотворительных дел ограничивался в основном оказанием помощи слабым и нуждающимся. Современное понимание благотворительности имеет гораздо более широкий смысл, включающий в себя всякую безвозмездную добровольную деятельность во благо общества, в том числе поддержку образования, науки, культуры, искусства.

Мне представляется, что в основе философии благотворительности лежит признание фундаментального характера таких человеческих качеств и способностей, как тяга к добру, сострадание, стремление протянуть руку помощи тому, кто в ней нуждается. Главной мотивацией благотворительной деятельности по высшим законам нравственности должны служить именно любовь к людям и бескорыстное желание совершать добрые дела, а не ожидание каких-либо дивидендов, выгод лично для себя.

Ну и, конечно же, благотворительность - это своеобразный, исторически сложившийся социальный институт со своим местом и особенностями функционирования.

- В чем, на ваш взгляд, состоит общественная значимость благотворительной деятельности?

- Благотворительность является уникальным общественным механизмом перераспределения благ и ресурсов в пользу людей, социальных групп и сфер, наиболее нуждающихся в поддержке в данный момент. В отличие от государственных и рыночных механизмов, основанных соответственно на соображениях политической целесообразности и экономической выгоды, перераспределение в форме благотворительности регулируется нравственными мотивами, в первую очередь, общечеловеческими моральными нормами. Тем самым с помощью благотворительности общество мягко, безболезненно, я бы сказала, моральным консенсусом действует в одной из наиболее чувствительных и потенциально конфликтных областей - распределении и перераспределении ресурсов. В этом я усматриваю особую мудрость благотворительности и ее общественную значимость.

Поэтому в корне неправильно относиться к благотворительности как к некоему придатку социальной политики государства и видеть в ней лишь подсобный инструмент, позволяющий перенести часть его социального бремени на гражданские институты и частный сектор. Такое утилитарно-прагматическое отношение к филантропии выхолащивает ее внутреннее, нравственное содержание, превращает в фарс наподобие "коммунистических субботников".

Более того, согласно этой логике, по мере роста экономики и расходов государства на социальные программы должно сокращаться поле для благотворительной деятельности. В действительности же в мире наблюдается прямо противоположная тенденция: масштабы благотворительных ресурсов, как правило, выше в тех странах, где государство имеет сравнительно большие возможности финансирования социальной сферы.

Действие этой тенденции уже отчетливо обнаруживается и в Азербайджане. В последние годы наше государство все больше средств вкладывает в программы и проекты социальной направленности. Вместе с тем налицо возросший потенциал благотворительности, основной областью приложения которого, как и в прошлом, остается социальная, гуманитарная сфера, где филантропия все очевиднее проявляет себя как самостоятельный и весомый фактор.

- Какие направления благотворительной деятельности вы считаете наиболее важными для своей страны?

- Важнейшим направлением, конечно же, остается традиционная для филантропии поддержка малообеспеченных граждан, инвалидов, сирот, беженцев и вынужденных переселенцев, людей, пострадавших от стихийных бедствий и техногенных катастроф.

К приоритетным задачам я бы отнесла и сохранение наших богатейших культурных традиций, охрану уникальных исторических и архитектурных памятников, защиту природной среды, поддержку талантливой, одаренной молодежи, содействие развитию физической культуры и спорта. Эти направления можно дополнить многими другими, но мне хотелось бы обратить внимание на следующее.

Каждый, кто работает или собирается работать на благодатном поле благотворительности, вправе сам выбрать направление работы. Но я думаю, что благотворителю нужно соизмерять личный выбор с общественными потребностями и уметь концентрироваться на наиболее острых, насущных проблемах. А первоочередные проблемы в разных населенных пунктах и районах страны зачастую различны. В одних местах это проблемы с обеспечением питьевой водой, в других - с экологией, где-то - с отсутствием или плохим состоянием школы. Есть районы, где существует потребность в библиотеках, молодежных клубах, компьютерных классах, медицинских учреждениях. Крайне желательно и важно, чтобы благотворительные ресурсы распределялись рационально, целенаправленно, с учетом остроты и актуальности тех или иных местных проблем.

- В чем вы видите основные трудности и препятствия для развития сферы благотворительности в Азербайджане?

- Прежде всего это укоренившееся в общественном сознании представление, что все социальные проблемы должно решать исключительно государство. Этот стереотип имеет под собой вполне объективное основание. Ведь в советский период самостоятельные, неформальные гражданские инициативы, без которых немыслима полноценная благотворительная деятельность, не только не поощрялись, но и ограничивались строгими идеологическими рамками. И как следствие - социальная апатия, равнодушие к делам общества, безынициативность в вопросах служения общественному благу, отсутствие ощущения и осознания простыми людьми своей ответственности за состояние общества.

Есть и определенные, так сказать, "болезни роста" нынешнего гражданского общества в нашей стране. Я имею в виду его иногда чрезмерную политизацию и меркантилизацию, которые значительно сужают возможности реализации потенциала благотворительности.

Хотела бы также отметить недостаточный уровень корпоративной социальной ответственности наших бизнес-структур.

Нет всесторонне разработанной нормативно-правовой базы благотворительной деятельности, налаженного механизма партнерского взаимодействия между государственными структурами, частным и гражданским секторами по вопросам благотворительности.

Наконец, это и дефицит в обществе межличностного доверия, соучастия и бескорыстия.

Приходится с сожалением констатировать, что в целом благотворительность, добровольчество пока еще не стали у нас поистине массовым явлением.

- Но ведь благотворительность, готовность оказать помощь нуждающимся испокон веков были присущи азербайджанскому народу.

- Да, несомненно, у нашего народа имеются богатые и древние традиции благотворительности, восходящие, вероятно, к зороастризму и свято чтимые на протяжении веков. Еще великий Низами говорил: "Что отдал - то твое".

Милосердие, сострадание, стремление совершать добрые дела, гостеприимство и щедрость всегда были и продолжают оставаться важнейшими жизненными ценностями азербайджанского народа. На этом духовном фундаменте на волне нефтяного бума в конце XIX - начале ХХ века пышным цветом расцвело в Азербайджане меценатство как разновидность филантропии. Азербайджанские меценаты того времени, будучи весьма рачительными хозяевами, тратили огромные суммы ради общественного блага - на просвещение и образование, развитие культуры и искусства, гражданское строительство. Большая работа велась многочисленными женскими благотворительными обществами.

К великому сожалению, в советское время традиции благотворительности были, по существу, утрачены. В силу известных идеологических и социально-политических причин рамки истинно благотворительной деятельности были предельно сужены, практически она сохранилась только в форме бытовой помощи.

- Что необходимо, на ваш взгляд, предпринять для того, чтобы воссоздать институт благотворительности в вашей стране?

- Начинать следует с национальной концепции развития благотворительности в Азербайджане. В этом документе должны быть сформулированы основные направления построения системы благотворительности как инструмента социальной политики, участниками которой являются все три сектора общества - государство, бизнес и некоммерческий сектор. Очень важно, на мой взгляд, чтобы концепция была нацелена на гармонизацию всех основных аспектов благотворительной деятельности - нормативно-правового, организационного, кадрового, инфраструктурного, информационного и других. Разумеется, эта серьезная работа под силу только целому коллективу специалистов, ученых и практиков.

Необходимы также специальные исследования, позволяющие отслеживать состояние дел и тенденции в сфере благотворительности, своевременно вносить соответствующие коррективы.

Что касается практической работы, то было бы неправильным ограничиваться только реализацией конкретных благотворительных акций, программ и проектов, какими бы полезными, нужными и масштабными они не были. Для формирования устойчивого благотворительного сектора необходимо создавать стимулирующие благотворительность и добровольчество общественные условия.

В частности, разработать обстоятельную нормативно-правовую базу благотворительной деятельности. Законодательство в этой области, включая налоговое, должно, с одной стороны, всемерно стимулировать рост благотворительного ресурса, а с другой - не содержать лазеек для возможных злоупотреблений.

Но самое главное - это формирование в обществе уважения к благотворительности, доброго, отзывчивого отношения друг к другу и, наконец, ясного понимания того, что, делая благие дела для других, во имя общественного блага, в конечном счете каждый делает это во благо себе и своим близким. Поэтому очень важна широкая и эффективная просветительская и пропагандистская работа в этом направлении.

К сожалению, в наших печатных и электронных СМИ пока крайне мало освещаются и обсуждаются вопросы филантропии, особенно на местном уровне, практически нет интересных специальных изданий, программ и передач, посвященных теме благотворительности.

Но, пожалуй, наибольший эффект мы получим, если сумеем привить нашим детям и молодежи вкус к благотворительной деятельности, причем добиться этого можно, вовлекая подрастающее поколение в практическую благотворительную и общественно полезную добровольческую работу. Роль правильно поставленного семейного и школьного воспитания в этом деле невозможно переоценить. Да и вообще благотворительность - это напряженный и ответственный труд, и приобщаться к нему нужно с детства.

- Какими вам видятся перспективы развития благотворительности в нашей стране?

- Перспективы развития этой сферы я связываю прежде всего с дальнейшим экономическим ростом страны, социокультурной модернизацией, укреплением гражданского общества в Азербайджане и, пожалуй, нравственным прогрессом нашего общества. Все это - взаимосвязанные факторы, которые формируют принципиально новую среду, требующую и одновременно создающую возможности для кардинального преобразования всей сферы благотворительности.

Несомненно, что с экономическим ростом и повышением благосостояния наших граждан в структуре благотворительности неизбежно произойдет сокращение прямой материальной помощи неимущим и уязвимым группам и категориям населения. Соответственно, ресурсы благотворительности будут все в большей мере направляться на иные общественные нужды, такие, как развитие культуры, науки и образования, общественного здоровья, спорта, охрана и улучшение природной среды, и т.п. В этом отношении нас ожидает примерно то же, что уже произошло в экономически развитых странах.

Неизбежны также коренные сдвиги в мотивационных основах благотворительной деятельности. Социокультурная модернизация общества приведет к тому, что благотворители все чаще будут руководствоваться не обычаями и традициями, а соображениями рациональности, общественной полезности и индивидуальными предпочтениями. С модернизацией я также связываю перспективу освобождения благотворительности от присущего старой филантропии духа патернализма и превращения ее в организованную, консолидированную в масштабах страны, я бы сказала, современную "индустрию" с собственными стандартами, инфраструктурой и технологиями.

- Вы отметили также формирование гражданского общества...

- Да, ведь то, что принято называть гражданским обществом, есть особая область общественной жизни и социальной активности, основанной на добровольном объединении свободных граждан в различные организации и ассоциации для продвижения собственных или общественных интересов. Поэтому развитие понимаемого таким образом гражданского общества способствует появлению и функционированию общественных благотворительных организаций на местном, региональном и национальном уровнях.

Тем самым наряду с индивидуальной и корпоративной филантропией формируется и в перспективе будет укрепляться сектор организованной гражданской благотворительности со своими особыми возможностями и особым местом в системе благотворительности как социального института.

В этом отношении, я уверена, мощный импульс развитию благотворительного сектора придаст распоряжение главы государства об "Утверждении концепции государственной поддержки НПО", которое поможет наладить эффективную систему отношений между общественными организациями и официальными структурами, значительно расширит возможности организаций гражданского общества в области филантропии.

- Не считаете ли вы, что развитие института благотворительности таит в себе опасность появления новых нравственных проблем в обществе, в частности, может в перспективе привести к распространению иждивенческих настроений?

- Да, теоретически существует возможность того, о чем вы говорите. Более того, по опыту некоторых стран с высокоразвитой и устойчивой системой благотворительности можно было бы прогнозировать появление в будущем и у нас прослойки людей, не желающих самостоятельно решать свои жизненные проблемы и живущих лишь ожиданиями помощи от благотворителей.

Однако я не склонна думать, что это может в перспективе превратиться в серьезную общественную проблему. Ведь, скажем, в отличие от прежней системы социального обеспечения, которая в массовых масштабах порождала иждивенческую психологию, институт благотворительности по своей природе и предназначению чужд уравниловке, работает гибко и избирательно.

Поэтому, даже если и возможны в будущем какие-то рецидивы иждивенческой психологии, они скорее будут следствием временных недочетов благотворительного сектора и, соответственно, не будут иметь столь массовый характер. В любом случае, многогранная общественная польза филантропии значительно перевешивает все ее возможные косвенные негативные влияния.

Вместе с тем, думаю, что уже сегодня, когда закладываются основы современного института благотворительности в нашем обществе, следует сделать так, чтобы обеспечить максимальную ориентацию филантропии на помощь в создании нуждающимся возможностей и условий самостоятельно решать свои проблемы, обеспечивать жизненные блага, средства к существованию. Чем больше мы будем следовать мудрому совету Конфуция - учить ловить рыбу, а не раздавать ее, - тем весомее будет положительный социальный и морально-психологический эффект филантропии.

С другой стороны, превращение филантропии в источник наживы не менее безнравственно, чем эксплуатация чувства милосердия и сострадания.

Вообще, надо сказать, благотворительность является чрезвычайно тонкой, деликатной и чувствительной сферой человеческих отношений, требующей от всех участников - самих благотворителей, благополучателей и посредников - неукоснительного соблюдения элементарных общечеловеческих норм морали, этики и такта.

- Мехрибан ханум, как мне кажется, этот разговор затронул важнейшие стратегические вопросы развития института благотворительности. В заключение что бы вы могли пожелать тем, кто занимается или собирается заняться благотворительностью?

- Хочу пожелать этим людям удачи в их добрых начинаниях. Быть смелее и настойчивее, не бояться трудностей и не останавливаться на достигнутом.

Помнить, что за словом "благотворительность" скрываются проблемы живых людей, по какой-то причине, в силу различных обстоятельств, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

Не следует оправдывать собственное бездействие отсутствием времени и средств. Иногда вашим пожертвованием, личным вкладом может стать простое человеческое внимание и участие. Ваши добрые дела неизбежно приведут к увеличению количества добра в нашей жизни.

Участие в благотворительной деятельности не должно зависеть от звания, ранга, должности, материального положения. Всегда можно найти сферу применения своих добрых намерений, стремлений, возможностей и способностей.

А так же в рубрике:

© 2001-2007. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена АрхиПроект ЗаконоКультура