Форум | Партнеры | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

Газета "Культура"

последнее изменение 21.06.2008

Еженедельная газета интеллигенции

№21 (7634) 5 июня - 18 июня 2008 2008г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44-45
№46 №47 №48
№49 №50 №51
2007 год
№01 №02 №03
№04 №05 №06
№07 №08-09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51-52    
2008 год
№01-02 №03 №04
№05 №06 №07
№08 №09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22-23  

Реклама

Баннер 100x100
Баннер 100x100
TopList
Rambler's Top100

Первая полоса

125 лет Исторического музея: от "великой пустоты" до крупнейшего в стране

Георгий ОСИПОВ Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ

Праздник начался на Красной площади
Праздник начался на Красной площади

Исторический музей отметил свое 125-летие. Все было в меру торжественно и в то же время без излишеств. К редко открываемым парадным дверям через опустевшую Красную площадь подъехала настоящая царская карета с казачьим эскортом, благолепно, как и век с лишним назад, вовнутрь проследовали император с императрицей (на сей раз, правда, ряженые), а затем и съехавшаяся по такому случаю со всей России музейная общественность.

Одним словом, неплохой повод пожившему в трех веках музею, выросшему, как и все великое, из малого (в данном случае - из Севастопольского отдела московской Политехнической выставки 1872 года), подвести кое-какие итоги. Самый главный итог будет, как нередко бывает, и самым простым: музей обрел наконец именно то лицо, о котором мечтали отцы-основатели - сын министра просвещения граф Алексей Сергеевич Уваров и окончивший только сиротское училище сын коллежского регистратора из владимирского захолустья Иван Егорович Забелин.

Обрести его, понятное дело, было непросто. Более того, у Исторического на протяжении его истории было три лица. Первое злые языки начала

ХХ века называли "великой пустотой". Формальный повод был. Многие искренне недоумевали: зачем построили такое гигантское здание, да еще на Красной площади? Чем его заполнять? И старые фотографии отчетливо показывают эту самую пустоту только что открытых залов, в каждом едва-едва набиралось несколько стендов с экспонатами. И если бы кто-то сказал Уварову и Забелину, что через сто лет единиц хранения, включая документы, будет этак с двадцать миллионов, то, вероятно, услышал бы недоуменный ответ: "Ну это вы, батенька, сильно погорячились!"

Но даже самый лихой фантазер не мог в их времена вообразить, что через полвека после открытия детище великих историков, мыслившееся ими как истинный храм науки, начнут самыми топорными методами превращать в средство "идеологического воспитания трудящихся страны победившего социализма". Топорными - иногда в прямом смысле слова. Достаточно вспомнить печальную судьбу двуглавых орлов, единорогов и прочей геральдической фауны, немилосердно срубленной со шпилей и вернувшейся на свои места лишь десять лет назад. Или, стоя в ослепительных Парадных сенях под родословным древом государей российских, вспомнить "советский" облик этого помещения: гигантские, мрачные, давящие своды, обмазанные казенной краской столь любимого советской властью цвета хаки. Отдадим должное музейщикам тех лет - не раз они просили дозволения извлечь из-под нее хотя бы дивной красоты растительные орнаменты, но "сверху" неизменно следовал запрещающий окрик.

Это бы еще полбеды. К началу 1980-х лицо музея стало уж совсем скучным и пресным, потому как пространство отечественной истории до 1917 года сжималось не хуже шагреневой кожи. Во вроде бы законно принадлежащих ему залах начали открываться "постоянно действующие выставки" на такие, например, "захватывающие" темы, как "Твои ордена, комсомол" или "БАМ - стройка века". Как говорил один популярный киногерой: как вспомню - так в затылке скверно...

Так что продолжавшаяся более десяти лет реконструкция построенного Владимиром Шервудом здания не только спасла его - она вернула лицо музею, который теперь, как изначально и замышлялось, собирает, хранит, спасает. Но ни в коем случае не оценивает - с политической точки зрения. Мол, вот этот - святой и чтимый, а тот, простите, проходимец и негодяй. Были и те, и другие. А посетитель пусть все решит для себя сам. В точности по слову поэта: "Ты и Калинина, ты же и Ленина, Ты и Малинина, Ты и Буренина - Общая Родина-мать!" Именно так.

Это отлично понимали в дореволюционные времена и высшие власти. Известно, что в 1905 году Николай II наложил положительную резолюцию на прошение Забелина и фактического директора Исторического музея князя Щербатова о доставке из петербургского полицейского департамента в московское древлехранилище максимального количества образцов революционной литературы и прокламаций. Любопытно, что сделали бы в советские времена с сотрудником ГИМа, который бы попросил у соответствующей инстанции экземпляры "Архипелага ГУЛАГ", "Посева" или "Хроники текущих событий"?

Времена, когда Исторический музей называли "великой пустотой", нынешние его хранители, вероятно, вспоминают не без ностальгии. Теперь иной раз впору просто возопить. "Граждане, Исторический музей не резиновый!" Это, между прочим, прозорливо поняла еще дореволюционная Московская дума: второе здание (в которое потом вселился музей "вождя") музей должен был получить еще в 1915 (!) году. Не сложилось из-за войн и революций, и здание уже в наши дни пришлось не получать в дар, а менять на "заколдованное" "Царицыно".

"На подходе" и третье здание, вернее, целый квартал за Казанским собором - Монетный двор и прочие. В коих, надо полагать, рано или поздно появятся и действительно беспристрастная экспозиция, посвященная только что ушедшему веку, и выставки на уровне века наступившего, и - отчего бы не помечтать? - скажем, небольшой кинотеатр, в котором постоянно показывали бы фильмы, посвященные отечественной истории.

Иван Егорович Забелин как-то сравнил историческую науку с волшебным фонарем, освещающим потемки прошлого. А потомкам он вполне мог бы повторить слова чтимого русского святого: "Я зажег огонек, ваше дело - поддерживать его".

А так же в рубрике:

© 2001-2007. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена АрхиПроект ЗаконоКультура