Форум | Партнеры | Архив![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
Газета "Культура" |
последнее изменение 21.06.2008 |
|
Еженедельная газета интеллигенции |
№21 (7634) 5 июня - 18 июня 2008 2008г. |
Рубрики разделаАрхивРеклама![]() ![]() |
![]() |
Одна неделяБал академистовВыпускной концерт Московской государственной академии хореографии ХОРЕОГРАФИЯЕлена ФЕДОРЕНКО Фото Алексея БРАЖНИКОВА и Дмитрия КУЛИКОВА
Выпускные концерты Московской государственной академии хореографии, которые по традиции проходят на сцене Большого театра, - радость совсем не домашняя. Помимо взволнованных родителей, интерес к ним проявляют руководители столичных балетных трупп, приезжают хореографы и педагоги из нестоличных городов, захаживают руководители танцевальных школ, наконец, их любят посещать балетоманы. Действительно, этот балетный бал (нынешний представлял выпуски Марины Леоновой, Ирины Прокофьевой, Леонида Жданова, Михаила Шаркова, Николая Докукина) - и главный экзамен на профессионализм, и нечто наподобие ярмарки артистов, и серьезная заявка на будущее. Не только Большой театр, в котором в подавляющем большинстве работают питомцы МГАХ, но и другие московские театры формируют свои труппы из столичных выпускников. И если следить за такими концертами ежегодно, - получается небезынтересная картина.
Уж сколько лет твердили миру, что репертуар - не телега, в которую впрягают номера классики (наше все), народные и характерные танцы, причем и то, и другое - вне логики и смысла. Но вот - серьезный и яркий прорыв, подготовленный предшествующими выпускными концертами. Нынешний репертуар блистал разнообразием и концептуальными решениями. Классика - как отправная точка (большое классическое па из "Пахиты" - царственный балетный раритет, восстановленный в прошлом году - есть чем гордиться) и как финальный аккорд (фрагмент "Щелкунчика" в исторической версии Василия Вайнонена возобновлен несколько лет назад). А между обозначенной классикой системой координат - чудный дивертисмент: полонез и краковяк из оперы "Иван Сусанин" в хореографии Ростислава Захарова, две миниатюры Леонида Якобсона и два номера современной хореографии. Что до последних - то их поставил Давид Бомбан, итальянец по происхождению, хореограф с мировой репутацией. К прошлогоднему отчетному выступлению он подготовил с выпускниками запомнившуюся одноактовку "Искусство фуги" на музыку Баха, и сегодня его эстетика, похоже, прижилась в стенах академии. Преодоления репертуарного консерватизма было вполне достаточно, чтобы оценить программу. Но удивило и то, что в афише дивертисмента за исключением па де де из балета "Пламя Парижа", качественно исполненного японскими выпускниками Такада Аканэ и Икэмото Сема, повторов не было. Два стандартных номера: конкурсный любимец - па де де из "Корсара" и вечно юный гопак из балета "Тарас Бульба" - в прошлом году не "звучали", хоть и давно прописаны в солидном репертуаре академии. Итак, Школа повернулась лицом и к современной хореографии, и к отечественному наследию, причем Бомбана танцевали не как нечто заковыристо-чужеродное, а как вполне родное, классика же была прочитана без видимых искажений. Вторая наметившаяся тенденция - добрые изменения в исполнении этой самой классики: задышали руки пастельными переходами, в позах с гибкими спинами молодежь скинула стальную монументальность, запели линии адажио, все затанцевали - свободно, пластично, без заметного напряжения, с радостью. Но ноги по-прежнему врали - глаз реже ловил идеальные пятые позиции, чем недотянутые колени и неряшливые стопы. Что несомненно, так это то, что академия, возвращающая свои исторические позиции стремительно, набирая год от года, это учтет. Но вот манера - о ней стоит задуматься. Как бы сказать поделикатнее - стилю не хватает собранности и достоинства: ребята танцуют как солисты, но на этапе выпуска аккуратное кордебалетное чистописание с его точными позициями, вытянутыми подъемами, безоговорочной устойчивостью, чистыми турами и заносками куда важнее, чем страсть к самовыражению. В этом смысле, а он представляется главным (не "трюкачество", а образ, заявка на индивидуальность, а не бравада артистизмом), лучше других показались солисты. Выдержанная Янина Париенко - девушка с хорошими данными будущей примы вела "Пахиту" сдержанно и точно, была выразительна и в современном номере. Лирическая тема звучала в танце Нины Гольской ("Щелкунчик") - по-детски радостном и музыкальном. Никак не подчеркивала природную эффектность высокая и стильная Ангелина Влашинец в "Корсаре" - она казалась немного суховатой и еще зажатой, но танцевала изысканно: не штурмовала позы и не форсировала "трюки". Мягкими красивыми ногами запомнилась Антонина Чапкина. Венок пахитовских вариаций смотрелся эстетично, в него были вплетены танцы, исполненные вполне изящно и с восторгом в глазах. В нынешнем пополнении девушки, бесспорно, сильнее. История знала немного равнозначно ярких выпусков - в прошлом лидировали юноши, трое из которых были приглашены в качестве партнеров сегодняшним выпускницам. Олег Рогачев, артист Музтеатра имени Станиславского и Немировича-Данченко, в "Кармен" Бомбана показался уверенным партнером и артистом современного пластического нрава. Горьковатое впечатление оставили артисты Большого Артем Овчаренко и Игорь Цвирко - в их манере уже проступают звездность и самолюбование, которые до хорошего никого не доводили. Артем вновь блеснул достойным качеством танца в соло, но дуэтного мастерства пока не набрал, а Игорь, к сожалению, подрастерял аккуратность стоп, зато приобрел ужимки провинциального премьера. Жаль. Театр, думаю, в этом неповинен, ведь его же артист, выпускник позапрошлого года Владислав Лантратов, ни на йоту не растратил культуры благородного исполнительства (творческим подходом он удивлял еще школьником, в "Классической симфонии" Прокофьева - Леонида Лавровского в том числе). Из нынешних выпускников-юношей запомнились легкий Егор Евланов (зимой он был лиричным Принцем из "Щелкунчика", сейчас - удивил диапазоном: его Остап из "Тараса Бульбы" и польский пан из "Ивана Сусанина" источали радость танца) и строго выученные Алексей Костин и Алексей Корягин. Костин - корректностью, грамотностью и точными танцевальными фразами, Корягин - пониманием игровой стихии (его деревенский Дон Жуан отличался тонким юмором, без натиска недоброго вкуса, веселя как бы между делом). Выпускной бал входил в цикл концертов "Мы приглашаем вас в свою семью", адресованных воспитанникам детских домов. И это - акция чрезвычайной важности. Как и та, которую без устали поддерживает ректор академии Марина Леонова, выступая против призыва балетных юношей на армейскую службу. Миновала ли эта угроза в год нынешний? А так же в рубрике:
|