Форум | Партнеры | Архив![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
Газета "Культура" |
последнее изменение 26.06.2008 |
|
Еженедельная газета интеллигенции |
№21 (7634) 5 июня - 18 июня 2008 2008г. |
Рубрики разделаАрхивРеклама![]() ![]() |
![]() |
СобытиеМесто встречи - Колонный залФестиваль симфонических оркестров мира МУЗЫКАЕвгения КРИВИЦКАЯ Фото Марии САВЕНКОВОЙ
Лепнина на стенах, роскошные хрустальные люстры и откидные красные стулья времен партсъездов - таков нынешний Колонный зал, в третий раз гостеприимно распахнувший двери фестивалю симфонических оркестров мира. Раз в год - в июне, под праздник Дня России - здесь любят классическую музыку: она прекрасно звучит в живой акустике бывшего Дворянского собрания, вызывая у многих присутствующих ностальгические воспоминания о былых концертах. Ведь этому залу доводилось слышать великих мастеров. Честь открытия фестиваля выпала Бамбергскому симфоническому оркестру под управлением Джонатана Нотта. Этот коллектив не впервые гастролирует в России. Как рассказал на пресс-конференции Дж.Нотт, оркестр выступал в России дважды - в 2003 и 2007 годах, а сам он дебютировал у нас в 1995 году, приехав с ансамблем современной музыки. Кстати, маэстро Нотт свою репутацию завоевывал именно на поприще музыки XX века, возглавив в 2000 году знаменитый Ensemble Intercontemporain. А параллельно сотрудничал с оперными театрами Германии и Швейцарии, с известными американскими и европейскими оркестрами. В беседе с журналистами 45-летний Нотт произвел впечатление человека контактного, динамичного, открытого. Он горячо поддержал идею фестиваля, подчеркнув значимость исполнения симфонии российского композитора А.Рыбникова. Сказал, что потрясен изменениями, происходящими в нашей стране, особенно заметными ему с каждым приездом. Однако в своих трактовках Второй симфонии Брамса и Третьей Брукнера Джонатан Нотт предстал совершенно в ином ключе: довольно скучным и не очень ощущающим время и форму выбранных им сочинений. Симфонии прозвучали тягуче и статично, а редкие моменты воодушевления, красиво выстроенной фразы, оказались заслоненными монотонной звуковой массой. Примечательно, что, говоря о Симфонии Брукнера, Нотт особо подчеркнул ее сложность из-за дискретности времени: там много пауз, тематических и образных контрапунктов. Так вот, как раз такие эпизоды в первых двух частях этой симфонии - полные риторики и пафоса - слушались интереснее и естественнее, чем музыкальный поток Скерцо, не говоря уже о Второй симфонии Брамса. Кроме того, Нотт специально взял первую редакцию Третьей Брукнера, которая при жизни композитора никогда не исполнялась: ее реконструировали и предъявили миру только в 1947 году. В подобных случаях всегда хочется поставить вопрос об уважении авторской воли: кому как не композитору решать, что можно, а чего нельзя публично исполнять. В данной версии очевидны слабости инструментовки, и она может иметь музейный интерес скорее для музыковедов, чем считаться равноценной заменой окончательной редакции 1889 года. Неровно показал себя и Бамбергский оркестр. Если с формулировкой в аннотации, касающейся теплого, наполненного звучания струнных, можно согласиться, то вот насчет "согласованного и тонко нюансированного ансамбля духовых" хотелось бы возразить. Постоянно вступающие не вместе деревянные, "киксы" медных, иногда возникающая разность строя духовых и струнных - количество "ляпов" было столь велико, а качество интерпретации столь проблематично, что закрыть глаза на происходящее и сосредоточиться на высоком искусстве было сложно. Bероятно, существовали какие-то внешние обстоятельства, помешавшие проявить себя гостям из Баварии во всем блеске. Быть может, повлиял график коллектива, прилетевшего в день открытия и репетировавшего вплоть до начала концерта, так что на само выступление воодушевления и сил не осталось в достатке. А так же в рубрике:
|