Форум | Партнеры | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

Газета "Культура"

последнее изменение 21.06.2008

Еженедельная газета интеллигенции

№21 (7634) 5 июня - 18 июня 2008 2008г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44-45
№46 №47 №48
№49 №50 №51
2007 год
№01 №02 №03
№04 №05 №06
№07 №08-09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51-52    
2008 год
№01-02 №03 №04
№05 №06 №07
№08 №09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22-23  

Реклама

Баннер 100x100
Баннер 100x100
TopList
Rambler's Top100

Кино

Заказ на узбекскую колыбельную

Дни нового кино России

Светлана ХОХРЯКОВА Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ

Члены российской делегации: Р. Рязанова и Л. Садилова
Члены российской делегации: Р. Рязанова и Л. Садилова

Если посмотреть на кинофестивальный график, то помимо многочисленных фестивалей в нем присутствуют и Недели российского кино в самых разных странах, просто о них почти ничего неизвестно, журналистов туда зовут редко. В конце мая - начале июня - "Российские дни в Австрии", затем в Чехии и Словакии. В сентябре запланирована Неделя российских фильмов в Лондоне. Кто ее организовывает на этот раз, не знаю. Но знаю, что не так давно подобная акция замышлялась дирекцией "Кинотавра", но по каким-то причинам так и не была осуществлена. До конца года покажут ретроспективу наших фильмов в Индии. Традиционные Недели проводит уже не первый год "Интерфест" в Нью-Йорке, Париже и Берлине. Дни русской культуры пройдут и в Латинской Америке, в арабских странах - Египте, Сирии, Иордании. "Российские дни" в ноябре запланированы в Мюнхене. И все это только в пределах ближайшего полугода.

Совсем недавно прошли Дни нового кино России в Узбекистане. Подготовку этой акции осуществили совместными усилиями Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ, Конфедерация Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, Представительство Росзарубежцентра в Республике Узбекистан, Национальное агентство "Узбеккино".

Часто теперь бывает так, что наше кино оказывается в большей степени известно в дальних странах, нежели в ближайшем зарубежье, в постсоветских странах. А мы имеем возможность посмотреть, скажем, киргизские картины, где-нибудь в Роттердаме. Дела обстоят лучше там, где постоянно действуют серьезные фестивали, вроде "Золотого абрикоса" в Ереване, "Евразии" в Алма-Ате, куда каждый год привозят наиболее заметные российские фильмы последнего времени. Бывая иногда на такого рода акциях, убеждаешься в том, что российское кино сегодня знают в основном благодаря телевидению, и сериалы - самое доступное для зрителей этих стран зрелище. Представляя как-то в Доме кино Киева программу русских фильмов, поняла, что о новейшем кино даже кинематографисты информированы в Украине мало, что уж говорить про другие страны. Отчасти эту брешь пытается в меру своих сил и возможностей как-то залатать Конфедерация Союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии.

Каждый раз акция Конфедерации в республиках - своего рода дипломатическая миссия: отправляется небольшой десант кинематографистов туда, где с российским кино контакты в силу разных причин минимальны. Это Таджикистан, Киргизия, Литва. И вот совсем недавно российское кино показали в Ташкенте и Самарканде. Программа состояла из четырех игровых картин: "Артистка" Станислава Говорухина, который лично представлял фильм в Ташкенте и наделал там немало шума своим визитом, "Исчезнувшая империя" Карена Шахназарова (представляла ее актриса, студентка ВГИКа Янина Калганова); "Ничего личного" Ларисы Садиловой, "Русская игра" Павла Чухрая. Были показаны и анимационные циклы "Гора самоцветов" и "Колыбельные мира", вызвавшие особый восторг не только у детей, но и у узбекских кинематографистов, посетивших дневные сеансы. В российскую делегацию также входили сценарист Аркадий Инин, актриса Раиса Рязанова, которую тут знают не только по фильму "Москва слезам не верит", но и по сериалам, которые смотрят в Узбекистане много и охотно. Диски почти со всеми привезенными фильмами можно найти в киосках, торгующих такого рода товаром. Даже совсем свеженькую "Исчезнувшую империю". Как встречали в Ташкенте своего бывшего земляка Артема Артемьева - не описать. Он уехал из Ташкента в Москву пять лет назад, работал там когда-то в знаменитом Театре "Ильхом", а в Москве, судя по всему, хлебнул сполна. А теперь после сериалов "Молодые и злые" и особенно "Татьянин день" был встречен с распростертыми объятиями. В Самарканде предприимчивые молодые люди сфотографировали его и других членов делегации и уже через полчаса продавали эти фотографии публике вначале по 200 сум, а на следующий день - по 300.

Когда-то одним из самых любимых был у наших кинематографистов Ташкентский кинофестиваль. Идут разговоры о его возрождении, о том, что дочь президента Узбекистана Каримова увлечена этой идеей, и дай бог - фестиваль возродится. Конечно, он будет иным, чем во времена СССР. А Дни нового кино России в Узбекистане стали для многих счастливыми мгновениями. Ничего подобного не проходило в Узбекистане с 1992 года. Люди подходили к представителям российской делегации и говорили "С праздником!", подразумевая саму эту акцию. В Ташкенте вообще отличная публика: смотрели, полемизировали, не все принимали, проявили интерес к тому, что происходит в российском кино. Когда аналогичные мероприятия проходили в Литве и Киргизии, люди удивлялись тому, как много фильмов снимается в России, но, увы, количество - еще не гарантия качества. В Узбекистане было примерно то же. Но надо сказать, ситуация здесь неплохая, поскольку снимается 15 фильмов в год при поддержке государства (это не 3 - 4, как в Киргизии), правда, не только на пленке, но и на видео. И если посмотреть на афиши кинотеатров, то наряду с обычным репертуаром, который примерно одинаков повсюду - "Железный человек", "Двадцать одно", "Старикам здесь не место", "Мои черничные ночи" и даже российский "День выборов", в большом количестве представлены узбекские фильмы, особенно комедии.

Менталитет у нас, конечно, разный. И отбирая фильмы для показа, устроители не могли не думать об этом. В Узбекистане немыслимо было бы показывать фильмы, где имеются раскованные интимные сцены. Здесь не принято говорить об этом громко - другая культура. Хотя мир меняется. И меня крайне удивил один арабский фильм, показанный на Берлинале, где героиня перешла какие-то нормы, характерные для этих стран, появлялась в довольно смелых одеждах. Те темы, которые в России часто воспринимаются как касающиеся кого угодно, только не нас, воспринимаются в Центральной Азии совсем иначе. Вспоминаю свою поездку в Душанбе, где демонстрировались документальные фильмы о том, как наркотики проникают все больше и больше в жизнь, как люди срываются с насиженных мест и отправляются на заработки в Россию, где их ждут мытарства и трудная доля. Все это обсуждалось молодой аудиторией так темпераментно, как в России и представить нельзя. Потому что касалось напрямую очень многих. Финальная конференция в Ташкенте с участием публики и кинематографистов длилась больше часа. Вопросов было множество. Вплоть до таких: почему же вы не снимаете кино о защите здоровья, про ужас, который несут наркотики. Говорил об этом старейший врач города. Спрашивали о детском кино, которое так необходимо, а "Колыбельные", привезенные сюда, произвели сильнейшее впечатление. Сожалели лишь об одном, что нет в этом цикле узбекской колыбельной.

Самарканд - не столь искушенный в искусствах город. Зрители очень простодушны, и часто ассоциируют персонажей фильмов с актерами, воспринимают все происходящее на экране за чистую монету. Одного из сотрудников Федерального агентства приняли за Никиту Михалкова и с недоверием спрашивали: "Правда, что вы не Никита Михалков?" Гастроли здесь не часты, а книжный магазин - один единственный в городе, и представлена в нем в основном учебная литература, путеводители, книги по домашнему хозяйству, медицине и садоводству. С художественной литературой все скромнее. А вот на книжных развалах можно увидеть старые и уже прочитанные книги на русском языке - и Пушкина, и Толстого. Русские школы и классы забиты битком: после разобщения, через которое прошли практически все наши республики, стало понятно, что друг без друга нам не прожить, а потому учиться русскому языку отправляют своих детей почти все родители. В Самарканде из 360 тысяч жителей около 50 тысяч - русские, но раньше их было гораздо больше. Так что приходили на показы узбеки, таджики и русские, конечно. Принимали чудно, такой любовью окружили. Встречали на вокзале под звуки карная - это такие длинные-длинные трубы, которые поднимают высоко вверх. Встречали, что называется, хлебом-солью, только вместо хлеба и соли - традиционные узбекские сладости. Мы так не встречаем прибывающие к нам делегации из наших постсоветских республик, как они нас. И особая роль тут у представительств Росзарубежцентра на местах. Исходя из своего небольшого опыта, скажу: приходят туда люди неслучайные, делают все с душой, на пределе возможностей, а потом, провожая, плачут, как будто расстаются с близкими людьми. А уж организовать такого рода акцию, как Дни нового кино России в Узбекистане, наверняка было сложно. Культурные взаимоотношения между нашими странами налажены сейчас слабовато. Но удивительное дело, "добро" на их проведение было получено в рекордно короткие по местным меркам сроки, где-то в течение трех месяцев.

Дни нового кино России стали своего рода продолжением Молодежного кинофестиваля стран Центральной Азии "Творческий полет", который тут проводится в третий раз. Его жюри возглавил ректор Высших курсов сценаристов и режиссеров Андрей Герасимов. В конкурсе были представлены в основном короткометражки из Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана - полная панорама кинопотенциала этих стран.

А так же в рубрике:

© 2001-2007. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена АрхиПроект ЗаконоКультура