Форум | Партнеры | Архив![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
Газета "Культура" |
последнее изменение 28.10.2008 |
|
Еженедельная газета интеллигенции |
№41 (7654) 23-29 октября 2008г. |
Рубрики разделаАрхивРеклама![]() ![]() |
![]() |
ТеатрГаврош, Пиноккио - кто следующий?Второй международный фестиваль театров для детей Александра ВАСИЛЬКОВА
Немного жаль, что французский сезон фестиваля "Гаврош" был первым, и теперь за фестивалем закрепилось имя персонажа из книжки не совсем детской. Что поделаешь - нет у Франции своих мировых знаменитостей в этой области. Зато у Италии - есть. И для второго, итальянского сезона название нашлось легко - "Пиноккио". Спектаклем с тем же названием пармского "teatro delle Briciole" фестиваль и открылся.
Конечно, мы с детства привыкаем к своему Буратино, в наших глазах совершенно затмившему Пиноккио. Конечно, "Золотой ключик" куда веселее написан, чем нравоучительная книжка Коллоди. И итальянский спектакль тоже показался чуть скучноватым, но приятно скучноватым, вот именно как старинная книжка, когда читаешь ее сегодня. Даже вернее было бы сказать, что спектакль неспешный, спокойный, и от этого чудеса на сцене еще чудеснее. Полено все время на виду, но мгновения, когда у него появляются ручки-ножки. А дальше - великолепная работа кукловода: понимаешь, а потом и видишь, что он у тебя на глазах ведет планшетную куклу, и все равно веришь, что она оживает. Куклы участвовали в нескольких спектаклях итальянской части программы. Иногда - появляясь эпизодически, как в "Крике мамы" того же пармского театра: спектакле, в котором то словами, то танцем рассказывается история сложных отношений матери и сына, история любви, расставания и попытки возвращения. А иногда - оставаясь главными героями представления, как в шоу римского театра "VERDE" "Однажды король... диез" (над этим странным названием я долго ломала голову - итальянских названий в буклете почему-то нет, - пока не сообразила, что король по-итальянски - "re", почти как нота - "re", вот и вся загадка). Или - как в спектакле миланского "teatro del Buratto" "Играй, игрушка!", где мы снова встречаемся с планшетными куклами и с виртуозной работой кукловодов. На сцене четыре персонажа: три игрушки - клоун, кукла и медвежонок - и один человек, воображаемый друг. Главный герой, ребенок, ни разу перед нами не появляется, но о нем все время рассказывают. Такое психолого-педагогическое представление с четко обозначенной темой - речь идет о детской ревности, о появлении в семье второго ребенка; удачное соединение полезного с приятным. Все итальянские спектакли были очень разными. "Итальянский сад", вернее, пять садов - сад теней, лабиринт, театр зелени, ночной сад и театр воды. Все эти сады сменяли друг друга на "интерактивном ковре", куда вместе с танцовщицами выходили и зрители из зала. Казалось бы, никакими проекциями нас уже не удивишь, всякого насмотрелись, и примерно понятно, как все это делается (да и не скрывает никто: под ковром 68 соединенных с компьютером датчиков, а дальнейшие технические подробности мало кого интересуют). А все равно затягивает - наверное, потому, что в этом виртуальном пространстве ходили и танцевали живые люди. Наконец, "История семьи" пармской "compagnia Rodisio" - просто "человеческий" спектакль с элементами балета и кабаре. Мама, папа, дочка. Мама работает не покладая рук, но всегда весела и постоянно напевает; папа трудится с утра до ночи, но не забывает поинтересоваться, как дела у остальных; дочка - умница-красавица, отличница и спортсменка... И почему бы такой семье не быть счастливой? Объяснить - невозможно, а смотришь - и все понятно. Наши спектакли не так сильно порадовали. Из того, что удалось увидеть, лучше всего были спектакли хозяев фестиваля - Театра клоунады. "Клоунцерт" (режиссер Тереза Дурова, художник Мария Рыбасова) - чисто развлекательное представление, ближе к цирковому, чем к театральному, и, если не ждать от него того, чего в нем и быть не может, разочарования нет. Ярко, весело, в меру шумно, в зал время от времени на радость детям летят то огромные разноцветные шары, то раскрашенные рыбы, на сцене жонглируют, играют на пианино, прыгают через скакалку - номера сделаны очень чисто, хотя некоторые (например, с автомобильчиком, у которого отваливаются дверцы) кажутся несколько затянутыми, но в целом для того, чтобы бездумно отдохнуть, расслабиться и одновременно зарядиться, - в самый раз. "Отшельник и Роза" по сказке Бориса Заходера - спектакль негромкий, камерный, спокойный, для этого театра непривычный. У нас очень немного сейчас хороших постановок для самых маленьких (этот - адресован детям от трех лет), и "Отшельник и Роза" оказался одним из таких немногих. Прием, с помощью которого нам показывают сказку режиссер Леонтий Столыпин, художник Ольга Устюгова и молодые актеры театра, неновый, но очень для этой подводной истории подходящий: роли Рака-Отшельника, Морской Розы и прочих крабов исполняют руки в разноцветных перчатках. "Морозко" екатеринбургского "Коляда-театра", рассчитанный на тех же трехлеток, честно говоря, не очаровал. Как-то все в нем нескладно. И текст, в котором "порато" соседствовало с "дочей" и назойливо повторялись одни и те же присловья, и декорация деревенской избы с городским буфетом. И разностильные и разноусловные костюмы. Но больше всего вопросов вызвала "Синяя птица" Саратовского ТЮЗа. Уже при взгляде на буклет насторожила Тильтиль-переросток, а также сообщение о том, что феерия идет в переводе Александра Пономарева (режиссера спектакля). Оказалось, что текст мало отличается от известного перевода Н.Любимова: в него попросту внесена небольшая "правка" - например, "выездные лакеи" заменены "каретными", а дедушка вместо "я за нее не ручаюсь" говорит, что ничего "не гарантирует". Были еще и невнятные декорации, и, мягко говоря, странные костюмы (одна Душа Кошки в мини-юбке, прикрывавшей только одно бедро и щедро открывавшей второе в чулке на резинке, чего стоит!). Впечатление такое, что все - режиссерские приемы, декорации, костюмы и прочие элементы спектакля - в спешке нахватано из разных мест и кое-как скреплено между собой. И все же фестиваль - не набор отдельных спектаклей, это некое единое целое, и впечатление от этого целого осталось хорошее. Второй "Гаврош", как мне показалось, прошел лучше первого. Будем ждать третьего. А так же в рубрике:
|