Форум | Партнеры | Архив![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
Газета "Культура" |
последнее изменение 26.01.2009 |
|
Еженедельная газета интеллигенции |
№1-2 (7665) 15-21 января 2009г. |
Рубрики разделаАрхивРеклама![]() ![]() |
![]() |
Одна неделя"Слезки Наполеона" и "Брюсовы таблицы"в Государственном Историческом музее ВЫСТАВКИГеоргий ОСИПОВ
В конце 2008 года Исторический музей представил две выставки, по сюжету вроде бы никак не связанные: первую, посвященную предстоящему через три года 200-летию Отечественной войны 1812 года, и экспозицию в честь трехвекового юбилея первого русского календаря. Выставка, посвященная "священной памяти двенадцатого года" в какой-то мере подобна прощальному звуку боевой флейты над полем сражения, двойному эху в горах. Двойному оттого, что вспоминается на ней не только война с французами, но и ее столетие, превратившееся в одно из самых заметных событий начала прошлого века. Это было - без всякой иронии - именно то, что сегодня зовется модным словечком "проект", проект всероссийского масштаба. Основная часть этого "проекта" сегодня восстановлена - это храм Христа Спасителя. К столетию войны возле него должна была появиться своеобразная "аллея героев 1812 года", а неподалеку - здание для написанной Францем Рубо панорамы "Бородинское сражение" и специальный Музей 1812 года. Основой экспозиции должна была стать юбилейная выставка реликвий войны, прошедшая, между прочим, в незадолго до того открывшемся в Историческом музее. Появись такой специализированный музей, он сразу стал бы одним из самых представительных и богатых в империи. Ведь экспонаты для него начали собираться еще буквально в те дни, когда не умолкли пушки, и реликвии бережно хранились у представителей участвовавших в войне дворянских родов, да и не только у них - чувство сопричастности к реальной, живой истории не было чуждо тогда и простому народу.
Но... не допела боевая флейта свою песню. "Мемории" частью погибли вместе с имениями потомков героев, частью ушли с ними за границу, частью попали (хотя и не без риска для себя) в государственные коллекции, а частью заняли весьма достойные места в коллекциях частных. Каковые и представили свои сокровища на нынешнюю выставку-воспоминание. Ниточка, связывающая ее с легендарной выставкой 1812 года, очевидна: настоящий шедевр - побывавший на ней портрет Екатерины Ильиничны Голенищевой-Кутузовой, супруги фельдмаршала. Из того же ряда - огромный, масштаба эрмитажной галереи 1812 года ростовой портрет Александра I кисти Джорджа Доу, происходящий из фамильного собрания баденского королевского дома. Представлены и не очень героические страницы войны - как изображения казаков, заставляющих евреев есть свинину... Особенно хотелось бы выделить коллекцию юбилейного, да простят меня ее владельцы, ширпотреба образца 1912 года. И покрывала с изображениями жарких схваток, и коробки из-под конфет и прочего в стилистике вековой давности, и даже чудом уцелевшая бутылка из-под водки "Горькая слезка Наполеона". Горька, правда, слезка не только французского императора, но и отечественного любителя истории при мысли о том, сколько реликвий 1812 года сгинуло за последние сто лет... Не очень "роскошествовали" и организаторы выставки в круглом, как год, председательском кабинете, посвященной 300-летию первого русского календаря, который носит имя своего создателя - по слухам, "чернокнижника и колдуна" Якова Вилимовича Брюса. Выставка красива, не слишком велика, но большого количества экспонатов, в общем-то, и не требовалось, чтобы показать поразительную и не очень утешительную эволюцию жанра. Ведь что такое календарь в своем, так сказать, первородном значении? Книга, содержащая большое количество полезной во всех сферах жизни информации. Лет двести назад у большинства, скажем, грамотных землевладельцев не было современных СМИ, никаких изданий типа "Ваши шесть тысяч соток", зато были толстенные календари, в которых были и даты сева, и сроки ледохода и ледостава, и приметы погоды, и описания нравов той или иной прихотливой огородной культуры. Именно такие фолианты хранят высокомерное молчание в музейных витринах. Энциклопедии? Во многом именно так! И когда Фамусов в "Горе от ума" говорит Хлестовой об указанном в его календаре числе крепостных душ у Чацкого, он ничуть не преувеличивает - было в календарях и такое! Как не преувеличивает и Хлестова: "Все врут календари" - за точность информации никто не отвечал! Были свои "энциклопедии", например, и у духовенства - что такое роспись XV века небольшой новгородской церкви Симона Богоприимца в Зверином монастыре, как не большущий церковный календарь на целый год? А потом объемистые тома начали просто на глазах худеть и скукоживаться: все меньше было информации, приходившей уже совсем иными путями, все больше "декорума", и последней ослепительной вспышкой звезды русского календаря были календари великого издателя Сытина - его "отрывники", выходившие огромными тиражами и содержавшие массу полезных сведений, по цене были доступны буквально любому, и почти не было дома, где не висели бы они. А потом, как говорил поэт, "новые песни придумала жизнь", и "масса полезных сведений" свелась к распределению месяца по дням недели и краткому указанию выходных и праздничных дней, а шикарная некогда полиграфия - к глянцевому прямоугольничку бумаги в кармане, в бумажнике или на стене. Эти даже на выставку не попали: завершили ее очень модные в первой половине прошлого века переворачивающиеся прямоугольные коробочки, в прорезях и окошках которых значились числа и названия дней и месяцев - почему-то в компании с комнатными термометрами. И утверждают иногда, что нет ничего бесполезнее вчерашней газеты и прошлогоднего календаря. Как говорится, ой ли? Даже грошовые календари через десяток-другой лет смогут немало рассказать о нашем веке. Отыскалось бы для них надежное убежище, кроме, конечно, неувядаемых частных коллекций. Музей русского календаря? Выставка - как воспоминание, но уже о будущем? А почему бы, собственно, и нет? А так же в рубрике:
|