Форум | Партнеры | Архив

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

Газета "Культура"

последнее изменение 01.03.2009

Еженедельная газета интеллигенции

№7 (7670) 19-25 февраля 2009г.

Рубрики раздела

Архив

1997 год
№49 №50 №51
1998 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
№49    
1999 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47 №48
2000 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43 №44 №45
№46 №47  
2001 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17-18 №19
№20 №21 №22
№23 №24 №25
№26 №27 №28
№29 №30 №31
№32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46-47
№48 №49-50  
2002 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20-21
№22 №23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31-32 №33 №34
№35 №36 №37
№38 №39 №40
№41 №42 №43
№44 №45 №46
№47 №48 №49
№50 №51 №52
2003 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
2004 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2005 год
№1 - 2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51    
2006 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8 №9 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17 №18-19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44-45
№46 №47 №48
№49 №50 №51
2007 год
№01 №02 №03
№04 №05 №06
№07 №08-09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22 №23
№24 №25 №26
№27 №28 №29
№30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39 №40 №41
№42 №43 №44
№45 №46 №47
№48 №49 №50
№51-52    
2008 год
№01-02 №03 №04
№05 №06 №07
№08 №09 №10
№11 №12 №13
№14 №15 №16
№17-18 №19 №20
№21 №22-23 №24
№25 №26 №27
№28 №29 №30
№31 №32 №33
№34 №35 №36
№37 №38 №39
№40 №41 №42
№43-44 №45 №46
№47 №48 №49
№50    
2009 год
№1-2 №3 №4
№5 №6 №7
№8    

Реклама

Баннер 100x100
Баннер 100x100
TopList
Rambler's Top100

БЕРЛИНАЛЕ - 2009

Скорбное молоко вместо фастфуда

Светлана ХОХРЯКОВА
Фото Рейтер
Берлин - Москва

Т.Суинтон вручает "Золотого медведя" К.Льосе
Т.Суинтон вручает "Золотого медведя" К.Льосе

Призы 59-го Берлинского кинофестиваля"Золотой Медведь" - "Молоко скорби" (Перу - Испания), режиссер Клаудиа Льоса.Гран-при - "Все другие" (Германия), режиссер Марен Аде, и "Гигант" (Уругвай - Аргентина - Германия - Нидерланды), режиссер Адриан Биньес."Серебряный Медведь" за режиссуру - Асгар Фархади, "Про Элли" (Иран)."Серебряный Медведь" за лучшую актерскую работу - Сотиги Койате, "Река Лондон" Рашида Бушареба (Великобритания - Франция - Алжир), и Биргит Минихмайр ("Все другие")."Серебряный Медведь" за сценарий - Орен Мовермен и Алессандро Камон, "Посланец" (США), режиссер Орен Мовермен."Серебряный Медведь" за выдающееся художественное решение - "Каталин Варга" (Румыния - Венгрия - Великобритания), режиссер Питер Стрикланд.Приз Альфреда Бауэра - "Гигант" и "Татарник" (Польша), режиссер Анджей Вайда.Приз за лучший дебют жюри дебютов - Адриан Биньес, "Гигант".Приз ФИПРЕССИ - "Молоко скорби"."Хрустальный Медведь" в конкурсе детских фильмов - "Улыбка Будды", режиссер Баир Дышенов (Россия).

Простые истины

"Россия 88"
"Россия 88"

В субботу завершился 59-й Берлинский кинофестиваль, который стал рекордсменом по количеству показанных фильмов и программ (чтобы описать их, нужно как минимум отправлять по три-четыре корреспондента от издания), а также по числу проданных билетов. Каждое утро, в начале девятого, можно было наблюдать очереди в кассы, причем жаждущие приобрести билеты даже не стояли, а сидели и лежали на матрасах, словно они в лесу на привале. Свидетельствовало это об одном - очереди занимались с ночи. Всего за время фестиваля продано было 270 тысяч билетов (год назад - 240 тысяч), и это помимо многотысячной армии аккредитованных на фестивале журналистов и других причастных к кино профессионалов, заполнявших залы. Жюри, возглавляла которое британская актриса Тильда Суинтон, вынесло свой вердикт, не вызвавший, как это обычно бывает, особого смятения в умах, как и возмущения. Награды разошлись довольно предсказуемо и заслуженно. Интересно, что на Берлинале на протяжении последних лет традиционно отдается предпочтение латиноамериканскому кино. Год назад "Золотого Медведя" получил бразильский фильм "Элитный отряд", который не отличался особыми художественными достоинствами. А раньше отмечались актерские работы аргентинских актеров. Действительно, континент этот динамичный, не менее бурно развивается и кинематограф этих стран, наполненный латиноамериканской энергетикой. Как это не похоже на размеренность существования европейцев и европейского кинематографа, который будто бы исчерпал все возможные темы и так редко радует свежим дуновением. Жюри под руководством Тильды Суинтон продолжило традицию, и главный приз вручили ленте из Перу "Молоко скорби" Клаудии Льосы. Женщины-кинематографисты наступают по всем фронтам и во всех кинематографических точках. Нынешний Берлинале эту тенденцию только подтвердил.

"Молоко скорби" - очень симпатичная, экзотичная картина. Сразу было понятно, что судейский ареопаг не обойдет ее своим вниманием. Другое дело, что такие фильмы, как "Молоко скорби" и всячески обласканный "Гигант" из Уругвая, собравший рекордное число наград, по сути, ничего нового не внесли в развитие кинематографа как такового. Всегда ведь ждешь на фестивалях творческого прорыва, неожиданных решений. В данном случае завораживают сама латиноамериканская жизнь и герои - простые, бесхитростные люди, проживающие среднестатистические жизни. Хотя и с ним происходят весьма странные события, да и "изюминки" они не лишены. К примеру, героиня "Молока скорби" - девушка по имени Фауста, чтобы оградить себя от возможного изнасилования, защищает свое причинное место при помощи сырой картошки, выполняющей антибактериальную роль. Иногда кусочки картофелины выпадают из нее. Все это, как ни странно, - последствия диктаторского режима в Перу. Мать героини именно в страшные времена военной хунты подверглась насилию, как и сотни ее соотечественниц, и Фауста с молоком матери впитала все страхи и ужасы своей страны. Она нанимается на работу в дом пианистки-европейки, а та, услышав, как Фауста поет, обещает в награду за каждую песню по жемчужине из рассыпавшихся бус. На чаше весов все больше заработанных бусин, и когда заветная награда вот-вот достанется Фаусте, ее вышвырнут из богатого дома. Европейцы частенько предстают существами жестокими в мире простых и неприхотливых людей из стран третьего мира. В другой конкурсной картине, не удостоенной никаких наград, - "Маммос" Лукаса Мудиссона, - престарелый европеец, лица которого мы так и не увидим, изнасилует трогательного филиппинского мальчика и бросит его, растерзанного, у моря. Зато Гаэль Гарсиа Берналь, пожалуй, самый звездный мексиканец, сыграл в "Маммосе" американца, то есть представителя не какого-нибудь там третьего мира, а "первача". Так перераспределяются "роли".

Сильное впечатление, конечно, производит общий фон "Молока скорби" с его бесконечными свадебными церемониями, столь не похожими на российские или европейские. Можно сказать, что это олицетворение пошлости - розовые лестницы, совершенно дикие наряды. Но есть во всем этом что-то детское и наивное. Да и в вечный путь, к предкам, тут провожают по-особенному. Один только ассортимент гробов чего стоит.

"Гигант"
"Гигант"

"Гигант" Адриана Биньеса не может похвастать даже экзотикой окружающего пространства. Никаких уругвайских красот мы не увидим. Скорее наоборот, мир представлен как всеобщий "Макдональдс" (кстати, эта любимая идея Никиты Михалкова была воплощена и в короткометражке немецкого режиссера Тома Тыквера, герой которого переезжает из Токио в Европу, в одну из арабских стран, и где бы он ни находился, всюду - один и тот же комплект: отель "Марриотт", одинаковый кофе, весь спектр услуг, так что даже и не поймешь, где ты очутился). Вот и в "Гиганте" герой - молодой и здоровый детина - работает охранником в супермаркете. Ряды прилавков с разнообразными товарами однообразны по всему миру. Кинематографисты обожают их снимать. Парень ежедневно скучает у монитора, закрывая глаза на мелкие кражи персонала, прочие незначительные происшествия. Отработав положенные часы, он возвращается домой, где живет с сестрой и племянником. Поиграет с ним, посмотрит телевизор, поспит - и опять на работу. Но одно забавное событие изменит его жизнь. Молодая уборщица случайно заденет пирамиду из рулонов туалетной бумаги. Охранника это развеселит. И скромная уборщица станет дамой его сердца. Теперь он следит за ней, ходит по пятам, а когда не обнаружит ее на работе, устроит побоище. Своего рода мягкий вариант "Кинг-Конга". Довольно милая история, но мало ли таких мы видели и наверняка еще увидим. Три приза - явно многовато для столь скромного по художественному результату фильма. Адриан Биньес то и дело выходил на сцену за очередной наградой и даже уже не произносил речей, к тому же он говорит только по-испански, но пытался произнести английские фразы, что выглядело забавно.

"Про Элли"
"Про Элли"

Немецкое женское и мужское

Сразу два приза достались немецкой ленте "Все другие" - Гран-при и за лучшую женскую роль. Сняла эту малобюджетную картину Марен Аде. Это ее второй фильм. Если бы мы находились не в Берлине, а, скажем, в Канне или Венеции, вряд ли эта скромная во всех смыслах лента была бы отмечена призами. И все же она представляет интерес, поскольку зафиксировала некие важные процессы, происходящие в немецкой душе и в обществе в целом. Это очень немецкая картина, отражающая дух нации. Интересно, что в последний рабочий фестивальный день был представлен сборник немецких короткометражек, которому сопутствовало определение: "13 новелл о состоянии нации". Данная история - из их числа, только крупным планом. Где-то на Сардинии, на отдыхе встречаются две пары из Германии, вместе проводят время, хотя вроде бы тяготятся этой случайной встречей. Главный герой - архитектор, приближающийся к кризису среднего возраста. Его подруга, единственная тут, отличается от всех живой и нестандартной натурой. Такие разные люди волею судеб оказались парой. Взаимное притяжение не спасает от конфликтов. Вдвоем ужиться тяжело, особенно если у того, с кем делишь кров, - лица не общее выражение. Те муки, которые испытывает немец средних лет, наверняка вызовут интерес именно в Германии, поскольку зафиксированный режиссером характер, при всей его универсальности, имеет явно немецкий окрас. Как сказала одна из героинь фильма Лукаса Мудиссона, тайская проститутка, немцы - худшие любовники. А вот почему - ответили сами немцы.

Немецкая актриса Биргит Минихмайр - необычайно нервная, яркая, кажется, что и сама она обладает теми же чертами, что ее героиня из фильма "Все другие". Во всяком случае, поведение на заключительной церемонии Берлинале и получение "Медведя" свидетельствовали о том.

Хватит политики !

"Река Лондон"
"Река Лондон"

Нынешний фестиваль, что случается в последнее время редко, предъявил сразу несколько ярких женских ролей. Награды были достойны и другие актрисы, не только Биргит Минихмайр. Прежде всего отличная британская актриса Бленда Блетин, сыгравшая в картине Рашида Бушареба "Река Лондон". По итогам рейтинга критиков, который ежедневно публиковался в одном из престижных киноизданий, эта картина лидировала. Она была абсолютно в духе Берлинале, поскольку затрагивает проблему терроризма. Собственно, это история 2005 года, когда в Лондоне прогремело несколько взрывов, в результате которых погибли люди. И картина получилась нежная и человечная, никакая не агитка, а история про людей. К тому же дух толерантности, присущий ей, как нельзя лучше отвечал идее фестиваля, слывущего эпицентром корректности, открытости, терпимости к самым различным проявлениям от национальных до сексуальных. Но то ли люди, а члены жюри тут не исключение, устали от такого рода историй, то ли сработал фактор географии: Суинтон сама из Великобритании. Отметили только исполнителя главной роли - темнокожего актера, уроженца Мали Сотиги Койате. В фестивальной прессе его называли крупнейшим африканским артистом, ветераном, но, по большому счету, мало его кто знал. Хотя слава его простирается и на театральных просторах, в частности, он работал у Питера Брука. Фактура у него, конечно, роскошная и неповторимая. Немолодой уже человек, высоченного, едва ли не двухметрового роста, худой, с опущенной линией плеч и с дредами на голове, он поразил не только на экране, но и в жизни. На церемонии закрытия ему принесли стул, поскольку ходит он, опираясь на трость, а по звездной дорожке провезли в инвалидной коляске. Привычная односложная речь на пару минут для лауреата, только что получившего приз, вылилась в настоящее представление. Сотиги колоритно восседал на стуле. Рядом с ним стояли член жюри - режиссер из Буркина-Фасо в национальном желтом платье и белокурая представительница белой расы. Сотиги говорил больше десяти минут. Благодарил фестиваль, хвалил его обустройство, размышлял на темы толерантности и взаимосвязи представителей разных континентов и разного цвета кожи. Все это было так удивительно и непохоже на то, как это обычно бывает во время церемоний, что зал реагировал

бурно, но, скорее всего, воспринял этого африканца как странноватого человека, будто свалившегося с другой планеты. У Бушареба Сотиги уже снимался, в картине "Маленький Сенегал", а в "Реке Лондон" сыграл отца, у которого пропал во время взрыва сын по имени Али. Как и героиня Бленды Блетин, он прибыл в Лондон из провинции, только не британской, а французской, где работает кем-то вроде лесника. Порознь вмиг осиротевшие родители бродят по различным учреждениям, включая больницы и морги, в поисках пропавших детей. Потом окажется, что их дети - мусульманин Али и англичанка, дочь главной героини, - жили в одной квартире, видимо, любили друг друга и вместе погибли. Спину блуждающего по городу Сотиги не забудешь. Поначалу мать пропавшей девушки просто шарахается от него, а осознав наконец суть того, что произошло, пригласит в тот самый дом, где их дети жили вместе.

"Все другие"
"Все другие"

Мэтры

Нынешний Берлинале довольно обстоятельно представил фильмы классиков - Клода Шаброля, Бертрана Тавернье, Тео Ангелопулоса, Анджея Вайды. Картина последнего - "Татарник" (по названию растущей в болоте травы) - на многих произвела странное впечатление. Тем более что ей неожиданно дали приз основателя Берлинале Альфреда Бауэра, который присуждается за перспективу и новаторство, и, как правило, молодым режиссерам, открывающим новые пути. А тут вдруг получил его польский классик, восьмидесятилетний человек, снявший историю смерти. И хотя кино - штука жестокая, энергетичная, поддающаяся чаще всего молодым, Вайда, несмотря на солидный возраст, постоянно работает и ничего позорящего его славную биографию не создал, как это бывает с классиками почтенных лет. Главную роль в картине сыграла любимая его актриса Кристина Янда. Сама история появления этого фильма - очень личная и для нее, и для Вайды. Героиня фильма смертельно больна, ей жизни-то осталось пару месяцев. Муж Янды и любимый оператор Вайды Эдвард Клосинский ушел из жизни, и рассказ о том, как это случилось, вошел в картину. Героине "Татарника" отмерен недолгий век, но она встречается с двадцатилетним парнем, даже не всегда ясно, с какой целью и так ли уж платоничны ее настроения, но это и неважно. Все происходящее - словно бы игра, финал которой может быть любым. Произойдет страшное, но даже не с героиней Янды, а с тем парнем. И тут же появится во главе съемочной группы сам Вайда, снимающий кино. И будет совсем уж непонятно, где жизнь, где смерть, а где кино. Вайда рассказывал, что собирался снимать совсем другой фильм, но обстоятельства изменили все, и родился "Татарник", столь по человечески важный для него самого и Кристины Янды. В ближайшее время пан Вайда осуществит проект, посвященный легендарному Леху Валенсе, судьба которого будет показана через восприятие его жены.

Другой классик - столетний португалец Маноэль де Оливейра - представил вне конкурса свой новый фильм "Чудачества блондинки". Все время он вынужден был оправдываться и отвечать на вопросы о своем почтенном возрасте: как отпраздновал столетие и как в таком возрасте продолжает снимать кино. Поскольку находится он в здравом уме и не лишен юмора, то и отвечал, как надо. И не праздновал он никаких столетий, это делали за него другие. Секретов долголетия не знает и вообще не понимает, как так получилось, что столько живет. Интересно, что впервые в Берлин Оливейра приехал будучи шофером. Было это в годы, когда Германия жила идеями Гитлера. Закончилось тогда для Оливейры все не лучшим образом. Кстати, Тильда Суинтон тоже не раз делилась своими воспоминаниями о прежних посещениях Берлина, запомнились ей снег и наш Андрей Смирнов, с которым они работали в жюри в 1988 году.

Ангелопулос представил картину "Прах времени", герои которой оказываются в Сибири, в лагерях за то, что занимались любовью в пустом, застывшем от холода трамвае. Сталинская эпоха не дает покоя греческому классику, как и русские мотивы. В 2004 году здесь же, не Берлинале, Ангелопулос представлял "Трилогию: плакучий луг", где прозвучала знакомая всем русским песня "Что стоишь, качаясь, тонкая рябина", а герои имели самое непосредственное отношение к России и стали жертвами большевиков.

Русское

"Сумасшедшая помощь"
"Сумасшедшая помощь"

Российское кино в основной конкурс Берлинале попадает редко. В последний раз это было в 2005 году, когда показали тут "Солнце" Александра Сокурова. Но все это не мешает нашим режиссерам бесконечно грезить о Берлине, не давать свои картины на другие менее значимые фестивали и даже снимать под Берлин, подтягиваясь под сроки проведения фестиваля. Но вот в "Панораму" и "Форум" наши картины периодически попадают. На этот раз показали два важных и заметных для нас фильма - "Россия 88" Павла Бардина и "Сумасшедшую помощь" Бориса Хлебникова. Хлебников снял весьма неожиданную картину, ничто вроде бы не предвещало о таком повороте в его творческой судьбе. Если идти по пути формальных оценок, то он продолжил тему, начатую в документальной ленте "Уехал", которую делал совместно с Валерией Гай Германикой о белорусском гастарбайтере. И тут герой приезжает из белорусской деревни на заработки в Москву и будет ограблен, лишен всех своих скромных богатств. Таким образом, Москва представлена глазами постороннего, а существование коренных обитателей столицы окажется сродни тому, кокое ведут "пришельцы". Евгений Сытый, работающий в Кемеровском театре "Ложа", привел фестивальную публику в восторг. Он абсолютно органичен и непохож на "настоящего артиста", и мы могли это оценить по прежним работам у Хлебникова.

Дуэт ему составил великолепнейший Сергей Дрейден, у которого просто неисчерпаемый актерский запас и поразительная многосторонность. Сыграть безумного человека, чтобы это не было актерским комикованием, трудно, почти невозможно. Даже не знаю, кто бы у нас еще сумел это так сделать. Два этих фрика - неудавшийся гастарбайтер и приютивший его москвич, некогда инженер, а ныне - городской сумасшедший, проживают дни весело и ярко, как им кажется. У них масса дел - нужно переставить скамейку, залезть в утиный домик, постричь прямо на улице в общем-то незнакомую женщину, наказать плохого милиционера, который не менее безумен, чем они, и одержим своими фобиями. Потом на обсуждении фильма Бориса Хлебникова спросят о том, почему в России не получается жить нормально и только сумасшедшие способны как-то существовать. Таких мыслей самому Борису в голову не приходило. Он снимал фильм про абсурд большого города, и все, что там происходит с людьми, может происходить в любом мегаполисе планеты. Да и сам Берлин, если проходить по нему или просто проехать в метро, преподнесет массу сюрпризов, тогда покажется, что мир абсурден по природе. На меня произвела впечатление одна встреча в метро. Ехала группа подвыпивших мужчин, непонятно почему прикидывавшихся русскими. Они орали, пели, через слово, вставляя нецензурные наши перлы. Окружающие воспринимали их как русских, удивлялись и наверняка думали о "русских свиньях". Но кто были эти люди - неясно, говорили они на каком-то неведомом языке наверняка одной из балканских стран. А потом начали петь - "Расцветали яблони и груши" и "Маринка-маринка, маринка моя", не понимая разницы между "Калинкой" и "Маринкой". Подобные вещи случаются на каждом шагу, и мир может показаться сборищем идиотов.

"Молоко скорби"
"Молоко скорби"

Борис Хлебников скажет, что город настолько огромен, что он оказывается не в масштабе человека, и тогда все правила жизни в нем становятся бесчеловечны. "Я живу в России, и то, что там происходит, - часть моей жизни. Может быть, я чего-то не замечаю, того, что вокруг нас ужас. Мы не снимали обличительный фильм. Нам была важна история двух людей. Это даже не история Дон Кихота и Санчо Пансы, а Крокодила Гены и Чебурашки", - объяснит берлинской публике Борис. Но что это за звери аудитория так и не поймет. Один из зрителей скажет Хлебникову: "Вы - очень талантливый человек, раз сделали фильм, который наталкивает на размышления".

"Сумасшедшая помощь" выйдет в прокат только осенью и маленьким тиражом. А вот какая прокатная судьба ждет "Россию 88" Павла Бардина, совсем непонятно. Формальной причиной ее отсутствия может стать то обстоятельство, что звучат с экрана нецензурные слова, которых избежать не удалось, ведь именно так изъясняются люди, о которых снят фильм. Но проблема в другом - готовы ли мы показать картину, затрагивающую столь опасную тему - скинхедов. В контексте Берлинале "Россия 88" вызвала самые разные размышления по поводу того, как мы живем, что позволительно у нас и что недоступно пониманию. Берлин - необыкновенно космополитичный город, кажется, открытый всем ветрам. Если посмотреть вокруг, то живут там представители всех континентов, спокойно ходят по городу, не опасаясь того, что нападут на них по той причине, что у них не тот цвет кожи и разрез глаз. Самые удивительные разговоры можно услышать в метро. Вот индонезийцы говорят про джунгли, и эти самые джунгли для них - не экзотический туристический объект, а что-то вроде соседнего двора или пятиметровой кухни для россиянина. И эти люди - полноправные жители Берлина. В Германии нет-нет да случаются инциденты, когда на улицы выходят фашисты новейшего розлива. Но выработана определенная система взглядов, укорененная в обществе, однозначно оценивающая такого рода явления.

Павел Бардин использовал в своем игровом фильме документальные кадры, снятые в электричке и на улице, где люди разного возраста и социального статуса отвечают на вопрос "Россия для русских?" Оказывается, что да, исключительно для русских, и надо ее очистить от инородцев. А потом мы удивляемся зверствам, тому, что убита маленькая таджикская девочка только за то, что таджичка. И никакого противовеса в ответ. Даже в международном аэропорту "Шереметьево-2", так называемых воротах в Россию, сотрудница погранслужбы, не стесняясь коллег и толп разноязычных пассажиров, кричит на человека, прибывшего из Азии, только потому, что он для нее - существо второго сорта. Подобным образом она бы не посмела говорить с кем-то еще.

Герой "России 88" - молодой и неглупый парень, одержимый

идеей зачисток нерусских. Он посещает сходки в клубе-подвале, где проходит курс молодого бойца-скинхеда вместе с другими единомышленниками. А потом эти парни выходят на улицы истреблять кавказцев. Сделано так, что публика не всегда понимает - документальные это кадры или игра актеров. Настоящая драма наступает в тот момент, когда главного героя "предадут" его же товарищи, не взяв на себя часть общей вины за убийство. Страшно то, что перед нами не отморозки, а молодые люди из вполне благополучных семей, а опасный вирус культивируется теми, кто старше - в правоохранительных органах и даже выше. И парни эти, по сути, - заложники куда более крупных игроков. В Берлине показали немецкую короткометражку, высмеивающую фашистскую организацию нового розлива, представители которой в качестве новоиспеченного Гитлера почитают случайно залетевшего в окно ребенка. Германия уже готова к тому, чтобы посмеяться над подобным материалом, многое осмыслив в своей истории. России пока еще не до смеха, поскольку не на все вопросы дан исчерпывающий ответ.

Короткометражная лента Баира Дышенова "Улыбка Будды", представлявшая Россию в секции "Поколение", удостоена "Хрустального Медведя". Это единственная наша награда на нынешнем Берлинале. Рассказывает лента о бурятском мальчике, который голоден и решает одолжить конфет у Будды. В октябре картина была показана на крупнейшем азиатском кинофестивале в южнокорейском Пусане. Сделана она в Бурятии.

Аутсайдеры

В аутсайдерах, обойденных вниманием жюри, оказались знаменитые кинематографисты, такие, как культовый французский режиссер Франсуа Озон, снявший необычную для себя картину "Рикки" о младенце, обладающем нетривиальными особенностями (какими - говорить нельзя, иначе публика не получит свою долю восторга, придя в кинозал, а у картины наверняка будет прокатная судьба). После просмотра журналисты заглядывались на попадающихся на их пути мамаш с младенцами, а вдруг это Рикки, и у него есть... Но дальше - тишина... Легкая и свежая картина, которая многим не понравилась, ведь от Озона все время ждут чего-то более сложнопостановочного и радикального.

Обойден вниманием жюри и британский классик Стивен Фрирз, представивший в конкурсе экранизацию романа Колетт "Дорогуша". Это салонная история о куртизанке со стажем в исполнении Мишель Пфайфер. Она обучает юнцов искусству любви по просьбе их мамаш и часто накануне свадеб, то есть кует кадры для потенциальных невест и жен. Но и на старуху бывает проруха: куртизанка влюбляется в одного из своих подопечных. Смотреть на этот "будуар" скучно, запас терпения исчерпывается в первые полчаса, хотя Мишель Пфайфер хороша, умеет носить костюм, а тут уж ее декорировали основательно.

Чен Кайге снял необыкновенной красоты фильм "Навечно покоренная" о восхождении на олимп солиста китайской классической оперы, придав сюжету пикантный оттенок. Как известно, даже женские партии тут исполняют мужчины. Но само по себе это действо способен выдержать только театрально образованный человек, поскольку это даже не вполне оперный спектакль в привычном смысле. Посещая пару раз Китайскую Оперу в Пекине, мне приходилось наблюдать страдания неофитов. Вот и фильм Кайге не вызвал у киноманов энтузиазма, зато он придется по душе истинным театралам и меломанам.

Кулинарно-светское

Новая песня Берлинале - кулинарная. Запели ее год назад, когда сложилась отдельная кулинарная программа о еде, ее приготовлении и мировосприятии тех, кто ее поглощает. Удачный опыт решили повторить. И теперь любая картина, где подробна снята снедь, банки с домашними соленьями и вареньями, могут претендовать на участие в этом разделе. В состав большого жюри даже ввели фуд-активистку Элис Уотерс, которая в свободное от Берлинале время является ресторатором в США, писательницей, пишущей о пище и пропагандирующей медленную еду в противовес фастфуду. Она оказалась весьма милой дамой. Возникал лишь вопрос, какое, собственно, отношение она имеет к судейству и кино. Ответ дала сама, сравнив хорошую пищу с хорошим фильмом. Они требуют особого к себе отношения, являясь, по сути, искусством. А кино Элис смотрит каждый день, к тому же была замужем за весьма известным французским режиссером. За совместными обедами с коллегами по жюри она пропагандировала свои идеи, давала полезные советы людям, собравшимся со всех концов света.

Но, безусловно, самым экзотичным членом жюри стала его председательница Тильда Суинтон. Безупречно одетая, иногда экстравагантно - в длинношерстной ушанке, спасавшей в прохладный берлинский день, а то в вечернем туалете, скрепленном часиками на груди, с бритыми мальчишескими висками и всегда в идеальном бесцветном гриме, лишний раз подчеркивающем словно бы полное отсутствие бровей и ресниц. Она возвышалась, подобно колонне, надо всеми членами жюри. И вызывала восторг повсюду, где бы ни появлялась. Особенно на церемонии "Тедди", на которой вручают "Медвежат" фильмам о нетрадиционной любви, где правят бал геи и лесбиянки. Это непременная составляющая Берлинале, год от года набирающая обороты. И если прежде церемония "Тедди" была скромна и локальна, то теперь по охвату именитых гостей и звезд, энергетике зала даст фору заключительной церемонии Берлинале. Танцы полуобнаженных мужчин, сливающихся в страстном поцелуе, эротическое прыганье на голове гигантского манекена, концертные номера приодетых тетеньками престарелых джентльменов потом разве что в кошмарном сне не увидишь. А в первых рядах - политическая элита с любовниками. Подобное можно увидеть только на Берлинале.

© 2001-2007. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только
с письменного согласия редактора портала.
Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена АрхиПроект ЗаконоКультура