Форум | Партнеры | Архив![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
Газета "Культура" |
последнее изменение 28.02.2009 |
|
Еженедельная газета интеллигенции |
№8 (7671) 26 февраля - 4 марта 2009г. |
Рубрики разделаАрхивРеклама![]() ![]() |
![]() |
Краски мираМосковское метро по-литовски"Life-life" по-русски Светлана ХОХРЯКОВА
В минувшем году в одном из московских издательств вышла книга Антона Некрасова "Меtrо 2008", издатели которой определили сей труд как роман-бомбу и снабдили своеобразным эпиграфом: "Поезд дальше не идет" - самая большая ложь метрополитена". То, что происходит в столичной подземке, переваривающей за сутки около 10 миллионов пассажиров, как и в менее масштабных подземных транспортных дворцах других городов, способно вызвать у читателя чувство ужаса. В конце того же 2008 года в Вильнюсе в Русском драматическом театре Литвы поставили спектакль по пьесе Глеба Нагорного "Life-life". На программке - знаменитый фонтан "Дружба народов", ставший символом ВДНХ. Глеб Нагорный - сам родом из Литвы. Получил там юридическое образование, имел хорошую практику, но в какой-то момент все бросил и уехал в Москву учиться кинорежиссуре, причем у классика Марлена Хуциева. Написал роман, а теперь и пьесу, рассказывающую о монстре под названием Московский метрополитен. Эта пьеса, дающая возможность занять разновозрастную труппу любого театра, с хорошими женскими и мужскими ролями, должна иметь успех на просторах России. К тому же нехватка современных пьес все еще остро ощущается в современном театре. Обычный рядовой день в столичной подземке. Люди спешат по делам, у каждого свои планы, в которые совсем не входит длительное времяпрепровождение в вагоне. Но поезд отчего-то дальше не идет. И люди, незнакомые еще несколько минут назад, вступают в определенные отношения, сообразно возникшей ситуации. Вагон становится своего рода микромоделью социума. В одном пространстве оказались бомж, женщина с ребенком-инвалидом, пенсионер с кроссвордом, тетка с пакетами, которые очень пригодятся, поскольку в них еда, а сидеть под землей придется довольно долго, инженер, деловой человек, бизнес-леди, по чистой случайности спустившаяся в метро... Если внимательно присмотреться к тем, кто едет с нами в вагоне ежедневно, увидишь примерно ту же картину. Ситуация, как говорится, модельная. Из разговоров, столкновений в вагоне, страхов не выйти из него вообще никогда рождается понимание того, чем, собственно, все мы живем, будь то мегаполис или небольшой городок. Удивительно все это было видеть в Литве, ставшей совсем европейской, живущей спокойной и на первый взгляд мирной жизнью. Если не считать того, что в дни пребывания в Вильнюсе как раз прошел марш протеста и люди вышли на центральную улицу, чтобы выразить недовольство тем, что происходит в стране в дни кризиса. Среди них - работники культуры. Все мирно, цивилизованно. Но разбиты стекла учреждений, и несколько человек серьезно пострадали от резиновых пуль, выпущенных теми, кто призван был охранять порядок. Картинка, возникшая на экранах телевизоров в блоке новостей, была устрашающей. А на взгляд обывателя, все мирно и спокойно. Так и наша жизнь - все вроде бы идет своим чередом, но только до определенной поры. Социум оказывается встревоженным ульем. Таковы особенности современной жизни. Сценограф Андрюс Жибикас воздвиг на сцене самый настоящий вагон. Воссоздано все в деталях. Вплоть до объявлений, звучащих в метро. Режиссер Юрий Попов не акцентирует замкнутость пространства. Оно как раз открыто, широко открыто, тут словно бы гуляет ветер, который может внести любое дуновение, самое непредсказуемое развитие событий. Они и непредсказуемы. Есть и труп, и его исчезновение, и даже откуда-то взявшийся милиционер, начинающий расследование, словно специально для того подосланный. Единственное, что снижает драматургический накал - финал. Оказывается, что все происходившее - всего лишь парафраз программе "Розыгрыш", просто его "жертв" не оповестили об этом. В реальной жизни одна известная российская актриса, ставшая невольной участницей одноименной программы "Первого канала", прекратила всяческие отношения со своей подругой и режиссером, бывшей в курсе, что проводится чудовищный эксперимент. Кому-то хочется любой ценой угодить в подобный проект, внедриться в какой-нибудь "Дом-2", чтобы потом вся деревня увидела на телеэкране. Примерно тот же ход отработал и самый нахальный кинопроект "Самый лучший фильм-2", сведя все свои пародии на телешоу и фильмы к финалу с очередным телерозыгрышом. Пьеса Глеба Нагорного только бы выиграла, если бы ее финальный ход был иным. Но даже несмотря на малоубедительный заключительный аккорд, театру удалось задеть зрителя за живое. В последнее время никакой другой спектакль в этих стенах не вызывал такого наплыва публики. А так же в рубрике:
|