Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Антиквар |
|
№ август (54) август - сентябрь 2006г. |
Рубрики разделаАрхив
Счётчики |
![]() |
Антикварная хроникаКража из ЭрмитажаАнтикварная хроника
Главным антикварным событием лета стала кража из фондов Эрмитажа. Это происшествие широко обсуждалось во всех СМИ. Исчезновение из хранилища Эрмитажа 221 ювелирного изделия всколыхнуло всю музейную и антикварную общественность. Нити расследования привели к коллекционерам и антикварам. Московские и петербургские антиквары оказали существенную помощь в распутывании этого сложного клубка преступлений. Как выяснилось, это музейная кража века началась еще в конце 1990-х годов. Среди похищенных экспонатов большое количество культовых предметов, таких, как напрестольный золоченый крест 1806 года, два золоченых креста-мощевика 1760 и 1814 годов, пять золоченых чаш - потиров середины XVIII - середины XIX веков. В списке украденного - крест серебряный золоченый XVIII века, потир серебряный золоченый 1824 года, восемь серебряных крестов-мощевиков, шесть серебряных золоченых потиров, складень резной из кипарисового дерева, в окладе из оксидированного серебра конца XIX, серебряная лампада. Среди пропавшего - около 90 икон и образов, в числе которых - икона Христа в серебряном золоченом окладе 1889 года, икона Спаса Нерукотворного 1873 года, образ Христа Вседержителя в серебряной золоченой рамке с филигранью начала XX века, икона Богоматери "Умиление" в шитой жемчугом ажурной ризе с уральскими самоцветами, в серебряном золоченом окладе с чеканным орнаментом 1770 года, икона на дереве Богоматери в серебряном золоченом обрамлении 1915 года. В списке пропавших вещей также значатся кольцо золотое с бриллиантом и жемчужиной фирмы "Фаберже", две пары золотых часов XIX века, две серебряные золоченые пудреницы начала ХХ века, золоченая солонка в виде фигурного ларца конца XIX века, песочница стеклянная, серебряные чайник, кофейник, молочник, сахарница, сухарница, чаша с эмалью, серебряная брошь начала XIX века, брошь золотая с сапфиром XIX века, серебряные ножи, портсигары. Пропавшие предметы по художественному уровню, несомненно, относятся к вещам музейного класса. Но являются ли они униками, достойными хранилищ главного национального музея России - вот вопрос, встающий при осмыслении всей ситуации в целом? Перечисленные предметы попали в Эрмитаж, скорее всего, в ходе первых национализаций большевиками частных коллекций и имущества Церкви. Тогда, в 1918 - 1919-х годах все национализированные сокровища свозили возами в музеи. Долгие-долгие годы советской власти многие эти сокровища так и оставались неисследованными. Советские, а ныне российские музеи были и остаются поныне не в состоянии функционально освоить все те художественные богатства, которые большевики секвестировали у владельцев. На наш взгляд, рациональнее было бы выдавать эти изделия из драгметаллов на нужды индустриализации, как это происходило в 1930-е годы, когда из фондов Эрмитажа были проданы за рубеж бесценные полотна Рембрандта и Риберы. Политика большевиков по тотальной музеефикации всего, что конфисковали у народа, обернулась против этих же музеев. И кто ныне качественно сохраняет национальные художественные ценности: госмузеи, антиквары или частные коллекционеры? Вот проблема, решение которой неоднозначно и которая требует усилий всех заинтересованных сторон. Также в рубрике:
|