Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 27 (7235) 20 - 26 июля 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираДвойники похищенных шедевров, или По следам "Команды Р"Необычная выставка в Лугано По материалам зарубежной печати подготовила Людмила БОРИСЕНКО
Сто откровенно "ненастоящих" живописных шедевров - об этом специально оповещено - были выставлены в салоне луганской гостиницы Splendid Royal. Организаторы экспозиции заранее объявили, что полотна фальшивые. И тем не менее все четыре дня - именно столько продолжалась выставка - салон был полон. Не только потому, что под картинами стояли имена известнейших художников - Лотрека, Ренуара, Ван Гога, Сезанна, Мане, Модильяни, Климта. "Потерянные сокровища" - так назвали выставку ее устроители. Они решили познакомить любителей живописи с картинами, которые были украдены гитлеровцами в разных странах во время Второй мировой войны и судьба которых до сих пор неизвестна. Основной акцент сделан на шедеврах, похищенных во Франции. Над воссозданием облика этих "военнопленных" трудились лучшие копиисты Европы. В работе участвовали даже те, кто в разное время был привлечен к суду за создание подделок и их продажу. Поработать пришлось немало - даже на первом этапе, когда решали, что именно нужно - и возможно - воссоздать в копиях. Пропавших шедевров много. Только из Франции фашисты вывезли 22 тысячи произведений искусства. Из них две тысячи до сих пор не найдены - может быть, бесценные полотна погибли или попали в чьи-то жадные руки и содержатся теперь в тайниках и сейфах, подальше от людских глаз. "Чтобы приподнять завесу молчания, мы разработали особый план. Мы разыскали фотографии, которые были сделаны когда-то с этих произведений - в основном это были, увы, черно-белые фото. Пришлось долго рыться в разных архивах. И все же нам удалось осуществить наш план - вот они, бесценные двойники. Эти копии сделаны в единственном экземпляре, работавшие над ними мастера использовали те же полотна, краски, те же приемы, которыми пользовались великие мастера - авторы шедевров", - рассказывает кремонец Даниэль Донде, 53-летний знаток живописи, самый известный специалист по распознаванию фальшивых полотен, которыми заполнен западный рынок. Для осуществления своего проекта он организовал в Лугано специальное "Общество воображаемого музея". "Однажды, будучи в Цюрихе, я встретил делегацию банкиров и коллекционеров еврейского происхождения, которые прибыли на какой-то конгресс. Во главе этой делегации был искусствовед Рихард Майер. Тогда-то мне и показали черно-белые фотографии некоторых пропавших полотен. Именно в этот день и родилась идея воссоздать в цвете похищенные картины - и как можно ближе к оригиналу". Неудивительно, что большинство похищенных во Франции сокровищ принадлежало еврейским семьям. Известно, что накануне Второй мировой войны 80 процентов произведений искусства, находившихся в этой стране, были в собственности всемирно известных торговцев шедеврами: Ротшильдов, Розенбергов, Бернхайма-младшего, Давида Вейля и Шлосса. Это облегчило действия мощной "Команды Р", которой руководил немецкий полковник Альфред Розенберг. Высокопоставленный фашист подчинялся непосредственно Герману Герингу, правой руке Адольфа Гитлера. Амбиции двух фашистских иерархов уже тогда были известны. Несостоявшийся художник Адольф Гитлер всю жизнь лелеял мечту создать в любимом городе Линце самый большой в мире музей - некое постоянно пульсирующее сердце культурной столицы огромного государства, которое он построит на побережье Дуная. С этой целью приказал вывезти из всех стран Европы шедевры изобразительного искусства - чем больше, тем лучше. Работы иностранных мастеров и немецких тоже, которые будут выставлены в Линце особо. Призвал директора Берлинского музея Отто Кюммеля и поручил проследить, чтобы в Германию прибыли все произведения искусства немецких мастеров, имеющиеся в музеях и частных коллекциях. В Линце фюрер жил с пятилетнего возраста и до того времени, когда ему исполнилось семнадцать. Здесь начал рисовать, здесь мечтал стать знаменитым художником. Известно и его "завещание", касающееся собственной коллекции. "Мои картины, а также полотна, которые я приобретал в течение многих лет, хранились у меня не для того, чтобы создать мое личное собрание. Они должны стать частью музея в Линце. Очень хотел бы, чтобы это мое пожелание было выполнено". "Как "приобретались" произведения изобразительного искусства Гитлером и его приспешниками, до сих пор помнят некоторые очевидцы, - говорит Донде. - Как-то вечером - это произошло вскоре после оккупации Парижа - в дверь дома Ротшильдов постучали. Мажордом увидел на пороге группу немцев в военной форме во главе с самим Альфредом Розенбергом, который потребовал хозяина дома. Мажордом попросил подождать и поднялся наверх в столовую, где за накрытым к ужину столом сидела вся семья. "Разве господа немцы договаривались со мной о встрече? - спросил барон Ротшильд. - Насколько я знаю - нет. Пусть придут завтра утром - я их приму". Лучше бы барон этого не говорил! Услышав дерзкий отказ, Розенберг повернулся на каблуках и молча вышел. А на следующее утро из дома барона немецкие солдаты выносили сокровища, которые собирали поколения Ротшильдов. Среди прочих - "Астронома" Яна Вермеера. "Астроном" стал одним из любимых полотен Гитлера, заняв в его отзывчивом на прекрасное сердце второе место - первое было отдано "Леде" Антонио Аллегри по прозвищу Корреджо. Редкостный по красоте портрет украшает сегодня Берлинский государственный музей. В фашистской стратегии по краже произведений искусства различаются два периода. Вначале объектом грабежей были еврейские семьи. Когда с ними было покончено, фюрер приказал переключить внимание на французские музеи, собрания которых к этому времени внушительно пополнились: частные коллекционеры отдавали свои сокровища государственным собраниям, надеясь, что там они будут в безопасности. Увы, музейные залы опустели так же быстро, как и салоны частных домов. Немцы объясняли онемевшим от ужаса музейным работникам, что "все это" в Германии будет наверняка в сохранности и берется в залог до конца войны, а после ее окончания музеи получат свое обратно. Начиная с октября 1940 года и по июль 1944-го, немцы реквизировали во Франции 203 коллекции, принадлежавшие еврейским семьям. Картины, скульптуры и прочие сокровища упаковывались в деревянные ящики. Сначала на них писали: "Хозяин неизвестен. Собственность Германии" - и ставили вместо печати фашистскую свастику. Перевозили бесценные ящики в специальных вагонах - об одном из таких составов был снят фильм "Поезд", в котором главные роли исполнили Берт Ланкастер и Жанна Моро. В фильме рассказывается о том, как силы французского Сопротивления пытались противостоять ограблению собственной страны. В жизни же прибывший из Франции груз отправлялся либо в личную резиденцию фюрера, либо Герингу - и тот и другой составляли из награбленного собственные коллекции. Главным источником пополнения собраний двух высокопоставленных грабителей были Ротшильды. У них была самая большая во Франции частная коллекция: 5009 произведений искусства. Ротшильды были очень богаты, члены семьи занимались банковской деятельностью, им принадлежали акции крупнейших французских и европейских железных дорог, с их участием добывалась русская нефть, они были собственниками лучших виноградников в провинции Бордо, занимались разведением породистых лошадей. Значительную часть полученных доходов вкладывали в покупку произведений искусства. Ротшильдам особенно нравились фламандцы... Фюреру - тоже. После того злополучного утра, когда группа немцев под командованием полковника Розенберга опустошила их дом, вся большая семья Ротшильдов уехала из Франции - кто попал в Америку, кто в Канаду. Но прежде позаботились о судьбе картин и скульптур, хранившихся вне Парижа - в других особняках, принадлежавших семье. Наиболее ценные развезли по друзьям-приятелям, другие положили и спрятали в голландских и французских банках. Наивные люди! Фашистам не составило большого труда разузнать, где хранилось то, что они искали, и вскоре в их руках была вся коллекция Ротшильдов. В феврале 1941 года специальный поезд вывез ее из Франции. Почти все было поделено между Гитлером и Герингом. Те ящики, на которых стояла метка Н1 - Н9, предназначались фюреру, помеченные же G1 - G23" - Герингу. После Ротшильдов настал черед Поля Розенберга. Ему принадлежала известная на весь мир парижская галерея, он покупал и продавал произведения знаменитейших мастеров. В Париже галерею часто называли музеем. И недаром! До войны ее стены украшали полотна Ван Гога и Моне, Ренуара и Лотрека, Модильяни и Коро, Сезанна и Пикассо... И это продавалось за очень большие суммы, естественно. В тот день, когда порог галереи переступил однофамилец хозяина Альфред Розенберг со своими людьми, он увидел в залах несколько полотен Ван Гога, в том числе автопортрет с забинтованным ухом, "Ирисы" (позже их забрал себе Геринг), "Звездную ночь", "Ночное кафе", "Купающуюся женщину с ребенком"... Несколько наиболее дорогих ему произведений хозяин галереи успел накануне отдать своему самому близкому другу. Но и в этом случае фашистам не составило труда отыскать спрятанное, потому что им помогали два предателя-француза. Они разнюхивали, куда богачи-коллекционеры прятали свои богатства, и доносили нацистам, а в благодарность получали денежное вознаграждение в размере 10 процентов от стоимости сокровищ. В этой истории о грабеже национального достояния Франции особое место занимают торговцы искусством из Швейцарии. В те времена в этой стране действовал закон, согласно которому произведение искусства становилось законной собственностью любого человека по прошествии пяти лет, независимо от того, какими путями оно было приобретено, даже если было очевидно, что картина, скульптура, гобелен и т.д. были похищены. Понятно, что для воров и перекупщиков Швейцария была просто раем. Некоторые швейцарские торговцы прекрасным открыто поддерживали самые тесные отношения с фашистскими иерархами. Немецкий же консул в Лугано просто превратил этот город в центр контрабанды. Сюда стекалось похищенное из разных стран Европы. "Именно поэтому я решил устроить выставку исчезнувших полотен в Лугано, - говорит Донде. - После войны во Францию вернулось большинство вывезенных картин. Многие заняли свои места в музеях, но две тысячи полотен до сих пор не найдено. Я уверен, что их и сейчас держат в сейфах и тайниках те, кто успел купить или просто захватить их, пользуясь военным временем". Среди них - "возрожденные" усилиями копиистов полотна Лотрека, Ренуара, Ван Гога, Сезанна, Мане, Моне, Рембрандта, Брейгеля и других - всего сто работ, экспонаты воображаемого музея. Который, как надеется его создатель, в один прекрасный день появится на свет, и будут в нем выставлены исключительно оригиналы. Также в рубрике:
|