Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 36 (7244) 21 - 27 сентября 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Окно в Россию"Живая вода" природы и музыкиСобрание этнических искусств в сибирской Швейцарии БАРНАУЛАлександра ЛАВРОВА Международный фестиваль этнических искусств "Живая вода" прошел на Алтае, на берегу Телецкого озера. На нем выступили фольклорные и джазовые исполнители и коллективы из семи стран. Проводился фестиваль в третий раз, во второй - как международный. Он стал удивительной встречей подлинного фольклора разных народов и современной музыки разных направлений и не смог бы состояться без финансовой и организационной поддержки Новосибирского отделения Института "Открытое общество". Фестиваль стал неординарным художественным событием и имеет реальные шансы со временем превратиться в один из самых масштабных и любимых слушателями культурных форумов Сибири. К сожалению, многие потенциальные зрители, да и возможные участники фестиваля, не знали о его проведении - недостаток рекламы очевиден. Неидеальной была и организация, например, транспорта: многие желающие побывать на Алтае, готовые оплатить проезд, жить в палатках за свой счет, не вместились в предоставленные автобусы, не знали, каким образом самим добраться до места проведения "Живой воды". Наверное, жестче мог быть отбор участников (арт-директор фестиваля - известный новосибирский джазмен, художественный руководитель джазовых программ Новосибирской филармонии Сергей Беличенко). Как водится, не все заявленные в программе участники смогли приехать по разным объективным причинам, зато выступали явно случайные люди. Но никакие накладки и недостатки организации не отменяют главного - удивительных впечатлений, которые получили настырные любители природы и музыки, добравшиеся-таки из разных городов России, из стран СНГ, Европы, Азии и Америки до берега легендарного Телецкого озера. Алтай - место живописное, не без оснований заслужившее славу сибирской Швейцарии. Возможно, здесь и вправду обитают древние духи земли и воды. Турбаза "Телецкое озеро", предоставившая площадку для проведения фестиваля, далека от европейского сервиса, но не удобства привлекают сюда туристов и меломанов. Главное - величие природы, даже непродолжительная встреча с которой дает так много и запоминается навсегда. Г-н Беличенко сетовал, что многие исполнители, которые согласились бы выступить в городе Новосибирске, отказались ехать "в глушь". Те же, кто согласился, не остались внакладе - в природных космических "декорациях" Алтая подлинное прозвучало в десятки раз сильнее, несмотря на все акустические проблемы открытой площадки. Импровизированная сцена фестиваля, возведенная на огромной поляне на фоне деревьев, упирающихся в небо, смотрела на озеро. Специально приехавших зрителей, отдыхающих турбазы и местных жителей, которых собиралось в "зале" больше тысячи - людей разного возраста, социального положения, разного уровня музыкальной подготовки, - не пугал даже дождь, который дважды прерывал выступления фестиваля. В природных условиях зрители без труда стали экспертами, чутко улавливая фальшь и профанацию и отдавая предпочтение профессионализму. Наверное, многие приехавшие "побалдеть" на природе неофиты против своей воли сделались поклонниками фольклора, соприкоснувшись с корнями чужих культур. На дощатых скамьях и просто чурбачках, на ковриках и прямо на земле расположились солидные немцы и отвязные молодые новосибирцы, свободные художники и представители серьезных организаций, колоритные монголы и стильные американцы. За спинами зрителей предприимчивые местные алтайцы предлагали горожанам лошадей и пирожки. Дым шашлыков и сигарет не мог заглушить ароматов трав. Присутствовавшим удалось услышать по-настоящему уникальных, ни с кем не сравнимых исполнителей, которые, оказавшись в одно время в одном месте, сложились в некое таинственное, почти мистическое единство. Юная казашка Ардак Исатаева в красно-белом национальном костюме пела сильным, звонким и нежным, тревожным голосом. Едиль Хусаинов извлекал волнующие звуки из диковинных инструментов с невоспроизводимыми названиями: из "раковины" - неожиданно духовые и разнообразные, из "камышинки" - неожиданно низкие и протяжные. Комуз с горловым пением были подобны языческому органу - булькали, как вода на перекатах, скрипели, как сраженное молнией дерево, гремели копытами скачущего табуна, шелестели дождем. Всех изумили и покорили монголы. Как только юноша в национальном костюме с отрешенным скуластым лицом поднял смычок, на фоне вполне современной фонограммы явились неистовые звуки "Сказания о коне". Вот это скачки! Даваазориг устроил неистовые конные состязания, рассказал о диких монгольских просторах и щемящей любви - о том, как силен и нежен верблюд. Монгольские певицы продемонстрировали умение петь адаптированный фольклор - не примитивно выхолощенный, а представительский фольклор высокого класса, который нравится всем во всех странах, не требует проникновения куда-то в опасную языческую глубину, но национальный характер музыки передает легко и точно. Это к актуальному вопросу о том, нужен ли сегодня сценический фольклор. Конечно, нужен, если аутентичный фольклор адаптирован умело. Протяжный, ритуальный, явно архаичный "Гимн солнцу" вызвал абсолютное приятие публики. О том, как пела скульптурно застывшая молодая красавица Тсетсег Чулуун (что означает "каменный цветок"), можно было думать лишь потом. Огромный диапазон, чистота, сила, аскетизм и в то же время какое-то нездешнее переливчатое богатство - песня в каждом подняла какие-то общие тайные языческие знания души. Ну а знаменитая Алимаа (Яблочко), владеющая четырьмя разными видами горлового пения (что уникально для женщины), представила убойную атоническую силу, происхождение сущего из недр, чтобы подняться к стонам одушевленного ветра и пению птиц. Влажный и нежный шум Черного моря и дождя, перешептывание зеленых вершин болгарских деревьев, крики чаек принесли на Алтай молодые музыканты из Варны. Ансамбль "Lot Lorien" играл собственные вполне современные композиции (композитор и гитарист Кирилл Георгиев) на вполне современных инструментах (электрогитары, ударные), впрочем, с вполне равноправной национальной перкуссией, старинным барабаном и страстной, изящной скрипочкой Галины Койчевой. В этих композициях действительно органично, волшебно сливались современное и средневековое, классическое и фольклорное. Казалось, после этих выступлений эмоционального подъема быть уже не может. Но ансамбль Александра Гойды "Радуница" из Горно-Алтайска выдал старообрядческую казачью песню с таким профессионализмом (сложнейшее многоголосие), с таким куражом, с такой энергетикой - знай наших! Зрители зашлись от восторга. А ведь пели пацаны и совсем юные девушки. И статус у ансамбля народный, а не профессиональный, и государственная поддержка наверняка символическая, и костюмы не самые богатые, с эклектичным вкраплением современных деталей. Да не было дела никому до этих деталей. Как поют, какие голоса! Как пляшут! Откуда такая основательная серьезность подлинности, такая непоказная, искренняя веселость, такая внутренняя свобода, раскованность, такое чувство собственного и национального достоинства? Такое естественное, полное и враз убеждающее в своей настоящести знание всего в целом и каждой мелочи! Алтаец Николай Шамеров (Горно-Алтайск) показал себя истинным затейником. Он привлек подуставших зрителей умением общаться, юмором, колоритными характерными песнями. Хотите услышать колыбельную змеи? Конечно, да. Так долго тянуть вибрирующую, картинно выразительную, расцвеченную ноту человеческому организму не под силу. Хотя, наверное, невозможно и змее. А после колыбельных козы и медведицы Шамеров затянул эпическую "Песню матери". Никто из зрителей уже не хотел отдохнуть и сбегать за пивом. Начал фестиваль, задав масштаб и подлинность, легендарный мастер горлового пения мощный Болот Байрышев из Горно-Алтайска. Фактическим же финалом, ударной точкой стала импровизация трех китов горлового пения из Горно-Алтайска, Алма-Аты и Улан-Батора: Шамерова, Хусаинова и Алимыы. Слушая их, мы понимали, что они - настоящие люди мира, и не потому, что выступали со своим искусством по всему свету, а потому, что всему свету понятны. Они поют о том, что родилось до государств и даже до национальностей. Они знают о том, что было до рождения мира, знают о том, что мир должен был родиться. Оттуда - живая вода, благодаря которой мы прикоснулись к началу и заглянули еще глубже - за край земли и времени. Также в рубрике:
|