Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 37 (7245) 28 сентября - 4 октября 2000г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаШампанского! От Большого балета - МариинскомуАФ выступил в "АиФ" Наталья ШАДРИНА 25 сентября информационное агентство "АиФ - Новости" провело пресс-конференцию художественного руководителя балетной труппы Большого театра Алексея Фадеечева. В сущности, его выступление было вариацией на уже известную тему: он повторил то, что сначала говорил на закрытой встрече коллектива балета с министром культуры (мы рассказывали подробности в своем прошлом номере), а затем на профсоюзном собрании труппы. Но с выходом худрука на СМИ пафос его речи поднялся на тон выше, оценка собственной деятельности и успехов руководимого им коллектива достигла самых высоких степеней, а оценка происходящих в театре перемен, напротив, приобрела оттенки самые мрачные. Кроме того, Алексей Николаевич решился высказать предположение, свидетельствующее о его крайней прозорливости (или подозрительности). "Ищи, кому это выгодно", - напомнил худрук расхожую юридическую формулу и пообещал послать ящик шампанского хитроумному руководству Мариинского театра, по его мнению, теснимого на мировом рынке Большим балетом. Каких высот достиг ББ за те два года, что им руководит народный артист России Алексей Фадеечев? Восстановив свою былую репутацию, с успехом гастролировал в Англии, Испании, США, Бразилии и других странах. Получил две "Золотые маски" ("Сны о Японии" Ратманского и балеты Баланчина). Примерил на себя хореографию Эйфмана ("Русский Гамлет"). Освоил новую редакцию "Дон Кихота", осуществленную самим А.Фадеечевым (по его словам, денег за "редактуру" он не получал, зато английские критики признали этот спектакль лучшим из всех показанных театром в Лондоне). "Удочерил" (на три года) лакоттовскую "Дочь фараона" - этот спектакль стал рекордсменом по кассовым сборам. Каких еще успехов мог бы достичь ББ, если б ему не мешало пришедшее в театр новое руководство? Как уже хорошо известно, станцевал бы опус австралийца Уэлша, еще один балет Баланчина (отказ от последнего наносит удар по связям с баланчинским фондом) и "Корсара" (оказывается, уже 10 сентября англичанин П.Фармер должен был представить на рассмотрение худсовета макет декораций - конечно же, не представил). До того, как из театра ушел Васильев, нежно любивший свое "Лебединое", и на горизонте возникло "Озеро" Григоровича, о каких-то новых планах в отношении этого балета ничего не говорилось. Теперь же было сказано. Хотели осуществить "каноническую" редакцию, с фрагментами хореографии Петипа. И не только "Корсар", но и этот спектакль должен был войти в репертуар готовящихся английских гастролей, которые теперь под угрозой срыва. Так же, как и гастроли в Китае, Израиле, Египте - в показ "Дочери" у пирамид египтяне намеревались вложить полмиллиона долларов, и в США - планировалось за десять недель показать 70 спектаклей. (Гастроли же, помимо всего прочего, - единственный способ материально помочь скудно оплачиваемому на Родине артисту балета). Обнародовал А.Фадеечев и стремительно уходящие в голубые дали планы на следующий, постъюбилейный сезон: новая редакция "Спящей красавицы", "Сильвия" в постановке Ратманского (который, вопреки утверждению нового руководства театра, свои три одноактных балета в этом сезоне поставить не успевает), вечер балетов Дж.Роббинса, "Принц пагод" в постановке Б.Стивенсона... Кто будет ставить "Коппелию"? - вопросил А.Фадеечев, очевидно, относясь к Г.Рождественскому, с легкой руки которого и возникло это название. Дай ответ! Не дает пока ответа "виртуальный худрук" - так, по словам Фадеечева, прозвала балетная труппа скрывшегося из глаз вновь назначенного художественного генерального директора. Который обрекает балетную труппу на простой, меняет балеты на оперы, снимает спектакли, противореча самому себе, ибо если музыка "Дочери фараона" действительно оставляет желать лучшего, то у "Анюты", которая то выскакивает из репертуара, то возникает вновь, у "Травиаты" и у "Озера" по части музыки все в порядке, - значит, дело все-таки в самих постановках, а их генеральный худрук, в течение 18 лет не посещавший Большого театра, не видел. Выразив недоумение по поводу всех этих действий, А.Фадеечев усомнился, что такой большой мастер, как Г.Рождественский, действует таким образом по велению сердца. По чьему-то совету или даже приказу он действует - так думает нынешний худрук Большого балета. Что делать в такой ситуации? Вот как отвечает на этот вопрос А.Фадеечев: "Мы решили обратиться к одному из немногих оставшихся в России интеллигентных людей - Евгению Примакову и к Валентине Матвиенко с просьбой принять нас и обсудить проблемы, цена которым - потеря национального достояния". Местоимение "мы", как удалось узнать, возникло в этой фразе благодаря уже упоминавшемуся профсоюзному собранию, постановившему обратиться за разъяснениями к генеральному административному директору ГАБТа А.Иксанову. О чем придпочел умолчать худрук Большого балета? Мы об этом уже писали: на сборе труппы М.Швыдкой и А.Иксанов обещали прибавку к жалованью и заверили, что гастроли, включая египетские пирамиды, еще вовсе не рухнули. Надежды, возлагаемые А.Фадеечевым на интеллигентность Е.Примакова, и его намерение апеллировать к В.Матвиенко, самолично представившей артистам ГАБТа новое руководство, на наш взгляд, в комментариях не нуждаются. Руководить же балетом в создавшейся ситуации А.Фадеечеву действительно трудно, поскольку не очень понятно, в чем, собственно, это руководство теперь заключается. (Если его вынуждают уйти "добровольно", то напрасно - Фадеечев дал ясно понять, что будет стоять до конца). Видимо, чтобы наконец улеглись страсти, "верховному" руководству театра надо все-таки сделать выбор, как бы труден он ни был. Вкус Г.Рождественского (комментарий А.Ворошило, "случившегося" в зале на пресс-конференции: "Репертуар определяется художественным вкусом Геннадия Николаевича Рождественского"), безусловно, нуждается в корректировке со стороны балетного человека. Очевидно, что репертуар балета "на самотек" пускать нельзя. А фараонской дочке в течение пары лет позволить работать на кассу - можно и нужно... Еще раз о местоимении "мы". Ощущения, что за А.Фадеечевым стоит труппа, что именно с ним она связывает судьбу Большого балета, нет. (И правая рука Фадеечева Нина Ананиашвили предпочитает пока "не подавать признаков жизни"). Ходили слухи, что написано и подписано артистами какое-то письмо в его поддержку, однако на пресс-конференции Фадеечев на таковое не ссылался. На профсобрании ведущих танцовщиков практически не было. После собрания профсоюзные лидеры балета А.Чеховской и С.Максименков посетили А.Иксанова и задали ему все "больные" вопросы. Результатами встречи остались вполне довольны. Тем более что им обещаны еще одна, уже более "конкретная", встреча с Иксановым и свидание с "виртуальным худруком", - естественно, когда тот вернется в реальность Большого театра. Также в рубрике:
|