Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7270) 5 - 11 апреля 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаМузыканты шутят?100 лет БЗК Анна ВЕТХОВА
Сегодня, конечно, трудно себе представить, как столетие назад воспринималось открытие Большого зала Московской консерватории. Нынче мы привыкли периодически вспоминать об уникальности его архитектуры и ценности как таковой в основном в связи с давно назревшей необходимостью реставрации. Но тогда это был поистине грандиозный, не знавший аналогов проект, в равной мере передовой и по замыслу, и по его воплощению (с точки зрения архитектуры и дизайна). На рубеже XIX - XX веков БЗК стал одним из первых в Европе залов, предназначенных для проведения концертов и симфонических собраний: прежде музыка исполнялась в помещениях, где давали балы и театрализованные представления.
Возведение БЗК входило в проект строительства зданий Московской консерватории. Василий Сафонов, занимавший пост ректора МГК с 1889 по 1905 год, задумав соединить учебные корпуса с концертными залами, пошел путем нелегким. На реализацию его замысла требовались нешуточные денежные средства, которые он все-таки сумел добыть, пусть не сразу, пусть не без помощи Императорского русского музыкального общества и отдельных меценатов. БЗК стоил ректору 1 миллион рублей и головной боли, которую провоцировали в том числе и острые языки вроде фельетониста Власа Дорошевича, писавшего: "...Сафонов известен в музыке тем, что умеет извлекать удивительные аккорды из московских купцов", ему якобы достаточно исполнить легкую фугу на миллионерах - и в зале появляется орган. Последнее время подобные фуги звучат по большей части не в пользу нашей аlma mater... Но кое-что прозвучало и в честь нее. Многоголосная, разностильная и не поддающаяся никаким жанровым определениям композиция грянула 1 апреля по поводу открытия двадцатидневного фестиваля в честь столетия БЗК. Почему была назначена столь говорящая дата, спровоцировавшая организаторов (постановка - Игорь Гуревич и Дмитрий Бертман, артистическое руководство - Александр Чайковский и Юрий Башмет) на создание "Необыкновенного концерта", - неизвестно. Историческая дата открытия БЗК - 7 апреля - будет, правда, отмечена особо: БСО п/у Владимира Федосеева восстановит программу, которая прозвучала на этой сцене сто лет назад. В другие дни фестивального марафона, который уже набирает ход, состоятся (и уже отчасти состоялись) выступления всех ведущих московских оркестров, которыми продирижируют Василий Синайский, Марк Горенштейн, Геннадий Рождественский, Владимир Зива, Михаил Плетнев, Дмитрий Лисс, Александр Рудин, Юрий Симонов, а также солистов, среди которых Шломо Минц, Джон Лилл, Александр Князев, Юрий Башмет, Михаил Петухов, Дмитрий Ситковецкий, Владимир Крайнев, Николай Петров, Максим Федотов. В эту академическую компанию вписался и один из ярчайших джазменов - Чик Кореа. Как писал в 1901 году "Московский вестник", на торжественное открытие БЗК "...собралось избранное столичное общество. Не только все места в зале были заняты, но и проходы". История, как не раз было замечено, повторяется, но с вариациями. Ведущий первоапрельского торжества Святослав Бэлза обронил, что сто лет назад на концерте-открытии присутствовал великий князь Константин Константинович и порядку было больше. Нынешний концерт задержали почти на полтора часа, и публика, не воздерживавшаяся все это время от возлияний (шампанское и мартини наливали бесплатно: видимо, не случайно организаторы включили в концерт "Песню пьяных" в исполнении Т.Хренникова и Л.Болдина), не сдерживала и непосредственных эмоций, не давая возможности Михаилу Швыдкому зачитать адрес от Владимира Путина. Ждали звезд и лазерного шоу. Дождались "Оды Большому залу" от Оскара Фельцмана, в которой пелось обо всем большом (зале, людях, душах, жизнях и т.п.) и выхода соведущего Бэлзы в лице Эдуарда Апломбова. Эти два фактора определили жанр мероприятия, в котором непостижимо-органично сошлись первоапрельские намеки и стиль большого официозного концерта. Лазер тоже погулял по залу, окрасив в вечнозеленые тона фамилии, занесенные в "красную книгу" консерватории (они как раз выплывали из алого пятна, обозначенного в центре органа). Перед началом публика вдоволь насладилась медным оркестром, который оглушал небезызвестный памятник работы Мухиной традиционным репертуаром от "А для тебя, родная, есть почта полевая" чуть ли не до лезгинки. Проникнув в фойе, вы неизбежно сталкивались с сошедшими с медальонов художника Бодаревского, украшающих стены БЗК, композиторами прошлого (актеры "Геликон-оперы"). Первое отделение представляло собой нарезку из разностильных номеров, перемежаемых конферансом и включением кадров кинохроники, запечатлевших наших и не наших великих (здесь, разумеется, не обошлось без технических накладок). Выступили дуэт Луганский - Руденко, протараторивший рахманиновскую "Тарантеллу", зачастившая к нам последнее время Монтсеррат Марти, Хибла Герзмава в дуэте с Александром Князевым, аккомпанировавшим ей на органе, Шломо Минц с Башметом и "Солистами Москвы". Константин Райкин прочитал "Скрипача" Мандельштама, а Александр Чайковский и Назар Кожухарь усилили поэтическую метафору и предложили вниманию аудитории "Сумасшедшего скрипача". Игорь Бутман в очередной раз навел мосты между залом, джазом и классикой, исполнив свою пьесу "Ностальгия" (возник неуловимый смысловой акцент), гершвиновскую Колыбельную Клары с Маквалой Касрашвили и танец маленьких лебедей, который спели (в буквальном смысле и очень даже неплохо) солисты "Геликон-оперы". После двух с половиной часов толкотни и давки начался антракт. Многие так и не дождались выступления Валерия Гергиева, его оркестра и хора, а последними звуками кантаты Прокофьева "К 20-летию Октября" наслаждалась десятая часть пришедших на концерт. Однако именно после полуночи и началось самое интересное. В мариинском хоре обнаружились царь Николай II, Л.И.Брежнев и М.С.Горбачев, а также парочка матросов в рваных тельняшках. Этот антураж дополнили красные косынки и буденовки и того же цвета серпы и молоты. Действующим лицом оказался В.И.Ленин, лихо выпрыгнувший откуда-то из-под органа и продемонстрировавший все свои знаменитые позы и даже голосок. Правда, смеяться или печалиться по этому поводу было уже невозможно. Возникала только одна мысль: отчего так хорошо звучит питерский оркестр. Также в рубрике:
|