Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 20 (7277) 31 мая - 6 июня 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Кино

СЕРГЕЙ МИКАЭЛЯН: "Потеря зрителя - причина моего затворничества"

Беседу вел Евгений КОГАН


С.Микаэлян

После премьеры своей последней картины "Звездочка моя ненаглядная" знаменитый режиссер Сергей МИКАЭЛЯН заявил, что уходит из кино. Навсегда.

- Сергей Герасимович, исключая последние месяцы, когда на экраны выходил фильм "Звездочка моя ненаглядная", вы лет двадцать не давали интервью. Почему?

39298

- Мне казалось, что это - лишнее. Суета сует, самореклама. Я снимал картины, на них ходили зрители, все получалось само собой. Честно говоря, я был даже немного избалован зрительским вниманием. Иногда я давал интервью, а потом зарекался: читал совсем не то, что хотел сказать. Была смешная история в Кишиневе, где моя картина "Премия" получила главный приз. Журналисты набежали, я всем отказывал. Но один сказал: "Помните, Сергей Герасимович, когда вы работали режиссером в театре, наша газета "Советское искусство" первой о вас написала?". Я вспомнил - действительно, было такое. Тогда я согласился на интервью, но при условии, что не буду традиционно говорить о себе, об актерах. Я хотел рассказать о трех людях, которым картина во многом обязана своим появлением. Первый - редактор Александр Бессмертный, который работал у нас в "Первом творческом объединении", именно он предложил мне этот сценарий. Потом я решил снимать Евгения Леонова, но он был занят у Алова и Наумова в "Тиле Уленшпигеле". Я пытался уговорить их, чтобы они отпускали его раз в неделю в Ленинград, но они отказались. Тогда я задумал поехать в Ригу, где они работали, и за четыре дня нам организовала экспедицию Валентина Овчаренко, заместитель директора картины. Благодаря ей мы сняли Леонова. И третий - ассистент режиссера Сергей Никитин, который сказал: "Хотите снимать столько хороших актеров - снимайте. Не бойтесь того, что они очень заняты. Я приложу все усилия, чтобы они были на съемочной площадке". И все получилось. Я рассказал об этих людях, а потом вышло интервью, где о них не было ничего! Там было сказано только то, что Алов и Наумов пошли навстречу молодому режиссеру Микаэляну и таким образом в картине появился Леонов.

- После фильма "Звездочка моя ненаглядная" вы заявили, что уходите из кино. Почему?

39302

- Одна из причин - стал снимать хуже, чем могу и умею. Как говорится, "не вписался в поворот" новой жизни. Нехватка денег, пленки, поиски спонсоров, невозможность приглашать классных операторов, актеров - все это унижает, истощает, приводит к отвратной творческой робости. "Звездочка моя ненаглядная" - волнующая картина, берет за душу. Многие зрители говорят, что фильм их потряс, но... не хватает класса. Наряду с блестящими сценами сосуществует полусамодеятельность. У меня были фильмы "Премия", "Вдовы", "Расскажи мне о себе", "Влюблен по собственному желанию", в которых я ничего не хотел бы переснимать. А в "Звездочке" - чуть не полкартины. К примеру, я придумал такой образ - декорация пейзажа за окном квартиры, где живет семья героев фильма, состояла из трех частей. Слева - неработающий кирпичный завод с широкими темными окнами. Справа - телефонная станция, где горят лишь окошки на лестничных площадках. А посередине - простор, парк, колесо крутится, жизнь идет, небо голубое. Раньше было освоение декорации, снимали пробные кадры, назавтра смотрели, обсуждали, вносили поправки. Сейчас же в Петербурге нет ни одной лаборатории, где проявляли бы кинопленку, теперь ее возят в Москву. Естественно, нам, безденежной картине, пришлось снимать без освоения, вчистую. И в результате через две недели, когда из Москвы пришел проявленный материал, мы не увидели за окном ни завода, ни телефонной станции. И таких ошибок в фильме немало. Вторая и главная причина - я потерял своего зрителя. Всегда - сначала интуитивно, а потом осознанно - обращался к людям простым, небогатым, не обласканным судьбой. Снимал для них и о них. И они ходили на мои фильмы. Теперь жизнь изменилась. Немногие остались верны идеалам честности, альтруизма, но у таких на билеты в кино денег нет. Большинство же исповедует другие ценности. И со своими призывами я кажусь старомодным, попросту смешным. С ужасом задумываюсь, имею ли право взывать к вечным идеалам справедливости, когда уже и ребенку ясно, что "красота не спасет мир" и честным людям живется гораздо труднее. Потеря зрителя - это и есть главная причина моего затворничества.

- Вы работали в кино многие годы. Неужели "сегодня" отличается от "вчера" только отсутствием денег?

39306

- Всегда было сложно. Ворчали, ругались, план должны были выполнять. Цензура была. Сейчас - снимай что хочешь, были бы деньги. Но вечная неприятность - нехватка таланта.

- Пришли новые времена, и режиссеры старшего поколения стали снимать картины значительно хуже тех, которые снимали раньше. Как вы считаете, почему это происходит?

39310

- Волей-неволей мы отражаем состояние общества. Сейчас воцарились другие ценности, прошлые идолы померкли, новые не вдохновляют. Есть и другие причины. Почему все режиссеры сняли лучшие свои картины в творческой молодости? Думаю, что очень трудно пройти сквозь "медные трубы" успеха. Появляется переоценка своей персоны. Забывается, что успех не рождается одним режиссером. Он случается редко, когда пятнадцать-двадцать компонентов создания картины удивительным образом вдруг сливаются воедино.

- Сергей Герасимович, а с чего вы начинали? Как возникло желание стать режиссером?

39314

- Случайно. Воевал, после второго тяжелого ранения меня демобилизовали, работал шлифовщиком на заводе в Москве, занимался в самодеятельности, хотел стать инженером, даже окончил два курса вечернего автомеханического института. А потом случайно на улице встретил фронтового товарища. Каждый из нас боялся сходить к матери другого - вдруг ее сын убит на фронте, как ей тогда в глаза смотреть? Я слышал, что мина разорвалась рядом с ним. Он слышал, что мне пуля попала в позвоночник. Но оказалось, что мы оба живы. Он уговорил меня поступать в ГИТИС на режиссерский и объяснил: "Если ты выступаешь, значит - актер. А если командуешь - режиссер". Перспектива учиться профессии, в которой ничего не смыслишь, меня не увлекала, но хотелось быть вместе со своим фронтовым товарищем. Среди парней конкурс был небольшой - многие не вернулись с войны. И я поступил, начал учиться, ошалел, запойно занимался с утра до ночи. Потом работал в театре - в Саратове, в Горьком, в Ташкенте (уже главным), поставил двадцать один спектакль. И вдруг прочел в "Литературной газете" о том, что открываются курсы кинорежиссуры при "Мосфильме". Меня туда приняли, и я начал все сначала.

- В те времена, когда вы начинали, вам кто-то помогал?

39318

- В основном редакторы объединений при работе над сценариями. Хотя в работе по оценкам отснятого материала я им не доверял. Но самая большая помощь - когда мастер, которого ты уважаешь, похлопает по плечу, похвалит. Помню, сколько сил и энергии я обрел, когда прочитал в книге Юткевича целую главу, посвященную "Вдовам". Он негодовал, что картину "клали на полку", а потом угробили в прокате. А первый свой фильм я снимал в объединении Сергея Герасимова. Он на три дня приехал на юг, где велись съемки. Похвалил отснятый материал, что меня, естественно, окрылило. А вскоре нещадно обругал за то... что я не умею делать пельмени. Оказывается, он всегда, во всех экспедициях, готовил пельмени на всю многочисленную группу. Стоял в специально привезенном белом халатике и командовал. Женщины готовили тесто, мужчины - мясо. А мне доверял только лук резать, причем несколько килограммов. Герасимов дал мне совет, который запомнился надолго. У меня в кадре плакала девочка, долго, с рыданиями. "Очень долго плачет, - сказал Герасимов. - Отрезай, не жалей! Не смакуй свою находку. У зрителя должно быть ощущение, что режиссер их много может напридумывать, это является свидетельством таланта". С тех пор я избегаю долгих, тягучих кадров.

- Вам очень мешала цензура?

39322

- Когда работал, я цензуры не чувствовал, делал что хотел. Это уже потом, когда картина была готова, меня начинали резать, "клали на полку". "Премию", к изумлению многих, сразу приняли. А фильм "Вдовы" пролежал на полке два года, "Принимаю бой" - три. После того как картину "Вдовы" положили на полку и стали требовать сделать чудовищные поправки, я встретил в коридоре Алексея Германа, которому тоже закрывали картину. Он сказал: "Тяни сколько можешь. Соглашайся на словах и тяни, ничего не правь". Я и тянул, тянул... И отстоял "Вдов".

- Между режиссерами существовало "чувство локтя"?

39326

- Да, в основном между друзьями. Или спонтанно. Помню, как перед съемками "Вдов" долго колебался, кого снимать в главных ролях. Двух известных хороших актрис или никогда не снимавшихся, но проявивших себя на пробах. Обратился за советом к Авербаху, Герману и Соколову. Они все сказали: "Бери неизвестных. Пусть они не доберут в мастерстве, зато будет ощущение правды жизни". И оказались правы.

- Во многих ваших фильмах снимались непрофессиональные актеры. Это был сознательный выбор?

39330

- В "Рейсе 222" было сознательное решение. Не хотел, чтобы у рядовых пассажиров самолета были узнаваемые лица. Так рождалось доверие к происходящему. А в других фильмах я брал непрофессиональных актеров по необходимости. Бывало, что просто не находил тех, кто был нужен.

- Есть фильмы, о которых вы жалеете?

39334

- Есть. Причем оба раза это были совместные проекты. Мы ездили за рубеж - подбирали натуру, актеров. После чего выяснялось, что авторы - а они были из разных стран - не довели сценарий до совершенства, как обещали. Я бы рад отказаться, но - неудобно. Не хотел, чтобы думали, будто я просто так съездил за границу. Это мой жуткий недостаток - чудовищная, идиотская порядочность. Кстати, так же бывало и с актерами. Если обещал, что буду его снимать, а потом нашел лучшего, все равно буду снимать того. Потому что обещал.

- Сегодня вас называют классиком...

39338

- Кто? Издеваются, наверное. Или шутят. У меня есть хорошие картины, но... Классик - тот, кого проходят во ВГИКе. Эйзенштейн - классик, его проходят. Главное мое достоинство - горячность души. В некоторых картинах мне удалось выразить народную совесть и народную боль. Но тему фильма обычно не "проходят". Важно не "что", а "как". Мои фильмы - традиционные. У меня - театральное воспитание, когда главное - актер, слово, а с изобразительным решением фильма часто возникают проблемы. Но утешаюсь тем, что существуют прекрасные фильмы Крамера, Данелии, Чаплина, где изображение не имеет решающего значения.

- Среди молодых российских режиссеров вы кого-то для себя выделяете?

39342

- Мне очень нравится Балабанов. Он, к сожалению, увлекся всякими "Братьями", но вспомните "Про уродов и людей" - блистательная картина, я давно не видел такого мастерства. У нас на "Ленфильме" есть хорошие режиссеры - Снежкин, Сорокин, Огородников. Для меня это все - молодежь, хотя им, наверное, далеко за...

- Вы ушли из кино. Чем собираетесь заниматься?

39346

- Может быть, поставлю спектакль в театре. Может, буду что-то писать - у меня ведь уже есть одна книжка, называется "Влюблен по собственному желанию". Мне предлагали вести режиссерский курс, но я отказался. Потому что у меня очень узкие представления о том, что хорошо и что плохо, какие фильмы сейчас нужны. Вечное желание "к штыку приравнять перо". Но не всем же лезть на амбразуру. И если у меня окажутся экстравагантные ученики, самобытные и талантливые, я посчитаю их чуждыми, начну перевоспитывать и в лучшем случае ничем не помогу. А в худшем - угроблю.

- Однако без работы не скучаете?

39350

- Вообще никогда не скучал. Что вы, еще столько нечитанных книг осталось! Недавно я обнаружил потрясающую серию, которую, наверное, до конца жизни буду читать, - "Сто великих книг", "Сто великих музеев", "Сто великих тайн" и так далее. В который уже раз понял, что ничего не знаю. Бывал в Ватикане, вроде бы все посмотрел, а сейчас читаю - боже мой, я ничего не видел! Так что скучать мне не придется.

- И все-таки вы довольны своей жизнью?

39354

- Чтобы вы меня поняли, я должен начать издалека. Дело в том, что я должен был и мог на войне около двухсот раз погибнуть. У судьбы я просил лишь одного (как и многие другие солдаты) - дожить до Победы. И судьба подарила мне это - в 1945 году. И еще лишних пятьдесят шесть лет! И вот понимание этого чуда, помноженное на чудо земного существования, и наложило отпечаток на всю мою жизнь. Я люблю жизнь во всех ее простейших проявлениях. Люблю как данность, как величайшее благо. Довольствуюсь малым, редко злюсь, неприхотлив и непритязателен в быту, не честолюбив, никому не завидовал, не лез в "высший свет", самые большие мои переживания связаны с судьбой России и народов бывшего Союза. Многие эти качества часто мешали в работе. Будь я понаглее и посамовлюбленнее, глядишь, сделал бы хороших картин побольше. Но я не ропщу. С характером, никак не подходящим для профессии кинорежиссера, из меня получилось именно то, что получилось.

Также в рубрике:

КИНО

КНИГИ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной; Лучшие предложения Отели Петрозаводска все на одном сайте! ; Современный вспученный вермикулит по низким ценам