Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 27 (7284) 19-25 июля 2001г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеРепертуарный вертеп"Московское действо" №3 МУЗЫКАМариам ИГНАТЬЕВА
Вот и завершилось Третье "Московское действо" - "аутентичный" фестиваль, "планово-убыточный" праздник, от которого никто не ожидал никакой материальной выгоды. Зато нематериальная, просветительская была самая прямая. До каких глубинных пластов искусства помог он добраться зрителям, какие неожиданные даже для профессионалов процессы обнаружил, какие прочные нити протянул от прошлого к настоящему! За 19 дней в московских дворцах и усадьбах выступили 16 самых разноплановых, разнохарактерных коллективов (московские, питерские, из Новосибирска, Эстонии, Швейцарии), показавшие 22 программы. Напомню, что чисто инструментальные сочинения не включались в репертуар: это фестиваль театрализованный, с обязательной драматургией представлений, присутствием вокала и танца.
Камерность "Действа" - первооснова замысла, одно из главных условий проекта, продиктованное самим содержанием, характером искусства тех времен, которые стали предметом внимания. Организаторам удалось предельно расширить репертуар, сделать афишу разнообразной, часто удивляющей новизной, помогли даже знатокам обогатить свои представления о музыке эпохи Возрождения, барокко, классицизма.
Выступления большинства исполнителей были очень увлекательны. И, я бы сказала, старина дышала новизной. Музыка, как бы очищенная от всех внешних эффектов, покоряла своей незамутненной прелестью. Открыл фестиваль изумительный Вертепный театр из Петербурга. Куклы разыгрывали комические притчи: одну - о бражнике, вторую - о деве Анюте. Артисты - квартет певчих - являлись "звуковым сопровождением" - исполняли псалмы и крестьянские песни. Такое было ощущение, будто ожил настоящий музейный экспонат. Никакого сомнения в "подлинности" не возникало. Почти все спектакли фестиваля были весьма непротяженны, "малогабаритны", с минимальным числом действующих лиц, однако очень ярки и впечатляющи: например, те, что показала Коллегия старинной музыки Московской консерватории, - "Драматическая безделка в двух частях" "на музыку русских композиторов Теплова, Козловского, Бортнянского, Соколова, Дубянского, венского капельмейстера Вольфганга Моцарта, а также неизвестных сочинителей" (цитата из программки), опера-балет "Галантная Европа" французского автора А.Кампра и комическая опера А.Гретри "Говорящий портрет", исполненная совместно с ансамблем "Орфарион", в представлении очень удачно приняла участие ныне живущая в Канаде Яна Иванилова, бывшая солистка Новой Оперы (кстати, Я.Иванилова украсила и программу ансамбля солистов "Телеман-консорт", известных исполнителей барочной музыки). И еще один музыкальный театр представительствовал в "Московском действе" - молодой коллектив "Арбат-опера", показавший фарс "Отцы и детки" Дж.Россини и несколько странную музыкально-сценическую композицию "Pieta" (я бы назвала ее сюрреалистической) - притчу по мотивам духовной кантаты Дж.Перголези "Stabat Mater". Это был единственный "монументальный" спектакль фестиваля - в нем, кроме театра "Арбат-опера", участвовали также ансамбль старинной музыки "Ладъ" и Детский хор Большого театра. На прошлых "Московских действах" исполнители показывали свои концертные программы и музыкально-сценические композиции каждый в отдельности. На Третьем впервые попробовали объединиться - и это принесло заметную пользу: появилась возможность расширить репертуарные рамки, значительно обогатилась палитра выразительных средств. Поучительный пример продемонстрировал в этом плане ансамбль барочной музыки из Швейцарии "Musica poetica", пригласивший принять участие в концерте российских музыкантов - исполнителя на барочной виолончели Павла Сербина и талантливую клавесинистку Ольгу Мартынову. Концерт, состоявшийся в кремлевском Патриаршем дворце, стал своего рода мастер-классом по исполнению барочной вокально-инструментальной музыки. Красивейшее зрелище показали эстонцы в программе "Эстонские барочные солисты" - инструментальный квартет, в котором выделялись своим филигранным искусством клавесинист Ива Силламаа и Ансамбль исторического танца (три пары танцовщиков). В разных вариантах строилась их танцевальная программа - парный танец мужской, женский, дуэты, трио, танцы всей шестерки в разных вариантах и комбинациях. Каким-то чудом в танцевальных па сплавляются и перетекают друг в друга движения, возможные разве что на светском рауте, и элементы деревенского фольклора. И как все красиво, сколько во всем благородства! Хочется пропеть дифирамб еще двум коллективам - инструментальным, которые сделали погоду, задали тон "Московскому действу". Ансамблю ранней музыки "Insula Magica" из Новосибирска, обратившемуся к произведениям Шекспира, поэзии Джона Донна, английским старинным песням, переводы текстов которых сделали сами артисты ансамбля. Может, поэтические фрагменты были и длинноваты, не очень была выстроена драматургия, но в целом спектакль "Воспоминание о Дании, или 400 лет спустя в замке Гамлета" оказался интересным и очень оригинальным вариантом трактовки барочных инструментальных мелодий и песен. И блистательной показала себя питерская "Musica Petropolitana", где техника игры на барочных инструментах поистине доведена до совершенства. Как сказал арт-директор фестиваля Николай Афанасьев, Третье "Московское действо" дало представление о том, каким репертуаром располагают исполнители старинной музыки, какие у нас есть замечательные артисты и прекрасные площадки. "Одного мы не добились в этом году: посвятив фестиваль Пьетро Гонзаго, не использовали его театр. Может быть, в будущем году мы добьемся и этого". Также в рубрике:
|