Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 24 (7135) 2 - 8 июля 1998г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраКакие шутки сыграли мои скульптуры...О "Бурганов-Центре" - уникальном художественном явлении в России и его удивительном театре Евграф КОНЧИН В прошлые времена, когда музеи были только государственными, их имущественный и правовой статус, вся деятельность были строго регламентированы. Нынешнее же причудливое многообразие их форм иногда рождает необычные и перспективные феномены в отечественной культуре. Именно таким я считаю "Бурганов-Центр". Это прежде всего негосударственный, некоммерческий частный Музей классического и современного искусства. Он был устроен еще в 1985 году на основе творческой мастерской скульптора Александра Николаевича Бурганова. Но официально зарегистрирован и открыт он девять лет спустя. В него входят собрание более 200 скульптур советских, российских и зарубежных мастеров, гравюрный кабинет, состоящий из нескольких сотен листов, нумизматическая коллекция, собрание русских икон. Он имеет выставочный зал, где читаются и лекции по искусству, проходят концерты, театральные постановки. Ведь при музее создана театральная студия. И всем этим руководит один человек - Александр Бурганов, народный художник России, академик Российской академии художеств, лауреат Государственной премии СССР, профессор, заведующий кафедрой Московского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г.Строганова. ...Прихожу в Большой Афанасьевский переулок, что на Старом Арбате. У решетчатой железной двери нажимаю кнопку - и попадаю в необычный мир, что-то вроде храма или сада искусств. Большой, закрытый стенами со всех сторон двор уставлен изваяниями, бюстами, композициями. И классическими статуями восемнадцатого века, некогда спасенными Александром Николаевичем от разрушения и подаренными друзьями, и, конечно, собственными. Здесь же в нескольких уже закрытых мастерских работают Александр Бурганов, его сын Игорь, многообещающий художник, их помощники. На ваших глазах рождаются фигуры и композиции, которые позже встанут на площадях и улицах городов, появятся в музеях и выставочных залах. Александр Бурганов богато одарен и завидно трудолюбив. Он успевает, кажется, делать все. Заниматься графикой - он блестящий рисовальщик, писать книги, стихи, эссе. И работает сразу над несколькими скульптурами.
- На отсутствие работы вы не жалуетесь? - Ее вполне достаточно. Я принимаю любое творческое предложение, ни от чего не отказываюсь. Исполняю памятники, монументальные композиции, украшения интерьеров, фонтаны, станковые вещи, надгробия... По-моему, главное в творчестве не "что" делать, а "как" делать...
- Наверное, в это "как" вложены не только опыт, профессионализм, мастерство, но еще некая "сверхзадача"?.. - Конечно. Ведь слово "художник" означает нечто большее, чем название профессии. Это даже не обозначение дара искусства. Художник - это тот, кто своей жизнью взялся проверить, что есть человек, каковы границы его красоты и низости, какую меру правды он может выдержать в этой короткой жизни, какова прочность души, сколько радости и страданий способна она вместить. Современный мир - это горный поток, который, все увлекая на своем пути, несет нас. И образ движения, воплощенный в летящих по ветру складках ткани или в скомканной драпировке, близок и дорог мне. Я с особой сладостью погружаюсь во все разнообразие их состояний от легкого и радостного парения до трагического бессилия отброшенной оболочки, и любой поворот, изгиб этих складок представляется мне новой музыкальной темой, вобравшей в себя все богатство конкретной жизни... Это "сладостное погружение" в неизмеримые богатства конкретной жизни в той или иной мере воплощено и в новых работах Александра Бурганова. Будь то станковые скульптуры - "Азбука", "Рука творца", несколько работ для его любимых серий - "Жест", "Химеры", "Муза". Будь то большой фонтан "Турандот" ("Мисс Арбат"), недавно поставленный у здания Театра имени Евг.Вахтангова на Старом Арбате и удостоенного премии Союза архитекторов России "Золотое сечение". Бурганов выиграл конкурс и теперь работает над грандиозным и сложным комплексом - фонтаном, составной частью которого станет фигура поэтессы Леси Украинки. Его предполагается установить на Украинском бульваре. Огромный рельеф создается для храма Христа Спасителя. Одновременно работает над памятником жертвам первой и второй мировых войн для бельгийского города Льежа. К слову, это уже шестой монумент Бурганова для этой страны. А в городе Ванкувер (Канада) встал памятник Юрию Гагарину. Назову также памятник Лермонтову у музея поэта на Малой Молчановке, бюст Ивана Цветаева, который встречает посетителей в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. А вот с памятником великому русскому писателю Ивану Бунину для Воронежа произошла такая странная, будем считать, история. Большую бронзовую фигуру в Москве краном поставили на платформу мощной машины и для ее устойчивости по пояс засыпали землей. - С широко раскрытыми глазами бронзовый Бунин ехал по необъятным просторам России, и это возвращение его, бронзового, сквозь поля и перелески, где он бродил когда-то живым, наверное, было одним из замечательных магических событий его посмертной биографии. Стояла золотая бунинская осень. Было красиво, торжественно, и к горлу подкатывал комок слез. Но настоящий театр был еще впереди, когда мы приехали в Воронеж... Здесь местные власти для лучшей сохранности машины с фигурой Бунина направили ее в... тюремный двор. В тюрьме, по иронии судьбы, Бунин и провел последнюю перед установкой ночь. Молва о местонахождении памятника мгновенно облетела город. Утром люди собрались у этого мрачного здания - все ждали появления Бунина. Открылись железные ворота - и гулом толпы был встречен "КамАЗ" со стоящей на платформе фигурой писателя. Так он возвратился на Родину после многих лет изгнания, и так новая Россия его встретила. Более многозначительного спектакля трудно себе представить.
- Этот случай стал для вас поводом к созданию собственного театра? - Не только. Мне всегда казалось, что скульптуры живут своей жизнью, отличной от нашей. Вспоминаю, что древние египтяне верили, что в скульптуры, как и в людей, вселяется душа. Может быть, они были правы? Когда я ключом открываю дверь мастерской, то слышу, что в ней творится что-то неладное. Вхожу и успеваю краешком глаз заметить, как они второпях разбегаются по своим местам, принимая привычные позы. Вероятно, когда нас нет в мастерской, скульптуры играют. В конце концов я решил договориться с ними. То, что они "играют", трудно укладывается в слово "театр". Это некий магический мир, где открывается иная правда и иная красота... Так возник Театр-студия "Бурганов-Центр". Александру Николаевичу помогли его друзья - актеры Елена Морозова и Анатолий Бочаров, музыкант Антон Кобозев, скрипачка Анна Травкина, балетмейстер Дмитрий Бегак. Вначале спектакли не имели определенного сюжета. Они игрались во дворе, на открытом воздухе, среди скульптур, которые как бы становились персонажами действа. Особенно эффектно получалось ночью, при свете мощных ламп. Первый выход "в народ" состоялся на Международной художественной ярмарке "Арт-Манеж". Затем с большим успехом - на Международном фестивале музеев во Франкфурте-на-Майне. На последнем Московском арт- салоне- 1998 был показан спектакль "Мираж" ("IMBROGLIO"), в нем принимали участие Елена Морозова и Анатолий Бочаров. В оригинальном полуподземном зале со стеклянной крышей, где устраиваются спектакли и музыкальные вечера, экспонируются и выставки. Также неординарные. Интересным событием, к примеру, стала выставка скульптуры, перфоманс и Театра теней "По обе стороны стены" выпускника Строгановки Олега Слепова. А также выставка Международного студенческого семинара "Двор Кранаха в доме Бурганова", устроенная совместно с Академией Баухауз в Дессау. А сейчас проходит выставка "Русская деревянная скульптура" из собрания музея.
- Зачем вам все это нужно? Вы творческий человек, много работаете, предельно заняты педагогической деятельностью. Словом, забот и трудов вам и так хватает... - Меня более всего интересует не отдельно взятая скульптура, а если сказать парадоксально, расстояние между скульптурами, их взаимодействие, эмоциональная перекличка, когда создается необыкновенное пространство нового смысла, то есть некая магическая атмосфера театра.
- В течение двух часов, что я нахожусь в мастерской, вас непрерывно отвлекают неотложные дела, разговоры, поручения, телефонные звонки. Когда же вы работаете? - Рано утром и поздно вечером.
- Спрашиваю для читателей: когда и как можно попасть в ваш музей? - Каждый день с 10 до 17, вход бесплатный. Также в рубрике:
|