Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 35 (7292) 13-19 сентября 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

МАРК ГОРЕНШТЕЙН: "С "Молодой Россией" я не теряю оптимизма"

Беседу вела Анна ВЕТХОВА
Фото И.КАЛЕДИНОЙ


М.Горенштейн

"Если бы мне было необходимо выбрать одну программу из всех концертов, которые я имел удовольствие слышать в своей жизни, это, несомненно, был бы концерт Российского симфонического оркестра под руководством Марка ГОРЕНШТЕЙНА. Это был волшебный вечер. Оркестр был великолепен, а дирижер, пожалуй, был лучшим из тех, кого мы когда-либо слышали", - написал Питер Дарренс после концерта "Молодой России" в Англии. Маэстро Марк Горенштейн считает английские гастроли, прошедшие нынешней весной, одними из самых успешных за восьмилетнюю историю оркестра. Время показало, что упрямый и честный до предела в своей профессии дирижер сделал очень многое, воспитав настоящих профессионалов. И несмотря на огромные трудности, сопутствующие жизни российских музыкантов, оркестр Марка Горенштейна держит очень высокую планку. Наш обозреватель встретился с маэстро накануне его 55-летнего юбилея.

    

- Марк Борисович, ни для кого не секрет, что оркестранты живут сегодня в очень сложных условиях. Как в этой ситуации вам удается держать оркестр в отменной форме и провоцировать его творческий рост?

- Этим оркестром я занимаюсь по 20 часов в сутки уже 8 лет. Все время пытаюсь увлечь своих оркестрантов новыми для них программами, новыми проектами, чтобы музыкантам в творческом плане было интересно. Конечно, я очень требователен, и репетиции у нас проходят иногда весьма непросто. Порой я нервничаю по поводу недостаточной подготовки того или иного музыканта к той или иной репетиции, но приходится себя одергивать. Я не могу требовать от оркестрантов, чтобы они каждую минуту выкладывались на 100 процентов, поскольку их головы с утра до вечера заняты одной мыслью - где взять деньги.

    

- Но это же ненормально!

- Конечно, но факт остается фактом: самая большая проблема в оркестре - зарплата. Те небольшие прибавки, которые с прошлого года нам делает государство, по существу, проблемы не решают. Если уж повышать оклад, то на 300 - 400 процентов, и то это далеко не высшая категория. Честно говоря, я и сам толком не понимаю, как оркестранты сегодня выживают.

    

- Как, на ваш взгляд, можно было бы изменить ситуацию?

- Если говорить о настоящем прогрессе в области симфонического исполнительства, то он должен быть связан с другими зарплатами и, как ни странно, с безработицей. Когда человек знает, что ему некуда уйти из данного коллектива, потому что на каждое место очередь и конкурс, он иначе относится к своему делу. А когда ему здесь платят 15 копеек и через дорогу столько же, он ничем не дорожит. У дирижера, у директора оркестра сегодня нет фактически ни одного рычага, с помощью которого он мог бы поддерживать дисциплину в оркестре и удерживать музыкантов. Бесконечное количество халтурных коллективов, собирающихся на очень короткое время, не дает возможности работать тем оркестрам, которые серьезно относятся к своему творчеству. Если на работу в оркестре смотреть, как на службу, если бегать целый день по "халтурам", то можно набрать каких-то денег. И большинство музыкантов именно так и живут, не выкладываясь ни на одном месте. А без самоотдачи наше дело не может существовать. Мне удается удерживать музыкантов в оркестре далеко не всегда и далеко не всех, но то, что получается, происходит только благодаря нашей общей любви к музыке и профессиональному фанатизму.

    

- Существует ли сейчас дефицит в плане настоящих оркестрантов-профессионалов?

- Разумеется, да. К примеру, достаточно много хороших музыкантов уехали в посредственные зарубежные оркестры - в Египет, Тайвань, Турцию. Эти коллективы не идут ни в какое сравнение даже с нашими средними оркестрами. Но как можно удержать человека, если там ему платят совсем другие деньги? Какая здесь может быть профессиональная этика и мораль? Людям нечего есть и негде жить. И когда в "Молодой России" случаются ситуации вот такого отъезда, мне нечего возразить, я не могу обижаться на этих людей: они уезжают не от меня, а от ситуации, которая сложилась сегодня в нашем музыкальном искусстве. Огромное количество выпускников московских и немосковских вузов бросают музыку и идут по другой стезе. Мало кто сегодня приходит в оркестр. Гораздо выгоднее образовать небольшой коллектив и работать по ресторанам и клубам. Сейчас появилось какое-то немыслимое количество разнообразных трио, квартетов, камерных ансамблей, которые порой не имеют достаточной квалификации, но им гораздо легче выжить, чем большим оркестрам. И пока наше правительство не найдет способов поставить всех в равные условия, оркестровая культура будет падать. И может случиться так, что лет через пять мы вообще забудем, как по-настоящему должен звучать большой симфонический оркестр.

    

- У меня в последнее время складывается ощущение, что наша исполнительская культура становится все менее наполненной эмоционально и духовно.

- На мой взгляд, это не совсем так. У нас по-прежнему есть выдающиеся музыканты-солисты и прекрасные дирижеры. Другое дело, что сильно падает уровень среднего музыканта. Если сравнивать профессиональную планку, которой должен был соответствовать оркестрант, скажем, лет 20 назад, с тем, что происходит сейчас, то контраст будет достаточно сильным. Сегодня совсем иные условия жизни, и люди о другом думают. Переживания по поводу ГУЛАГа или репрессии своих родственников - это одно, а мысли о том, что ем не то, что хочу, и ношу не такие ботинки, - все-таки другое. Уровень современной цивилизации провоцирует на жизнь более поверхностную. А ведь для того, чтобы человек научился сопереживать и думать, он должен читать много книг. Наша молодежь не читает вообще ничего. Это тоже создает определенный эмоциональный фон, на котором рождается то или иное искусство. Поэтому общая тенденция поверхностности присутствует и в музыке. Тем не менее личности в музыкальном искусстве все равно рождаются: сейчас, как мне кажется, выросло замечательное поколение молодых пианистов. Страна не завод и не инкубатор. Она не может во все времена производить одинаковое количество великих людей. Их - единицы, не только у нас, но и во всем мире. Еще одна причина, в силу которой наблюдается некоторый упадок профессионального уровня оркестрантов, связан с нашим прошлым. Мы сегодня пожинаем плоды периода советской власти, когда наиболее талантливых выпускников консерватории не брали на руководящие должности. И одаренные люди начали уезжать из страны не вчера. Я уверен, что если Россия выживет, то через какое-то время начнется обратный отсчет. Но ситуация сегодня очень сложная, совсем не такая, как нам представляется на первый взгляд. Не может не беспокоить и тот факт, что среди молодежи существует довольно большой процент людей, всерьез увлекающихся алкоголем и наркотиками, да и общее неспокойное состояние нашего общества, конечно, наводит на определенные мысли. Все это вместе взятое, скажем прямо, не дает повода для большого оптимизма.

    

- А есть какие-то процессы, которые вызывают в вас положительные эмоции?

- Как говорится, надежда умирает последней. Я пытаюсь делать все для того, чтобы людям, которые со мной работают, было легче. И мне очень обидно, что годы идут, а ребята мои не живут лучше. Единственный повод для оптимизма - это, конечно, наши концерты. Такую критику, какую мы недавно получили в Англии, я лично никогда ни о ком не читал. И мне это особенно приятно, поскольку такие слова - не просто дань уважения к нашему искусству, но объективная оценка выступлений "Молодой России", а уж большего критика по отношению к своей работе, чем я, трудно найти.

Я беру в оркестр даже тех, кто на сегодняшний день умеет далеко не все, и пытаюсь воспитывать из них музыкантов и личностей. Кто-то уходит даже не потому, что денег мало, а потому, что не выдерживает режима и бесконечного прессинга с моей стороны, поскольку я требую постоянного движения вперед. И так было всегда, со всеми оркестрами, где я работал. Когда у меня закончился контракт с Будапештским симфоническим оркестром, за мной оттуда ушли многие музыканты. И в другие коллективы их брали без всякого прослушивания, узнав, что до этого они работали у Горенштейна.

    

- К чему в своей работе вы стремитесь, будучи не только дирижером, но и организатором?

- Если считать основной целью зарубежные гастроли, то мы ее практически достигли, и я уверен, что мы будем ездить все чаще и чаще. Но для меня не это главное. Цель в другом - надо хорошо играть, играть всегда и везде, но в первую очередь - в России. Завоевание места под солнцем - это очень долгий путь, и когда это место завоевано, довольно сложно его удержать. А это и есть главное. Я знаю, что число людей, скептически настроенных по отношению к "Молодой России", за последнее время значительно уменьшилось, я вижу это по нашим концертам. Когда мы начинали, ни моего имени, ни имени оркестра никто не знал, кроме узкого круга специалистов, а сегодня мы практически каждый концерт работаем на аншлагах. Это и внушает оптимизм, ведь оркестр движется вперед, несмотря на трудности. Радует и то, что основная масса музыкантов не покинула коллектив: люди не бросили музыку, и это лично для меня очень важно. Я за последнее время встречался со многими западными агентами, и не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь, прослушав наши диски, а тем более живой концерт, остался равнодушным. И я знаю, что в какой бы город России мы ни приехали, нам будут рады и непременно пригласят еще. Это, в частности, показал фестиваль, который мы провели по российским городам вместе с компанией "Davidoff".

    

- Какие у вас планы на этот сезон?

- В городах Подмосковья мы проводим фестиваль симфонической музыки "Музыкальное приношение", который инициировал и поддерживает губернатор Московской области Борис Громов. Московский сезон мы откроем концертом с Дмитрием Ситковецким. У нас намечено довольно много премьер внутреннего характера: оркестр впервые сыграет Девятую симфонию Малера, Шестую - Шостаковича, Первую - Рахманинова, "Просветленную ночь" Шенберга. Как обычно, в концертах "Молодой России" примут участие наши любимые солисты - это Николай Петров, Виктор Третьяков, Александр Князев, Максим Федотов, Денис Мацуев. Впервые в нашем абонементе в качестве дирижеров будут участвовать Арнольд Кац и Сергей Стадлер.

    

- Что бы вы сами пожелали себе в день рождения?

- Наш разговор, к сожалению, получился совсем непраздничным. Но что делать, такая сегодня жизнь. Я пожелал бы и себе, и всем дирижерам, и оркестровым музыкантам, наверное, терпения и выдержки. И я не оставляю надежды на то, что наше правительство все-таки обратит внимание на сложнейшую ситуацию, которая сложилась в симфонических оркестрах страны, и займется наконец их проблемами. А когда проблемы будут решены, то многие наши мечты и устремления станут реальностью.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;