Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 37 (7294) 27 сентября - 3 октября 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

ВИКТОР ЦИГАЛЬ: "Кто же я? Просто - художник"

Беседу вел Евграф КОНЧИН


На этом фотопортрете "просто художник" В.Цигаль похож на "просто дирижера" Герберта фон Караяна

"Его творчество пронизано добротой, - сказал Евсей Моисеенко о творчестве Виктора ЦИГАЛЯ, заслуженного художника России, действительного члена Российской академии художеств, которому недавно исполнилось 85 лет. - Может, это из войны - уважение к человеку. Видимо, горе и страдания не ожесточили душу художника, а фронтовое братство породило особое отношение к человеческим ценностям...

Когда смотришь фронтовые зарисовки солдат, друзей, изображенных в обстоятельствах прозаических, где человеку нет надобности "казаться", где он "сам с собой", проникаешься к ним истинным уважением. Его люди на редкость симпатичны, с ними хорошо, в них есть то дорогое качество, которое называется "человеческая надежда...". В 1943 году Виктор Цигаль, четверокурсник Московского художественного института, в составе 10-го гвардейского Уральского добровольческого танкового корпуса отправляется на фронт. Служит художником в политотделе. Рисует солдат и офицеров. Эти зарисовки печатались во фронтовой газете, отправлялись домой - родным и близким. Таких рисунков набралось более трехсот. И в 1945 году в Свердловске выходит его альбом "Герои боев", в который было включено 80 портретов и рисунков. Альбом имел огромный успех, особенно у однополчан. Но было и другое. Когда война окончилась, Виктор Ефимович выставил в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина среди других рисунков лист "Давно не спал", где шофер-трудяга привалился на руль и уснул. Какая-то тыловая крыса (иначе не подберешь слова) приказал снять рисунок с выставки, сказав при этом: "Воевать надо, а не спать". И сняли... В 1946 году Виктор Цигаль вернулся в художественный институт уже как дипломник. Своей работой он выбрал иллюстрации к повести Джека Лондона "Белый клык", которые позже переиздавались несколько раз. Значит, Виктор Цигаль - график? Я задаю этот вопрос художнику потому, что его творчество поразительно многообразно.

Лист из серии "Прогулки по старому Арбату"

- Начинал как график, рисовальщик. И продолжаю быть им до сих пор. Сделал большую серию "Дагестан", над которой работал более шести лет. Издал книгу "В Дагестане" со своим текстом и иллюстрациями. Теперь половина этих листов находится в Третьяковской галерее, другая - в Русском музее. За графику получил несколько премий.

Рисую я постоянно. Иду гулять с собакой по старому Арбату, где вижу много любопытного, занимательного, а потом дома по памяти все это воспроизвожу на бумаге. Из этих впечатлений получилась серия "Прогулки по старому Арбату".

Долгие годы активно сотрудничал с "Детгизом", иллюстрировал детские книги. В издательстве мною руководил замечательный человек и мудрый редактор Самуил Миронович Алянский - тот самый, который в своем петроградском издательстве "Алконост" впервые издал "Двенадцать" Александра Блока с рисунками Юрия Анненкова. Кстати, Алянский был близким другом моей тещи Мариэтты Сергеевны Шагинян. Я проиллюстрировал более ста книг - сочинения Л.Толстого, Маяковского, Маршака, Паустовского, Расула Гамзатова, Крылова, сборники сказок...

    

- А живопись?

- Занимаюсь ею так же давно, как и графикой. В основном в жанре портрета, пейзажа, натюрморта.

    

- Но Государственную премию РСФСР имени И.Е.Репина вы получили в 1987 году не за графику или живопись, а за работы в прикладном искусстве...

- Да, за работы "Красногвардейцы", "Первый трактор" и "Субботник", исполненные в технике металлопластики, которую еще называют скульптурной графикой или графической скульптурой. А прикладным искусством я стал заниматься последние двадцать пять лет. Началось все случайно - как-то на кухне сделал из проволоки фигурку ослика. Уже в 1965 году на выставке в Манеже представил целую полку небольших изделий из металла, проволоки, металла с керамикой. Так, в конкурсе на лучший русский сувенир я получил несколько премий, а три моих изделия приняли в производство. Более того - несколько лет я являлся художественным руководителем Комбината декоративно-прикладного искусства. Написал книгу о своих прикладных вещах - "Руками художника". Так кто же я? Просто - художник!

    

- И все же создается впечатление, что вы в своем творчестве сильно разбрасываетесь...

- Меня часто в этом упрекают, спрашивают: зачем, мол, вам еще все эти игрушки, фигурки животных и птиц? Но все это получается естественно, без всякой натуги или какой-то запрограммированности. Изделия прикладного искусства для меня столь же необходимая часть творчества, как графика или живопись.

    

- Все-таки какие наиболее любимые, наиболее значительные ваши произведения?

- Вопрос затруднительный, но постараюсь ответить. Пожалуй, "Дагестан", исполненный в 1950 - 60-е годы. Человек труда, народное творчество, замечательные ремесла Дагестана, суровые условия жизни в горах придавали неповторимый облик всему, что меня окружало. День за днем передо мной раскрывалось духовное богатство окружающих меня людей.

За "Дагестан" я получил серебряную медаль Академии художеств СССР, а также возможность съездить на академическую дачу в Италию.

    

- И тематика ваших работ очень разнообразна - портрет, пейзаж, жанровые и бытовые сценки, путевые зарисовки, натюрморт. Чему все же вы отдаете предпочтение?

- Все для меня одинаковы...

    

- От чего же тогда зависит рождение произведения? От темы, сюжета?

- От эмоции, от чувств. А размышление, трезвый расчет - это вторичное. Возможно, только гению Леонардо да Винчи удавалось идеально совмещать эти слагаемые. Убежден, что нет никакой арифметики, с помощью которой графическая серия могла бы быть построена более прочно или более конструктивно. Заранее я никогда не ограничиваю себя форматами, размерами листов, строгим отбором сюжетов, иду от частного к целому. Сначала хочется сделать то, что больше всего поразило и захватило, а потом уже начинает складываться серия.

    

- Что делаете сейчас?

- Абсолютно не модную работу - иллюстрации к "Двенадцати" Блока. Делаю без всякой надежды на их издание. А еще пишу мемуары. В 1996 году вышла первая книга "Встречи в пути". Сейчас подготовил вторую...

    

- А как же зарабатываете на жизнь?

- Тяжело. Раньше нам помогало государство. Министерство культуры давало заказы, оплачивало их, распределяло наши работы по музеям. Сейчас же мы перешли на собственные и довольно скудные "хлеба". Теперь мои работы покупают редко - одну-две в год. Конечно, положение молодых художников гораздо лучше. Они постоянно вращаются в сегодняшнем художественно-рыночном мире и, естественно, острее чувствуют современную конъюнктуру, современную художественную моду и быстро реагируют на нее, на запросы рынка. А про меня забыли...

    

- Уверен, что не забыли, но ваших персональных выставок действительно давно уже на было. Даже к вашему 80-летию. А сейчас вы будете устраивать юбилейную выставку?

- Нет, нет, не буду и не хочу! Такая это страшная нервно-психологическая нагрузка! И вообще устройство ретроспективной персональной выставки - дело сложное и даже рискованное. Зачем показывать все - и хорошее, созданное в пору творческого расцвета, и слабое, "провалы", которые есть у каждого художника?!

    

- Наверное, это не единственное и не главное ваше сожаление в жизни и в творчестве?

- Нет, я не сожалею ни о чем. Более того - я счастлив, что всю жизнь занимался любимым делом. Несмотря на страшную войну, в которой мне пришлось участвовать, на Сталина, на все ужасы, которые пережила и переживает моя страна. Я счастлив, что дожил до таких лет. Счастлив быть со своей дружной семьей, которая меня всегда поддерживала и во всем помогала.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;