Мусорщики и женские ножки
Светлана ХОХРЯКОВА
Фото И.КАЛЕДИНОЙ
 |
Так выглядит приз фестиваля |
Х юбилейный Открытый фестиваль кино стран СНГ и Балтии ("Киношок") завершился в Анапе. В его основной конкурсной программе и программе "Короткий метр" было показано около 25 картин из самых разных стран постсоветского пространства: "Маймыл" Актана Абдыкалыкова из Киргизии, "По винтовой лестнице" Мераба Тавадзе из Грузии, белорусский "Поводырь" Александра Ефремова, российские "Дурачки" Алексея Германа-младшего и "Ты да я, да мы с тобой" Александра Велединского.
Именно в Анапе можно встретить людей, которых когда-то знала вся большая советская страна. Многие из них теперь просто бедствуют, лишены возможности работать в кино. Другие же нашли себя в меняющемся мире, продолжают активно снимать и сниматься.
Некоторые фильмы и люди X Открытого фестиваля кино стран СНГ и Балтии
 |
Виктор Павлов и Сатоки Катояма. Уроки русской жизни |
На фестиваль в Анапу, собирающую кинематографистов бывшего СССР, приехала лишь одна абсолютная иностранка: маленькая и очень трогательная женщина из Японии. Я обратила на нее внимание еще в аэропорту "Внуково" в Москве, не подозревая о том, что она тоже летит на "Киношок". У японки был огромный чемодан и чемодан поменьше, вокруг крутились сразу двое носильщиков, пытавшихся ей что-то объяснять на ломаном английском. В анапском аэропорту нам пришлось довольно долго ее ждать. Все пассажиры вышли, а она так и осталась одиноко стоять за решеткой, где выдавали багаж. Ее отчего-то заперли в этой части летного поля. Пришлось разыскивать человека, который бы вызволил ее из неволи. Что-то драматическое было во всей этой истории. Сатоки Катояма оказалась актрисой, снявшейся в главной роли в картине узбекских режиссеров Зульфикара Мусакова и Баходыра Адылова "Мама". Снят фильм при участии Японского фонда развития кинематографии и благодаря содействию японцев - друзей Зульфикара Мусакова. Как уж там снимали, неизвестно, если одна только часовая стоянка автобуса в Токио обходится в сто долларов. Но говорят, что помогала водка - наша обычная водка, 68 бутылок которой было взято предусмотрительными узбекскими кинематографистами с собой и использовано на благо фильма. Съемки проходили в Ташкенте, Самарканде и Токио. Искали японскую актрису, которая могла бы прилететь в Самарканд на свои деньги, сниматься бесплатно. Иного бюджет не позволял. Самоотверженность проявила Сатоки Катояма - ведущий комментатор одного из японских телеканалов. В Токио она человек известный, ее узнают на улицах. И "Мама" - ее дебют в кино. Оказалось, что Сатоки написала книгу об Эдуарде Шеварднадзе, познакомившись со своим героем в Москве семь лет назад. А вот в Грузии еще не была. История, произошедшая с героями фильма "Мама", - самая настоящая сказка: девочка обретает мать, погибшую в автомобильной катастрофе. Как такое возможно? Возможно, если случайно на самаркандской улице повстречаешь японскую туристку, похожую на маму как две капли воды. История самого Зульфикара Мусакова - та же сказка, полоса везения, которая возможна, наверное, только в соприкосновении с чудесной Страной восходящего солнца. Картина, конечно, драматургически дряблая, лишенная внутреннего движения, но в ней масса смешных и остроумных вещиц, найденных режиссером.
 |
Людмила Зайцева и Галина Бокашевская. Пели повсюду, даже в автобусе |
А чемоданы Сатоки оказались кстати. В них - костюмы, достойные фестиваля, какие-то пелерины, напоминающие чешую. Что в том, что все остальные, за исключением разве что актрисы Галины Бокашевской, имеющей вкус к хорошему вечернему платью, носили на "Киношоке" исключительно шорты да майки.
 |
Зинаида Кириенко. Жаркий казачий поцелуй |
"Хорошие руки" Пеэтера Симма - первый большой совместный проект эстонцев и латышей. Горячие эстонские парни тут в самом деле горячи. А вот главная героиня - латышка, способная обвести их вокруг пальца. По этому поводу дебаты были не менее горячими: ведь если воровкой оказывается латышка, значит, латыши денег на проект могут и не дать. Это, конечно, шутка, но то, что горячие эстонские парни попали впросак, - это реалия фильма. Меж тем "Хорошие руки" сделаны и в самом деле хорошими руками. Лихой сценарий, очень неожиданный, прекрасные актеры, а среди них даже Лембит Ульфсак, которого мы уж сто лет не видели на экране. И почти ничего лишнего, чего не скажешь о других картинах фестиваля, которые оказались тягучими до невозможности. Интересно, что латыши и эстонцы разговаривают в кадре на русском языке. Не на английском же им говорить. К счастью, некоторые постсоветские болезни излечены, и никакого насилия над правдой тут нет. Ну говорят люди меж собой в реальной жизни на русском языке - что поделаешь, как бы кому-то это и ни нравилось.
 |
Святослав Бэлза и Андрей Битов. Рассекая волны |
Картина из Армении "Пьерлекино, или Легче воздуха" Тиграна Хзмаляна - история о старом клоуне, прообразом которого стал Леонид Енгибаров. Это фантазия, предположение: что было бы, останься Енгибаров жив, доживи он до зрелых лет. Известно, что вещи покойного Енгибарова до сих пор приносят физическое и душевное беспокойство, порой сгорают дома, где они хранятся. Сплошная метафизика. А имя этого человека окутано легендами. Авторы не стремились сделать биографический фильм, это скорее фантазм на тему. Для режиссера куда важнее поговорить об исчезнувшем поколении 70-х, которое и делало Ереван Ереваном. А 90-е годы рассматриваются как 60-е, только наоборот. Реалии впечатляющие. Один только Вечный огонь, над которым варят хаш, чего стоит! И это, конечно, попытка найти героя, которого в современном кинематографе нет.
 |
Эльдар Рязанов в станице. Это вам не тихие омуты |
Россию на "Киношоке" представляла картина дебютанта в полнометражном кино Александра Котта "Ехали два шофера", в которой много фактуры, поисков в области стиля, но маловато мяса, собственно событийности. И полное отсутствие знания и аромата эпохи - не внешнего ее проявления, но внутреннего. Сталинское прошлое так мило воспевается, так прекрасно и романтично, что задумаешься о том, что будут последующие поколения думать о том "светлом" времени благодаря таким вот сладким интерпретациям. Понятно, что авторы фильма и не старались быть этнографами времени, не воспроизводили его буквально, создавали свой мир и миф, простую и ясную кинематографическую конструкцию, персонажами которой стали герои знаменитой некогда шоферской песни про Кольку Снегирева, Раю, "Форд", старую машину "Амку" и могилку, на которую водрузили руль после гибели героя. Хотя нельзя не заметить, что кинематографическое мышление у режиссера есть. Другая российская картина, о которой мы уже писали - "Мусорщик" Георгия Шенгелия, - стала своего рода символом фестиваля. Почти во всех фильмах "Киношока" вычищали конюшни, разгребали ворохи прошлого, мусора натурального и метафизического, и это тоже, видимо, знамение времени. Вспоминали явно или скрыто Союз нерушимый. А еще режиссеры бывшего СССР отличились по части показа женских ног. Выстраивали при их помощи архитектурные достопримечательности Парижа, Эйфелеву башню, к примеру, - надо было лишь поднять героине ноги определенным образом. Ноги показывали крупным планом, красиво и драматургично. И кадры эти становились иной раз даже основополагающими для понимания существенных вещей.
Фильмы программы "Короткий метр" очень разные, но в основном российские. А молодые режиссеры (многим, правда, уже ближе к сорока, а то и больше) - все почти люди продвинутые, умеющие грамотно разобрать чужую работу, и участие их в пресс-конференциях тому подтверждение. Вот только когда дело доходило до их собственных опусов, тут отказывало и чувство меры, и умения явно недоставало. Но в целом ощущение все же светлое. Мозги у молодых работают, нюх есть, как и кинематографическое мышление.