Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 42 (7299) 1-14 ноября 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

Алгебра и тишина

Фестиваль Софии Губайдулиной

Анна ВЕТХОВА
Фото И.ЗАХАРКИНА


Губайдулинская поэтика особенно близка и понятна Белле Ахмадулиной

Междугородние (в плане места действия: Казань - Москва) и международные (в плане места проживания исполнителей и самой именинницы) торжества по случаю

70-летия Софии Губайдулиной, вылившиеся в широкомасштабный фестиваль, представили творчество композитора если не в полном объеме, то со всей полнотой его содержания. Временной срез - от ранней Сонаты для флейты и фортепиано до "Страстей по Иоанну", созданных год назад, жанровые и стилевые повороты - от музыки для домры, ударных или кото до масштабных, опирающихся на христианские тексты композиций, - те же "Страсти", "Аллилуйя" или "Семь слов". Главная тема - новая, загадочная музыка Софии Асгатовны, работающей последние десять лет над созданием стилистики новейшего музыкального языка. Еще одна тема, уже музыковедческая - возведение композитора в ранг живого классика, письма которого цитируют в свеженаписанных книгах (и в России, и в Германии) о его творчестве. И, наконец, суть фестиваля - возможность для публики познакомиться с сочинениями мастера, которые в России вообще исполняются очень редко, ноты которых практически недоступны, поскольку все, что ни пишет живой классик, отправляется в издательство Сикорского, имеющее эксклюзивные права на "продукт", а все, что имеет ценность как документ предварительной работы над сочинением (схемы, черновики и т.д. и т.п.), становится частью базельского архива П.Захера.

Явление во Храм. В.Васильев и М.Ростропович после вручения Губайдулиной "Тишины"

Интрига в том, что фестиваль как способ привлечь внимание российского слушателя к творчеству своей землячки себя почти не оправдал. Хотя странно было бы надеяться на понимание массами музыки более чем замысловатой. И в Казани, и в Москве аншлагов не наблюдалось, разве что на "Страстях" - и то, как мне кажется, исключительно по причине присутствия Валерия Гергиева за дирижерским пультом. Но не это главное: новая музыка, как показывает история прошлого века, редко встречалась с восторгом и энтузиазмом. Вопрос в том, что эта новая музыка в себе несла, а в данной ситуации - какое направление художественного творчества в понимании мира сегодняшнего может заслужить звания одновременно музыки новейшей и великой.

Букет от великого Альта

София Губайдулина сочиняет в последнее время исключительно по заказу, причем заказы, по ее собственным словам, произнесенным на брифинге в Казани, расписаны до 2007 года. Она - автор ангажированный, давно лишившийся тернового венка, подаренного советским прошлым, и по своим религиозно-философским взглядам как нельзя лучше отвечающий европейским устремлениям к политкорректности. Она - католичка, освоившая и вписавшая в современный контекст японскую национальную музыку и создающая "Страсти" на русском языке. Но музыка ее лишена страстей: гармония прошла серьезную проверку алгеброй, диктующей сочинениям последних лет свой числовой сюжет. Играя с числами Фибоначчи, София Губайдулина выстраивает новые музыкальные формы, реальное (в смысле - воспринимаемое в реальности) существование которых возможно явно не здесь, уж во всяком случае не сейчас. Их красота не ощущается человеком слушающим, а лишь тем, кто исследует ее в партитурном листе. Она препарирует звук, расщепляя его на микротоны, извлекая его из классических и экзотических для европейца инструментов нетрадиционными способами (стеклянным стаканом, например, играет по струне). Она создает цветовые партитуры, призванные "осветить" ритм формы, ни одна из которых еще не была исполнена нигде в мире так, как хотелось бы автору. И во всем этом композитор София Губайдулина не открывает миру ничего абсолютно нового, поскольку и числа в музыке известны с древности, и со светом не только Скрябин экспериментировал, и микротоновость появилась не вчера, а в начале ХХ века, если не считать древних греков и национальные культуры, к примеру, Востока. Просто в каждом из этих направлений она стремится "дойти до самой сути", объединить их, возвести в систему, произвести внутри нее сложные математические вычисления и выдать за конечный продукт творчества. Так рождается стиль. И он абсолютно узнаваем и в барабанных опусах, созданных для Марка Пекарского (и даже в тех, где числа Фибоначчи еще не были возведены в систему абсолюта), и в альтовом концерте, и в "Страстях". В этом стиле красота и эстетика музыкальная находятся вне пределов человеческого восприятия. Губайдулина не пишет ни мелодий, ни хаоса вместо них, ни четкого ритма, ни вневременной пустоты, в ее сочинениях нет развития, но есть смены - фактурной ли плотности, высотности ли. Музыка ли это? Так уж устроен человек, что для него звук осязаемый - живой ли, мертвый ли, связан с эмоциональным миром. София Губайдулина же, по всей видимости, создает философско-эстетический экстракт из звуков, ритмов, формул и евангелий. И в этом смысле известное заявление композитора о тишине как о желаемом и самом совершенном в мире звуков симптоматично. Можно предположить, что эта самая тишина, не бывающая, как известно, абсолютной, а, подобно белому цвету в палитре, состоящая из всех возможных звуков и призвуков, и нанизывается композитором на математический скелет сочинения. Тишина и математика вызывают разные ассоциации, но если связать их воедино и спроецировать на музыкальное искусство, то получится нечто не от мира сего. Вполне вероятно, что и музыка сфер, умозрительную гармонию которой древние греки возвели в абсолют. Но в процессе эволюции мы потеряли способность к такого рода созерцанию космоса - спущенная с небес на землю, "абсолютная музыка" доходит до нашего слуха в искаженном виде...

Также в рубрике:

МУЗЫКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;