Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 45 (7302) 29 ноября - 5 декабря 2001г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Ситуация

МИХАИЛ ЛЕВИТИН: "Мы не хотим быть заложниками Сада"

С ТЕАТРАМИ

Беседу вела Ирина АЛПАТОВА
Фото Л.ВОРОБЬЕВОЙ


М.Левитин

Сад "Эрмитаж", что находится в самом центре столицы, в Каретном Ряду, открылся некогда в качестве увеселительного заведения для москвичей. Однако с течением времени превратился в один из культурных центров города. Сегодня в саду работают три известных столичных театра - одноименный "Эрмитаж", возглавляемый Михаилом Левитиным, "Сфера" под руководством Екатерины Еланской и Новая Опера Евгения Колобова. Но ход истории парадоксален, и "увеселительное заведение" готово вновь отстаивать свои права, не всегда принимая во внимание творческие проблемы "соседей". Своим мнением об этой достаточно тревожной ситуации мы попросили поделиться Михаила ЛЕВИТИНА.

В саду "Эрмитаж"

- Сад "Эрмитаж" - это не Парк культуры имени Горького и не Сокольники. Это - крошечный садик, основным содержанием которого являются именно три театра. Причем довольно давно являются и не последнюю роль сыграли в том, что сегодня этот сад возвращает свою былую популярность. Кстати, с появлением роскошного здания Новой Оперы интерес публики к этому месту во много раз усилился. Но, к сожалению, в саду идет какая-то параллельная жизнь. Она весьма случайна. Иногда возникают удачные проекты, но чаще бывает наоборот. Беда в том, что в течение ряда лет непосредственно "садовые" мероприятия не согласовываются с художественной жизнью театров. Не раз срывались спектакли, потому что вокруг гремела музыка. Такое ощущение, что в вашем доме кто-то поселился и "гуляет".

    

- Вы пробовали согласовать планы, наладить контакт с администрацией сада?

- Неоднократно пробовали. Есть все эти бумаги, письма, обращения в Комитет по культуре. Но оказалось, что этот вопрос невозможно решить. Хотя подобные прецеденты есть. Например, Театр имени Моссовета некогда сделал сад "Аквариум" своим. Почти 10 лет назад мы уже обращались и в главк, и к Юрию Михайловичу Лужкову по поводу создания "Арт-сада". Тогда это было на словах поддержано, но в документах особого отражения не нашло. К тому же директора сада постоянно менялись.

    

- В чем заключалась суть ваших предложений?

- Эти предложения сегодня, кстати, оформились в четкую концепцию. А суть ее вот в чем: нужно, чтобы дирекция сада состояла из представителей трех театров и так называемого исполнительного директора, который назначается Комитетом по культуры Москвы по согласованию с театрами. Театры же берут на себя всю художественную программу этого "Арт-сада", благо есть кому ее осуществлять. Музыкальными мероприятиями занимался бы Колобов, драматическими, цирковыми и эстрадными - мы с Еланской. Согласитесь, силы немалые для такой небольшой территории. И основное наше желание - сконцентрировать усилия по возрождению традиций этого культурного пространства. Но сад "Эрмитаж" находится в центре города, и сейчас на него кто только не претендует. Только свистни, и он будет застроен ресторанами, шашлычными и т.д.

Главным лакомым куском для тех, кто смотрит на территорию сада сверху - взглядом либо свободной, либо хищной птицы, - является, конечно, Щукинская сцена. Это красное кирпичное здание прекрасной кладки, которое Щукин бросил недостроенным в 1917 году. Волнения наши возобновились с того момента, когда мы узнали, что существует постановление Правительства Москвы о создании на этом месте некоего Молодежного центра, практически еще одной дискотеки. Строительство этого центра в трех шагах от сцены "Эрмитажа" и в двух с половиной - от "Сферы" исключает возможность деятельности этих театров в принципе. Не говоря уже о том, что может, случайно или нет, поехать фундамент и наши здания превратятся в карточные домики. Соседство с дискотекой прежде всего возмутило Колобова.

    

- У вас есть альтернатива этому проекту?

- Когда мы закладывали в программу реорганизации сада свои предложения, то у нас возникла идея создания Фестивального центра. Там разместились бы картинная галерея, филармоническая сцена и площадка для драматических спектаклей. Причем все мероприятия осуществлялись бы с выходом в пространство сада. Предполагалось нечто вроде московского Авиньона. В Фестивальном центре мы бы могли устраивать Дни театров или Дни религий, а может быть, День Райкина или Утесова. Масса идей существует, все они в письменной форме находятся в Комитете по культуре и в мэрии. Понимаете, театры не могут быть заложниками сада, это не театральное гетто.

    

- Ваша концепция имеет шанс на практическое воплощение?

- Трудность заключается в том, что, несмотря на поддержку СТД, несмотря на наше острое желание, беседы и письма, мы пока не очень верим в то, что кто-то еще этого хочет.

    

- Кроме трех театров?

- Да, кроме них, СТД, театральной общественности и людей, заинтересованных в судьбе культуры. Но я надеюсь, что Комитет по культуре извлечет выгоду и смысл из этого, мне кажется, очень щедрого предложения. Вопрос об инвестировании Щукинской сцены должен обсуждаться. И мы очень хотим получить хоть какой-нибудь ответ на наши предложения. Мне просто очень противно, что театры снова вынуждены защищать сами себя. Это неправильно. Есть достаточно много организаций, в обязанности которых входит защита театральных интересов.

    

- Кстати, именно в саду "Эрмитаж" проходила одна из самых любопытных программ минувшей Театральной олимпиады, организованная Вячеславом Полуниным. Сад на время стал одним из главных столичных культурных центров. Как к этому отнеслась его администрация?

- Я вам отвечу, и совершенно неголословно. Дирекция сада подвергла это осуждению.

    

- За что?!

- За "безобразия", творившиеся в саду. Когда плодятся шашлычные и чайханы - это не безобразие. А когда молодежь свободно, красиво существует, причем не пьяная, не тупая, а соприкоснувшаяся с искусством, то это почему-то называется безобразием. Я был поражен. У меня, кстати, раньше существовало предложение отдать Полунину Щукинскую сцену. Он тоже этого очень хотел. Но об этом сейчас, конечно, просто речи быть не может.

Поэтому еще раз повторю: я надеюсь, что новый начальник Комитета по культуре Сергей Ильич Худяков отнесется внимательно к нашей программе. Поверит, что в этом есть некая творческая цель. Это красивая идея: "Арт-сад" в центре Москвы. Это свидетельствует об уровне культуры города.

    

- Вопрос о коммерции в театральной сфере стоит очень остро. Многие режиссеры, с которыми приходилось беседовать, признаются, что сегодня следует учитывать запросы публики, порой не самого высокого пошиба, чтобы театр держался на плаву. Вы сами, как руководитель театра, стремитесь ли угадать зрительские потребности?

- Вы находитесь в театре, который даже не понимает сути вопроса. Я никогда не угадывал желания публики, равно как и не старался заставить ее поверить в то, что я делаю. У меня есть и будет своя публика. Я в этом убежден, потому что намерения наши очень определенны и в течение многих лет последовательно развиваются. Я ставлю спектакли для себя и своих артистов. А их смотрят. И как показывает время, смотрят все лучше и лучше. А сегодняшняя улица меня не волнует, только вызывает жалость и сострадание, потому что она воспитывается кошмарнейшим в мире телевидением, просто пакостью сплошной. Я не хочу даже думать о том, что у них в мозгах, у этих "людей с улицы". У меня даже мыслей нет на эту тему. И когда они возникнут, я брошу театр.

    

- Вас не тревожит, что "свой" зрительский круг может оказаться слишком узким?

- Да каким узким, у нас полные залы! Будет зрителей больше или меньше - пускай. Это все чепуха. Я ставлю спектакль по законам театрального представления и рассчитываю на то, что наш мир произведет впечатление на других людей. Но впечатления наши могут быть тысячу раз неадекватны друг другу.

    

- Критические высказывания о деятельности театра "Эрмитаж" вас интересуют?

- Абсолютно нет. Мне достаточно мнения моих друзей, среди которых были и есть достаточно серьезные люди. Мнение же критики меня интересует только тогда, когда она, эта критика, последовательно видела наши постановки, знает путь театра и судит по законам этого театра. Тогда, конечно, я прислушиваюсь. Но вы же знаете, что сегодня написать критическую статью, да еще огульную, охаять театр ничего не стоит. Только пусть эти люди проведут такое же количество бессонных ночей, пусть они испытают силу и ужас нашего труда, даже если спектакль получился скромным или ты сам скромного дарования. Это все очень тяжело и сложно. А нынешняя критика не имеет корней. Эти люди пребывают вне реальной жизни. Мне вообще иногда кажется, что они родились из пробирки.

КОММЕНТАРИЙ

    

Евгений МЕДВЕДЕВ, начальник управления по вопросам культурной политики и координации деятельности учреждений культуры Комитета по культуре Москвы:

- В Комитет по культуре действительно направлялись письма от руководителей театров, расположенных на территории сада "Эрмитаж". В них в основном говорилось о том, что планы мероприятий сада не скоординированы с театрами. Мы их скоординировали и договорились о будущей постоянной совместной деятельности. Так называемая "концепция" была направлена не в Комитет по культуре, а в СТД. Мы ответили А.Калягину, что вполне ее разделяем. То, что предлагают театры, не расходится с нашими представлениями о перспективах деятельности сада. Существует договоренность о том, что пункты концепции войдут в генеральный план развития сада "Эрмитаж". Никаких явных противоречий нет. Честно говоря, я не понимаю причины нынешнего всплеска эмоций. Может быть, давит груз нерешенных проблем с прежними директорами сада? Может, речь идет о принадлежности садовой территории? Но театры не приспособлены управлять территорией, осуществлять земельные работы, принимать на баланс недостроенные здания. Для этого и существует такое учреждение культуры, как "сад". Что же касается предполагаемого совета директоров, то он вполне может существовать. Но давайте сначала договоримся, что мы строим, а потом решим, как этим управлять. Жизнь сама подскажет верное решение. Во всяком случае, мы готовы открыто обсуждать любую тему.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;