Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1-2 (7307) 10 - 16 января 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеСтаросветские помещики в новом светеМхатовский дебют Миндаугаса Карбаускиса ТЕАТРИрина АЛПАТОВА
Постановка молодого, но уже стремительно набирающего популярность режиссера Миндаугаса Карбаускиса как нельзя лучше продемонстрировала кредо недавно открывшейся Новой сцены Чеховского МХАТа: курс на эксперимент, неординарность формы и молодежный энтузиазм. С этой точки зрения двойной дебют оказался весьма удачным. Гоголевские "Старосветские помещики" - не более чем повод для вполне самостоятельного режиссерского "сочинения". А именно так обозначен жанр этого оригинального действа. Гормоны прибалтийской театральной традиции живо играют в крови нынешнего столичного жителя Карбаускиса, что вызывает естественные ассоциации с работами его именитых соотечественников. В частности, дерзкий и вызывающий синтез самых обыденных бытовых примет и предметов (все эти шкафчики, шкатулочки, ведра, лопаты, тряпки, штофы, тарелки) и абсолютно условная, немного мистическая, чуть инфернальная атмосфера действа. В гоголевской вселенной, где есть все, от грязной миргородской лужи до воскресающих Панночек, Карбаускиса привлекают явления странные, полуфантастические, с языческим колоритом. Но не оторванные насильственным образом от "земли", а чудесным способом преображающие самую что ни на есть обычную жизнь. Короче говоря, то, что давным-давно было названо "фантастическим реализмом". Афанасий Иванович (Александр Семчев) и Пульхерия Ивановна (Полина Медведева) кропотливо и основательно строят и охраняют свой устоявшийся мирок между небом и землей (сценография Владимира Максимова). Шаткая пирамида из сундучков, шкатулок, буфетиков, комодов громоздится в неведомом темном пространстве как маленький островок, крошечная планетка. Ни стен, ни потолков, ни сеней, ни комнаток... Только где-то пронзительно и тоскливо-монотонно поскрипывает невидимая дверь. Потому они и жмутся пугливо друг к другу, как потерявшиеся малые дети, аккуратно пытаясь угнездиться на узком сундучке. Держатся за руки, обнимаются, кормят один другого с ложечки, а порой готовы предаться и эротическим "воспоминаниям". Впрочем, одиночество старичков призрачно. Вокруг них - шумный и многоголосый рой существ странных, непонятных, с явными неземными приметами "нечистой силы". Обозначенные в программке как банальные Девки (Е.Лемешко, Я.Колесниченко, О.Литвинова, Ю.Шарикова), Комнатный мальчик (Н.Зверев) и Явдоха (Ю.Полынская), они мало походят на дворовую прислугу. С соломой в волосах и травинками в зубах, готовы мгновенно "перевоплотиться" из человеческого обличья в гусиное, собачье или кошачье и тут же вновь обернуться людьми. У этого окружения своя жизнь - особая, отдельная, балансирующая на грани быта и эксцентрики. Какая-нибудь девка может вполне натурально ополовинить штофик с наливкой, пугливо прячась от хозяина, и тут же вступить в язычески-эротическое игрище. Они со звоном бьют тарелки, звучно шлепают мокрыми тряпками об пол, уносят кукольный гробик, тащат на лопатах комья земли, чтобы засыпать могилку, сыплют пословицами и поговорками, запевают на разные голоса что-то обрядово-народное. Но на фоне этой изощренной технической виртуозности удивительным образом не теряется и знаменитая мхатовская "жизнь человеческого духа". И лидирует здесь, безусловно, Александр Семчев - Афанасий Иванович. Потеряв обожаемую супругу, он, кажется, "умирает" и сам, гораздо раньше своей физической кончины. С недоуменно остановившимся взглядом, безучастно и сиротливо сидит все на том же уголке сундучка, покорно открывая рот, в который "заместительница" Явдоха яростно впихивает кусочки яблока. С него сдирают халат, вертят, как куклу, задвигая вместе с сундуком в дальний угол, поворачивая лицом к стене. Пока не явится за мужем "потусторонняя" Пульхерия Ивановна, балансируя на черных пуантах, и, взяв за руку, не уведет за собой на тот свет. Он же покорно и счастливо последует за ней. Также в рубрике:
|