Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 1-2 (7307) 10 - 16 января 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Старосветские помещики в новом свете

Мхатовский дебют Миндаугаса Карбаускиса

ТЕАТР

Ирина АЛПАТОВА
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Сцена из спектакля

Постановка молодого, но уже стремительно набирающего популярность режиссера Миндаугаса Карбаускиса как нельзя лучше продемонстрировала кредо недавно открывшейся Новой сцены Чеховского МХАТа: курс на эксперимент, неординарность формы и молодежный энтузиазм. С этой точки зрения двойной дебют оказался весьма удачным.

Гоголевские "Старосветские помещики" - не более чем повод для вполне самостоятельного режиссерского "сочинения". А именно так обозначен жанр этого оригинального действа. Гормоны прибалтийской театральной традиции живо играют в крови нынешнего столичного жителя Карбаускиса, что вызывает естественные ассоциации с работами его именитых соотечественников. В частности, дерзкий и вызывающий синтез самых обыденных бытовых примет и предметов (все эти шкафчики, шкатулочки, ведра, лопаты, тряпки, штофы, тарелки) и абсолютно условная, немного мистическая, чуть инфернальная атмосфера действа. В гоголевской вселенной, где есть все, от грязной миргородской лужи до воскресающих Панночек, Карбаускиса привлекают явления странные, полуфантастические, с языческим колоритом. Но не оторванные насильственным образом от "земли", а чудесным способом преображающие самую что ни на есть обычную жизнь. Короче говоря, то, что давным-давно было названо "фантастическим реализмом".

Афанасий Иванович (Александр Семчев) и Пульхерия Ивановна (Полина Медведева) кропотливо и основательно строят и охраняют свой устоявшийся мирок между небом и землей (сценография Владимира Максимова). Шаткая пирамида из сундучков, шкатулок, буфетиков, комодов громоздится в неведомом темном пространстве как маленький островок, крошечная планетка. Ни стен, ни потолков, ни сеней, ни комнаток... Только где-то пронзительно и тоскливо-монотонно поскрипывает невидимая дверь. Потому они и жмутся пугливо друг к другу, как потерявшиеся малые дети, аккуратно пытаясь угнездиться на узком сундучке. Держатся за руки, обнимаются, кормят один другого с ложечки, а порой готовы предаться и эротическим "воспоминаниям".

Впрочем, одиночество старичков призрачно. Вокруг них - шумный и многоголосый рой существ странных, непонятных, с явными неземными приметами "нечистой силы". Обозначенные в программке как банальные Девки (Е.Лемешко, Я.Колесниченко, О.Литвинова, Ю.Шарикова), Комнатный мальчик (Н.Зверев) и Явдоха (Ю.Полынская), они мало походят на дворовую прислугу. С соломой в волосах и травинками в зубах, готовы мгновенно "перевоплотиться" из человеческого обличья в гусиное, собачье или кошачье и тут же вновь обернуться людьми. У этого окружения своя жизнь - особая, отдельная, балансирующая на грани быта и эксцентрики. Какая-нибудь девка может вполне натурально ополовинить штофик с наливкой, пугливо прячась от хозяина, и тут же вступить в язычески-эротическое игрище. Они со звоном бьют тарелки, звучно шлепают мокрыми тряпками об пол, уносят кукольный гробик, тащат на лопатах комья земли, чтобы засыпать могилку, сыплют пословицами и поговорками, запевают на разные голоса что-то обрядово-народное.

Но на фоне этой изощренной технической виртуозности удивительным образом не теряется и знаменитая мхатовская "жизнь человеческого духа". И лидирует здесь, безусловно, Александр Семчев - Афанасий Иванович. Потеряв обожаемую супругу, он, кажется, "умирает" и сам, гораздо раньше своей физической кончины. С недоуменно остановившимся взглядом, безучастно и сиротливо сидит все на том же уголке сундучка, покорно открывая рот, в который "заместительница" Явдоха яростно впихивает кусочки яблока. С него сдирают халат, вертят, как куклу, задвигая вместе с сундуком в дальний угол, поворачивая лицом к стене. Пока не явится за мужем "потусторонняя" Пульхерия Ивановна, балансируя на черных пуантах, и, взяв за руку, не уведет за собой на тот свет. Он же покорно и счастливо последует за ней.

Также в рубрике:

ТЕАТР

ОПЕРА

КИНО

ВЫСТАВКА

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;