Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 1-2 (7307) 10 - 16 января 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираПочему осыпаются лозунгиФильмы и идеи XIV Международного кинофестиваля в Токио Олег СУЛЬКИН
В позапрошлом году токийскую публику радовали Арнольд Шварценеггер и Дрю Барримор. А в конце минувшего из блестящих засветились лишь медиа-магнат Джеффри Катценберг, совладелец спилберговской студии Dreamworks, и маститый канадский режиссер Норман Джуисон. Катценберг прилетел на премьеру "Шрека", открывавшего фестиваль. А Джуисон возглавлял жюри конкурсной программы. В Токио в отличие от Нью-Йорка я не ощутил какой-либо нервозности по поводу терроризма. Японское общество замечательно организовано, вычисляемо, управляемо и зорко наблюдаемо. Приезжему человеку каверзы готовить затруднительно. Другое дело - свои доморощенные гады. Трагедия в токийском метро шестилетней давности, когда сектанты распылили смертельный газ, до сих пор вызывает нервный тик у японцев. В кафкиански запутанном метро я спрашивал в очередной раз дорогу у пожилой японки. На немыслимом английском она полюбопытствовала, откуда я. Узнав, что из Нью-Йорка, сделала скорбное личико, сказала "terror, terror" и стала пальчиком дотрагиваться до глаза, потом до середины ладошки и так несколько раз, что на международном языке означает - слезы.
У фестиваля тоже глаза были на мокром месте. Практически в каждом публичном выступлении гостей или хозяев прямо или косвенно звучала тема терроризма и трагедии 11 сентября. Выступая на открытии, Норман Джуисон сказал: "То, что произошло в Нью-Йорке, сильнейшим образом повлияло на весь мир. Однако ничто не может отвратить нас, в особенности молодых людей, от производства фильмов. Потому что фильм - культурный медиум молодежи. Возможно, финансировать проекты станет несколько сложнее, но в принципе беспокоиться не о чем. Кинематографическое искусство будет продолжать жить". В фестивальные залы в зрелищно-торговом комплексе "Бункамура" в районе Сибуя "билеты проданы" раз и навсегда. На любом фестивальном фильме, даже самом дрянном, - аншлаг. Японцы, не мною первым замечено, обожают кино. И разбираются в нем изрядно. После просмотров авторы фильмов (те, кто приехал) выходили на сцену и отвечали на вопросы из зала, которые часто выказывали отличное знание предмета. В конкурсной программе - 14 фильмов, среди которых два американских, два японских, один киргизский и, увы, ни одного российского. В параллельных секциях - молодое кино Азии, японская и корейская ретроспективы. Одновременно проходили еще два фестивальчика - научно-фантастического и женского кино. Помню, в 1992 году, когда я впервые приехал на фестиваль в Токио, тогдашний генеральный директор заявил во всеуслышание: мы бросаем вызов Каннскому фестивалю и со временем займем его место. Власти и спонсоры дали огромные деньги, чтобы привлечь кино со всего мира. Но шли годы, а "Бункамура" все никак не превращалась в Пале-де-фестиваль. Пыл властей и спонсоров поугас, и амбициозные вливания в "нью-Канн" уменьшились. Достаточно сказать, что если раньше фильму-победителю вручали Гран-при Токио в размере 204 тысяч долларов, то сегодня главный приз усох до 5 миллионов йен (40 тысяч). Так вот, этот приз в Токио-2001 получил замечательный албанский фильм "Лозунги" режиссера Гьерги Джувани, в котором политика и мелодрама сплетены в плотный клубок. Спецприз жюри (2 миллиона йен) достался философской драме "Под лунным светом" иранского режиссера Резы Мир-Карими. Джувани и Мир-Карими поделили приз "Лучшему режиссеру". Лучшей актрисой названа Луиза Джувани из "Лозунгов", лучшим актером - Эндрю Ховард из жестокой английской гангстерской драмы "Мистер посредник" (Mr In-Between). Специальный приз губернатора Токио также достался "Лозунгам". Высокого накала страсти достигают в немецкой картине "Анам", снятой 30-летней турецкой женщиной-режиссером Букет Алакус. Она родилась в Стамбуле, училась в Германии, в Гамбургском университете в классе российского мастера Александра Митты. Иммигрантка Анам трудится в Гамбурге уборщицей, не покладая метлы и ведра, чтобы заработать на лучшую жизнь для детей. Женская дружба таких же бедолаг, как и она, спасет Анам в трудную минуту. Одним из зрительских фаворитов стала философская комедия юного француза Мишеля Гондри "Человеческая природа" (Human Nature) с участием Тима Роббинса, Патриши Аркетт и Риса Ифанса, выходца из Уэльса. Как клипмейкер Гондри работал с "Роллинг стоунз", Бьорк, Беком, "Оазисом", Шерил Кроу. Продюсером выступил Спайк Джонз, сценарий написал Чарли Кауфман - это команда остроумного авангардного фильма "Быть Джоном Малковичем". Изюминка фантасмагории - трагикомический процесс очеловечивания лесного дикаря. "Человеческая природа" - это сумасшедшая комедия о том, как порой трудно в современном мире быть самим собой, - сказал Мишель Гондри. - Сколько женщин бреют свое тело утром перед тем, как уйти на работу? Почему нельзя лапать красоток на публике? Почему женщины предпочитают властных мужчин, а мужчины предпочитают привлекательных женщин? Можем ли мы продолжать желать то, что уже имеем? Надо ли себя при этом чувствовать виноватым и какую роль в этих ощущениях играют образование и Бог? Вы не найдете ответов на эти вопросы в моем фильме, но по крайней мере хорошо проведете время и почувствуете себя лучше, осознав, что вы не одиноки со своими проблемами". Киргизский фильм "Шимпанзе" (The Chimp) Актана Абдыкалыкова - история 17-летнего деревенского парня. Обидное прозвище он получил за форму ушей. Взросление парня показано в мельчайших деталях и с подкупающей достоверностью. Быт киргизской деревни Абдыкалыков знает как свои пять пальцев и не жалеет усилий, чтобы донести его грубый аромат до зрителей. Картина поэтична и стилистически безупречна. Жюри во главе с Джуисоном отметило главным призом кино из другой экзотической страны и иного сорта - страстное и политически ангажированное. Действие "Лозунгов" происходит в Албании в конце 70-х при диктатуре Энвера Ходжи. Молодой учитель биологии приезжает из Тираны в живописную горную деревушку. Школа старая, обшарпанная, вроде сарая, в классах холодно, парты - рухлядь, а дети... При взгляде на них сжимается сердце. Худенькие восковые лица, одежда изношенная, перештопанная, башмаки стоптанные, в дырках. Нового учителя за отсутствием общежития селят в здании школы, выделяя ему комнатку. Лозунги надо материализовать, руководя классом. Ребятам приходится несколько выходных трудиться на склонах крутых холмов, выкладывая камешками идеологические заклинания. Между учителями идет скрытая борьба за короткие лозунги. Директор и секретарь парткома используют длину изречений как кнут и пряник. Покладистым и угодливым достаются фразы полаконичнее, а вот строптивцы вынуждены воплощать самые многословные фразы. Дети, словно маленькие сизифы, карабкаются на горные склоны. Передают из рук в руки камни, рисуют ими буквы, потом красят камни белой краской, чтобы "народ любовался" издалека. Самое поразительное в фильме "Лозунги" - сдержанность, чувство меры. Казалось бы, в истории с лозунгами напрашивается сатирическое, гротескное преувеличение. Но ни фельетона, ни шаржа нет в показе событий и характеров. Все буднично и естественно. Обычные люди помещены в конкретные обстоятельства. А обычный человек ведет себя как конформист применительно к обстоятельствам, что бы ни утверждали иные философы-романтики. Сегодня, думаю, албанцам, сбросившим в 1991 году оковы тоталитаризма, трудно поверить в массовый гипноз, сковавший этот маленький народ на долгие десятилетия. Пелена с глаз спала. Лозунги осыпались. Хотя один стоило бы начертать: "Не верь лозунгам!" И еще по поводу российского участия, а вернее, неучастия. Когда меня представили новому гендиректору фестиваля Мичиясу Каваучи, он выразил твердое желание восстановить угасшее сотрудничество с российской кинематографией и в качестве первого шага пригласить в жюри - кого бы вы думали? - ну конечно же Никиту Михалкова. Также в рубрике:
|