Внучка Капура стала принцессой
Огнем и мечом по-индийски
Виталий ТРОФИМОВ
 |
Кадр из фильма "Ашока" |
Кино Индии некогда пользовалось бешеным успехом у советского массового зрителя. Двадцать - тридцать лет назад многие индийские картины собирали более 50 миллионов зрителей, но с разрушением сети государственного проката они практически исчезли с российского киноэкрана. Лишь специалисты на фестивалях отмечали мастерство режиссера Миры Наир ("Камасутра"), да видеокомпания "Арена" распространяла последние годы развлекательное индийское кино на видеокассетах. Удивительно, но оно практически исчезло и с экранов телевидения. Многие молодые люди даже не подозревают ныне о существовании индийского кино.
Премьера исторического фильма "Ашока" на нынешнем МКФ "Лики любви", возможно, нарушит эту практику. Ибо фильм малоизвестного у нас сорокалетнего режиссера Сантоша Сивана ("Малли" и "Террористка") сочетает в себе зрелищность американских блокбастеров с индийской красочностью и чувственностью, энергетикой которой заряжен каждый кадр. Масштабная постановка обошлась всего в 7 миллионов долларов и легко вернула в национальном прокате затраченные на нее средства. Каждый год в индийский прокат выходит до 800 художественных лент, из которых лишь десятая часть приносит прибыль. Американские ленты туда попадают в среднем с опозданием на месяц и, как правило, идут лишь на английском языке, которым в крупных городах население свободно владеет (этого, увы, не скажешь о деревне). Основные субсидии в кинопроизводство поступают из музыкальной промышленности. В "Ашоке" тоже есть три-четыре вставных номера с традиционными танцами живота и мелодичным пением. В многонациональной Индии каждый штат (их 25) производит свою кинопродукцию, предназначенную для местного потребления, и лишь язык хинди всех их объединяет. Картина "Ашока" с успехом прошла на таких престижных фестивалях, как венецианский и торонтский. В главной роли принца Ашоки, впервые распространившего идеи буддизма по всей Индии (действие происходит в третьем веке до начала христианской эры), снялся Шан Рукх Хан-суперзвезда индийского кино. В роли таинственной принцессы Каурваки - внучка Раджа Капура Карина. Эта энергичная актриса своим пронзительным взором сразу обращает на себя внимание, хотя ее красота для европейского глаза не очевидна. Превосходный актерский ансамбль выгодно подан оператором и режиссером Сиваном, отдавшим дань антивоенным настроениям. По сюжету принц Ашока, некогда находившийся в изгнании, придя к власти, тут же начинает расширять свои владения. Его войска жестоко уничтожают малейшее сопротивление, объединяя все маленькие княжества под единым началом. Но в финале Ашока прозревает, увидев воочию плоды своих походов, и начинает нести соотечественникам буддийскую религию (ее исповедовала его красавица-жена). Реализм фильма умело дополняют легенды. Так, в нем присутствует волшебный меч, аналог Эскалибура из легенд о короле Артуре, и мистическая белая лошадь. Режиссер великолепно умеет работать с совсем маленькими актерами, что он уже продемонстрировал в "Малли". Излишняя до нарочитости сентиментальность финала несколько снижает его эмоциональное воздействие, но он вполне уместен в этом феерически красивом фильме. В целом картина (в ней есть и мягкий юмор) удалась и ничем не уступает, например, историческим польским блокбастерам ("Огнем и мечом"). Фильм стоит рекомендовать к покупке, ибо нашему зрителю старшего поколения он, бесспорно, придется по вкусу и во многом удивит, так как его режиссура очень современна, даже в подаче традиционных танцев. Но ведь за эти танцы индийских принцев и принцесс экрана мы и любим кино Индии!