Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 13 (7320) 28 марта - 3 апреля 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Светлановские игры

"Марлени" Теа Дорн в Театре имени Гоголя

Ирина АЛПАТОВА
Фото Михаила ГУТЕРМАНА


Сцена из спектакля. С.Брагарник - Марлен Дитрих, С.Крючкова - Лени Рифеншталь

В Театре имени Гоголя актерскую тему возвели в квадрат. На сцене - "стальные прусские дивы" Марлен Дитрих и Лени Рифеншталь. На сцене - блистательные российские актрисы Светлана Брагарник и Светлана Крючкова. Не столько дуэт, сколько квартет. Ироничная дуэль слегка увядших кумиров публики века минувшего. Виртуозная игра друг с другом кумиров нынешних. История и сиюминутность, легенда и быль вновь пересеклись в спектакле "Марлени" Теа Дорн, поставленном Сергеем Яшиным.

Искусство, как известно, требует жертв. Желанная роль - тоже. Впрочем, жертвы эти не столь трагичны, но весомы. Светлана Крючкова, чтобы разделить с публикой метания и порывы Рифеншталь, чтобы вновь встретиться в совместной работе с Яшиным (в родном БДТ она играет заглавную роль в его постановке "Мамаша Кураж и ее дети"), готова раздвоиться между Петербургом и Москвой, кочуя по спектаклям двух столиц. Очаровательная Светлана Брагарник в роли Марлен согласна изуродовать свою внешность до неузнаваемости, превратиться в старуху-клоунессу с клочьями седых волос на почти лысой голове, хрипящую и хромающую. Ну что же, жанр постановки так и определен: психологический гротеск.

Фантазийная история последней, предсмертной ночи Марлен Дитрих, встречи-грезы с Лени Рифеншталь, и впрямь насыщена нервными психологическими всплесками, моментами щемящей искренности и экстравагантным, почти цирковым комизмом. Некогда роскошные туалеты, обратившиеся в ветхое тряпье, похожи на занавес, отграничивающий молодость от дряхлости (сценография Елены Качелаевой). Марлен - Брагарник в этом захламленном мирке - дома. Она шокирует, провоцирует, издевается: выплескивает на сцену содержимое ночного горшка, пьет виски прямо из горлышка бутылки, нахально интересуется интимными анатомическими особенностями негров, выплясывает африканский танец и неуклюже заваливается на спину не в силах удержать осанку. В общем, играется откровенная и достаточно грубоватая пародия на ту, которую когда-то называли "голубым ангелом".

На этом шаржированном фоне Лени - Крючкова и впрямь кажется "стальной прусской дивой". Хотя "дива" - это не про нее сегодняшнюю. Крепко стоящая на ногах дама в мужском наряде и с мужскими повадками отчаянно и активно пытается доказать, что их обеих "списали" рано. Тащит волоком тяжеленную камеру, чтобы (вот смех-то!) устроить импровизированные кинопробы для карикатурной Марлен в роли античной Пентесилеи. Убеждает скорее саму себя в остатках здравомыслия. Но это лишь внешний план, поскольку Светлана Крючкова виртуозно обыгрывает все мыслимые подтексты. Трезвость и отчаяние, твердость и бессилие, оптимизм и безмерная усталость - все это слилось у нее в единый, почти трагический порыв.

Их диалоги скользят на грани политики (Германия 30 - 40-х годов минувшего века властно на это провоцирует) и женских сентиментальных воспоминаний. Они словно бы играют в собственном театре памяти, поочередно вызывая на сцену то зловещие фигуры Третьего рейха, то собственных возлюбленных. Судят друг друга и рыдают, обнявшись. Затевают нелепые репетиции, переходящие в танец. И постепенно сближаются, меняясь внешне и внутренне, превращаясь почти что в одно символическое целое - стареющую одинокую женщину-художника. Всеми забытую, никому не нужную, с тяжелейшим грузом нерастраченных возможностей. Марлен - Брагарник к финалу наконец-то предстанет в традиционном обличье - черный фрак, лакированные туфли, цилиндр на белокурых волосах. Но лишь для того, чтобы поведать о том, что это конец. А "возможная встреча", о которой, быть может, никогда и не грезили реальные "дивы", так и не случилась. Это не страшно. Светлановский дуэт XXI века нам куда интересней.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;