Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 13 (7320) 28 марта - 3 апреля 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрСветлановские игры"Марлени" Теа Дорн в Театре имени Гоголя Ирина АЛПАТОВА
В Театре имени Гоголя актерскую тему возвели в квадрат. На сцене - "стальные прусские дивы" Марлен Дитрих и Лени Рифеншталь. На сцене - блистательные российские актрисы Светлана Брагарник и Светлана Крючкова. Не столько дуэт, сколько квартет. Ироничная дуэль слегка увядших кумиров публики века минувшего. Виртуозная игра друг с другом кумиров нынешних. История и сиюминутность, легенда и быль вновь пересеклись в спектакле "Марлени" Теа Дорн, поставленном Сергеем Яшиным. Искусство, как известно, требует жертв. Желанная роль - тоже. Впрочем, жертвы эти не столь трагичны, но весомы. Светлана Крючкова, чтобы разделить с публикой метания и порывы Рифеншталь, чтобы вновь встретиться в совместной работе с Яшиным (в родном БДТ она играет заглавную роль в его постановке "Мамаша Кураж и ее дети"), готова раздвоиться между Петербургом и Москвой, кочуя по спектаклям двух столиц. Очаровательная Светлана Брагарник в роли Марлен согласна изуродовать свою внешность до неузнаваемости, превратиться в старуху-клоунессу с клочьями седых волос на почти лысой голове, хрипящую и хромающую. Ну что же, жанр постановки так и определен: психологический гротеск. Фантазийная история последней, предсмертной ночи Марлен Дитрих, встречи-грезы с Лени Рифеншталь, и впрямь насыщена нервными психологическими всплесками, моментами щемящей искренности и экстравагантным, почти цирковым комизмом. Некогда роскошные туалеты, обратившиеся в ветхое тряпье, похожи на занавес, отграничивающий молодость от дряхлости (сценография Елены Качелаевой). Марлен - Брагарник в этом захламленном мирке - дома. Она шокирует, провоцирует, издевается: выплескивает на сцену содержимое ночного горшка, пьет виски прямо из горлышка бутылки, нахально интересуется интимными анатомическими особенностями негров, выплясывает африканский танец и неуклюже заваливается на спину не в силах удержать осанку. В общем, играется откровенная и достаточно грубоватая пародия на ту, которую когда-то называли "голубым ангелом". На этом шаржированном фоне Лени - Крючкова и впрямь кажется "стальной прусской дивой". Хотя "дива" - это не про нее сегодняшнюю. Крепко стоящая на ногах дама в мужском наряде и с мужскими повадками отчаянно и активно пытается доказать, что их обеих "списали" рано. Тащит волоком тяжеленную камеру, чтобы (вот смех-то!) устроить импровизированные кинопробы для карикатурной Марлен в роли античной Пентесилеи. Убеждает скорее саму себя в остатках здравомыслия. Но это лишь внешний план, поскольку Светлана Крючкова виртуозно обыгрывает все мыслимые подтексты. Трезвость и отчаяние, твердость и бессилие, оптимизм и безмерная усталость - все это слилось у нее в единый, почти трагический порыв. Их диалоги скользят на грани политики (Германия 30 - 40-х годов минувшего века властно на это провоцирует) и женских сентиментальных воспоминаний. Они словно бы играют в собственном театре памяти, поочередно вызывая на сцену то зловещие фигуры Третьего рейха, то собственных возлюбленных. Судят друг друга и рыдают, обнявшись. Затевают нелепые репетиции, переходящие в танец. И постепенно сближаются, меняясь внешне и внутренне, превращаясь почти что в одно символическое целое - стареющую одинокую женщину-художника. Всеми забытую, никому не нужную, с тяжелейшим грузом нерастраченных возможностей. Марлен - Брагарник к финалу наконец-то предстанет в традиционном обличье - черный фрак, лакированные туфли, цилиндр на белокурых волосах. Но лишь для того, чтобы поведать о том, что это конец. А "возможная встреча", о которой, быть может, никогда и не грезили реальные "дивы", так и не случилась. Это не страшно. Светлановский дуэт XXI века нам куда интересней. Также в рубрике:
|