Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 14 (7321) 4 - 10 аперля 2002г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ТеатрОтчего свиньи не летают?"Очень простая история" в Содружестве актеров Таганки Ирина АЛПАТОВА
На самом-то деле история очень непростая. Столько там всего намешано, что Шекспир отдыхает. Зато наконец-то работает Содружество актеров Таганки, которое в последнее время пребывало в подвешенном и странном состоянии. Спектакли игрались нечасто, несмотря на наличие собственной сцены, которая отдавалась в распоряжение кочующих антреприз. Премьеры тоже заставляли себя ждать, хотя изредка случались, равно как и гастроли. Театр покинул режиссер Алексей Кирющенко, эксцентричные постановки которого весьма оживляли афишу, заодно он увел с собой группу молодых перспективных актеров. В общем, Содружеству надо было напомнить о себе достаточно громко. Формальных поводов было предостаточно. Открытие нового драматургического имени - не юная, но достаточно молодая Мария Ладо из Киева объявлялась "самородком", чье творчество граничит с наивной "первозданностью". Режиссура самого художественного руководителя театра Николая Губенко. Участие в спектакле звезд в лице Зинаиды Славиной и опять же Губенко, а также других самобытных артистов. Попытка как-то трансформировать исконный и уже поднадоевший таганский стиль. Мария Ладо - и впрямь "самородок". Как оказалось, "огни большого города" ее отнюдь не манят. Более того, все, что в этом городе происходит, - абсолютное зло, деяния творятся безбожные и далекие от самоварного патриотизма. Следовательно, держаться надо ближе к земле, к зеленой травке, по которой мирно разгуливает очеловеченный домашний скот. Хотя и там идиллия уже порушена. Зловещим диссонансом в пасторальные сюжеты и куплеты врывается слово "аборт". Произносимое поначалу весьма стеснительно, слово обрастает со временем ужасающими подробностями. Ангелоподобная Свинья с пафосом процитирует прочему зверью статью из медицинской энциклопедии: "Аборт - это ИПБ, то есть искусственное прерывание беременности". Потрясенное стадо откроет пасти и клювы. Озадаченный читатель вправе поинтересоваться: "В чем же, собственно, дело?" А дело в том, что от "залетевшей" деревенской девушки Даши (Мария Федосова) все семейство, включая и незадачливого кавалера Алексея (Владимир Завикторин), требует этого самого ИПБ. И лишь умудренный домашний скот самоотверженно решает спасти "дашкиного детеныша". Для этого кому-то из живности следует покончить жизнь самоубийством. Появившийся в результате этого ангел-хранитель эмбриона не даст свершиться злодейству. Каково, а? Впрочем, сюжетных перипетий в этой истории еще предостаточно, не стоит раскрывать всех секретов. Хотя при известном напряжении творческих усилий все это вполне можно было бы пристойно разыграть как добрую и лиричную сказочку из жизни поселян, некий разноцветный лубок, окрашенный в простоватые тона народного юмора. Именно так вроде бы все и начиналось. Забавная сценография Владимира Арефьева приглашала в мирок деревенской усадьбы: сеновал, стойла, облачка, солнышко. Актеры в "говорящих" одеяниях Натальи Войновой разместились внутри двусторонних деревянных контуров того или иного животного. Старая Лошадь (Елизавета Устюжанина) - в шинели с орденами, поскольку ветеран труда. Юная беременная Корова (Мария Рябкова) - в сапогах-копытцах и модном прикиде. Влюбленная в Хозяина романтическая Свинья (Лидия Савченко) - в розовом халатике и почему-то на пуантах. Петух (Артем Тынкасов) панкует, Пес (Виталий Вашедский) носит майку с портретом Хозяина... И хотя все это здорово смахивает на провинциальный ТЮЗ, актеры рады и подобным "образам", воплощая их с энтузиазмом и страстью, достойными, впрочем, лучшей участи. Увы, Николаю Губенко подобный сюжетец показался недостаточно актуальным, и он властной режиссерской рукой вмешался в происходящее. Нет, заявил он, играть все это мы будем всерьез и с пафосом. И тут же незатейливая пьеска обратилась в звучную и вызывающую политически-патриотическую притчу. Губенко, вооружившись пером, дописал половину текста, причем в стихотворной форме. Привет вам, знаменитые таганские "зонги"! Наделенный разумом домашний скот (явно противопоставленный деградирующему человечеству), выходя из образов, с авансцены выстреливает в публику рифмованными откровениями о цене трудового пота, продажности министров, гримасах демократии и глобальной ущербности современной цивилизации. Речитативом звучат страшилки о том, что негоже губить (и кушать) живые души. Сцена убиения Свиньи играется с шекспировским размахом и надрывом Достоевского, но почему-то в оперно-балетном варианте. После чего Свинья вновь объявляется на сцене, обретя вожделенные крылья, и методично рассказывает о функциях Чистилища, где она, видимо, пребывает. Надрывая душу, готовая умереть Лошадь слезно запевает: "И во спасение ребеночка сейчас отброшу я копыта". Честно признаться, зритель вовсе не роняет выжимаемую из него слезу, но тихо давится смехом. Все это было бы смешно и тянуло на фельетон, если бы не видимая серьезность и искренность порывов как самого Николая Губенко, так и его артистов. Дитя старой Таганки, он, видимо, не умеет, да и не хочет работать по-другому. К тому же хождение во власть не способно породить свежих художественных импульсов. Нет таких примеров. Понятно, что Губенко очень хочется высказаться о наболевшем. И не только в газете и куплете, но и со сцены. А сцена давным-давно живет по другим законам, да и публика подустала. А вы говорите, "очень простая история"... Также в рубрике:
|