Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
АнтиКвар

КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МирВеры

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 14 (7321) 4 - 10 аперля 2002г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Театр

Отчего свиньи не летают?

"Очень простая история" в Содружестве актеров Таганки

Ирина АЛПАТОВА
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ


Сцена из спектакля

На самом-то деле история очень непростая. Столько там всего намешано, что Шекспир отдыхает. Зато наконец-то работает Содружество актеров Таганки, которое в последнее время пребывало в подвешенном и странном состоянии. Спектакли игрались нечасто, несмотря на наличие собственной сцены, которая отдавалась в распоряжение кочующих антреприз. Премьеры тоже заставляли себя ждать, хотя изредка случались, равно как и гастроли. Театр покинул режиссер Алексей Кирющенко, эксцентричные постановки которого весьма оживляли афишу, заодно он увел с собой группу молодых перспективных актеров. В общем, Содружеству надо было напомнить о себе достаточно громко.

Формальных поводов было предостаточно. Открытие нового драматургического имени - не юная, но достаточно молодая Мария Ладо из Киева объявлялась "самородком", чье творчество граничит с наивной "первозданностью". Режиссура самого художественного руководителя театра Николая Губенко. Участие в спектакле звезд в лице Зинаиды Славиной и опять же Губенко, а также других самобытных артистов. Попытка как-то трансформировать исконный и уже поднадоевший таганский стиль.

Мария Ладо - и впрямь "самородок". Как оказалось, "огни большого города" ее отнюдь не манят. Более того, все, что в этом городе происходит, - абсолютное зло, деяния творятся безбожные и далекие от самоварного патриотизма. Следовательно, держаться надо ближе к земле, к зеленой травке, по которой мирно разгуливает очеловеченный домашний скот. Хотя и там идиллия уже порушена. Зловещим диссонансом в пасторальные сюжеты и куплеты врывается слово "аборт". Произносимое поначалу весьма стеснительно, слово обрастает со временем ужасающими подробностями. Ангелоподобная Свинья с пафосом процитирует прочему зверью статью из медицинской энциклопедии: "Аборт - это ИПБ, то есть искусственное прерывание беременности". Потрясенное стадо откроет пасти и клювы. Озадаченный читатель вправе поинтересоваться: "В чем же, собственно, дело?"

А дело в том, что от "залетевшей" деревенской девушки Даши (Мария Федосова) все семейство, включая и незадачливого кавалера Алексея (Владимир Завикторин), требует этого самого ИПБ. И лишь умудренный домашний скот самоотверженно решает спасти "дашкиного детеныша". Для этого кому-то из живности следует покончить жизнь самоубийством. Появившийся в результате этого ангел-хранитель эмбриона не даст свершиться злодейству. Каково, а? Впрочем, сюжетных перипетий в этой истории еще предостаточно, не стоит раскрывать всех секретов.

Хотя при известном напряжении творческих усилий все это вполне можно было бы пристойно разыграть как добрую и лиричную сказочку из жизни поселян, некий разноцветный лубок, окрашенный в простоватые тона народного юмора. Именно так вроде бы все и начиналось. Забавная сценография Владимира Арефьева приглашала в мирок деревенской усадьбы: сеновал, стойла, облачка, солнышко. Актеры в "говорящих" одеяниях Натальи Войновой разместились внутри двусторонних деревянных контуров того или иного животного. Старая Лошадь (Елизавета Устюжанина) - в шинели с орденами, поскольку ветеран труда. Юная беременная Корова (Мария Рябкова) - в сапогах-копытцах и модном прикиде. Влюбленная в Хозяина романтическая Свинья (Лидия Савченко) - в розовом халатике и почему-то на пуантах. Петух (Артем Тынкасов) панкует, Пес (Виталий Вашедский) носит майку с портретом Хозяина... И хотя все это здорово смахивает на провинциальный ТЮЗ, актеры рады и подобным "образам", воплощая их с энтузиазмом и страстью, достойными, впрочем, лучшей участи.

Увы, Николаю Губенко подобный сюжетец показался недостаточно актуальным, и он властной режиссерской рукой вмешался в происходящее. Нет, заявил он, играть все это мы будем всерьез и с пафосом. И тут же незатейливая пьеска обратилась в звучную и вызывающую политически-патриотическую притчу. Губенко, вооружившись пером, дописал половину текста, причем в стихотворной форме. Привет вам, знаменитые таганские "зонги"! Наделенный разумом домашний скот (явно противопоставленный деградирующему человечеству), выходя из образов, с авансцены выстреливает в публику рифмованными откровениями о цене трудового пота, продажности министров, гримасах демократии и глобальной ущербности современной цивилизации. Речитативом звучат страшилки о том, что негоже губить (и кушать) живые души. Сцена убиения Свиньи играется с шекспировским размахом и надрывом Достоевского, но почему-то в оперно-балетном варианте. После чего Свинья вновь объявляется на сцене, обретя вожделенные крылья, и методично рассказывает о функциях Чистилища, где она, видимо, пребывает. Надрывая душу, готовая умереть Лошадь слезно запевает: "И во спасение ребеночка сейчас отброшу я копыта". Честно признаться, зритель вовсе не роняет выжимаемую из него слезу, но тихо давится смехом.

Все это было бы смешно и тянуло на фельетон, если бы не видимая серьезность и искренность порывов как самого Николая Губенко, так и его артистов. Дитя старой Таганки, он, видимо, не умеет, да и не хочет работать по-другому. К тому же хождение во власть не способно породить свежих художественных импульсов. Нет таких примеров. Понятно, что Губенко очень хочется высказаться о наболевшем. И не только в газете и куплете, но и со сцены. А сцена давным-давно живет по другим законам, да и публика подустала. А вы говорите, "очень простая история"...

Также в рубрике:

ТЕАТР

ХРОНИКА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;