Старт Московского Международного фестиваля был ознаменован
фильмом "8 женщин" и явлением на персональную ретроспективу Роже Вадима клана Племянниковых-Вадимов, включая его сестру Элен, сына Ваню и двух актрис, состоявших с Вадимом в браке - Мари-Кристин Барро и Аннет Стройберг. Барро - последняя его жена, вдова, Аннет - легендарная звезда "Опасных связей", вторая жена после Брижит Бардо. Фильм же Озона, где блистают восемь француженок, предъявил нам Катрин Денев, ту из звезд вадимовской плеяды, что появилась сразу после Аннет. Да и сам фильм, обыгрывающий звездные имиджи в несколько травестийном ключе, однако с полным пониманием природы успеха каждой из актрис, настраивал на ностальгический лад: были же когда-то во Франции режиссеры-боги, способные сотворить женщину-легенду, актрису-миф.
Председатель жюри Ч.Айтматов. Нелегкая доля: смотри - не хочу!
Шлейф ассоциаций, порожденных фильмом, откровенно забытовлен: нам предлагают вспомнить, что две из восьми уже играли мать и дочь в "Девушках из Рошфора" (ныне Даниэль Дарье играет бабушку, а Денев - мать), что Фанни Ардан и Катрин Денев были музами Франсуа Трюффо, и данное обстоятельство, как утверждают люди сведущие, породило известную напряженность в их отношениях, что прекрасная Эмманюэль Беар "застолбила" статус новой Роми Шнайдер, тогда как сверстница Роми Катрин была во всем ее антиподом, что Изабель Юппер - это "пианистка", но и "подлинная дама с камелиями". Озон, в общем-то, откровенно стебется над всеми этими светскими сплетнями и галантерейными упаковками, обрамляющими каждую из актрис (две из них, кстати, являются лицами косметических продуктов одной фирмы, трогательная такая встреча геля для умывания с шампунем), но делает это беззлобно, а сборная французских див, которых вся эта "дивная" слава, похоже, достала на все сто, с таким блеском поддерживает предложенные правила игры, что претензий к фильму-безделушке в итоге никаких. Ну разве что сюжет слишком известен, правда, под финал режиссер приберег такой ход, что и эту претензию охотно снимаешь. Не всем же, согласитесь, быть такими, как Вадим. Хочется же иногда чего-то новенького, пикантного.
А.Смехова, О.Кабо, В.Сотникова. Три грации
К сожалению, схожую претензию к конкурсной программе снять пока не получается. Фестиваль только начался, о результатах судить рано и все же. Те несколько фильмов, что удалось посмотреть в конкурсе, кажутся более уместными на фестивале типа "Лики любви". Подобные картины поневоле взывают к тому типу критики, что некоторые коллеги справедливо называют "морализаторской". Но как еще анализировать подобные фильмы? Это, скорее, некие картинки из жизни, призванные сопоставить морально-этические установки зрителя (а впоследствии и критика) с тем, что случается в жизни других. Причем эти самые другие - необязательно какие-то отчаянные экстремалы по жизни, но, например, представители разных этносов и культур. Вот, например, в одной точке нашей планеты принято так, а вот там, на другом меридиане, - иначе. По части же художества, кинематографа как такового особых открытий нет.
Семейство Наумовых и М.Башаров
Ощутима, конечно, разница культур. Так, иранский режиссер, вероятно, в силу целомудрия национальной кинематографической традиции, не опускается до того, чтобы проиллюстрировать тему "сердце, тебе не хочется покоя" кадрами распускающихся почек и милующихся птичек, чем сильно позабавил фильм "Все кувырком" Хеллы Йооф (главный герой полагал, что он гей, но вдруг собрался традиционно жениться, чем сильно переполошил свое окружение). "Зов земли" иранца Вагифа Мусаяна - это, конечно, очень чистое, светлое кино, где трагические обстоятельства не убивают веру в человека как такового, в любовь, извините, за банальность. В непреложную истину - в каждом поколении народ дает миру не только бунтарей, но праведников, не только стоиков, но и романтиков. Уже достижение? Датчане-то больше рефлексируют на тему другую: как размножаться будем...
Семейство Р.Вадима. Жены, сестра и Племянников в гостях у Михалкова
С внеконкурсной программой текущего ММКФ все вроде бы в порядке. Загибаем пальцы после спец-пресс-просмотров для журналистов в зале службы кинематографии: хит на хите! Уже показали и "Поговори с ней" Педро Альмодовара, "Человека без прошлого" Аки Каурисмяки, "Пианиста" Романа Поланского, "Как Гарри стал деревом" Горана Паскалевича, "Сына" братьев Дарденн и многое другое. Однако только "медведями" и "пальмами" эти показы не заполнишь. И вполне закономерно, что подобные фильмы как бы второго ряда (то есть не имеющие ни суперзвездных режиссерских имен в титрах и суперпризов) показали любопытные достижения на кинематографическом поле. Это - прежде всего - уникальная документальная лента "Птицы" ("Кочевники") продюсера Жака Перрена, в коем те самые необязательные "персонажи" множества фильмов и кинозарисовок, птички разных широт, становятся подлинными героями. Картина, по сути, не о жизни птиц. Там дан образ Земли, как ее "видят" птицы, - существа, имеющие отдельный от человеческого способ существования на планете - вне границ, с иным планом бытия, где человек такая же деталь, как и море, дерево, животное или механизм. С другой стороны, эти существа отчетливо напоминают людей. Уникальные наблюдения-съемки (птиц снимали, добившись почти полной синхронности движения камеры с их полетом, достигая ощущения абсолютного присутствия зрителя в процессе) позволяют судить, что у пернатых вполне человеческие представления о любви, заботе, отцовстве-материнстве. Более того, из их жизни возможно вывести категорию судьбы.
В ожидании звезд. Но где же они?
Очень спорная картина "Дождь" - дебют американки Кэтрин Линдберг. Ее можно обсуждать как триллер с инцестуозной подоплекой, но не в русле той самой "морализаторской" критики. На самом деле это фильм о страхе человека перед судьбой, о невозможности подняться над земным, бытовым планом своего существования, понять, как роковое, тебе неподвластное реализуется в повседневном. Кажется, что вот именно этой неоднозначности, спорности со знаком плюс и не хватает конкурсной программе. Замечательно, конечно, что в конкурсе есть новая работа братьев Тавиани, тем более что это "Воскресение" по Толстому. Посмотреть картину следует и для того, чтобы убедиться: именно то самое, что и следовало ожидать от связки Тавиани - Толстой. Марина Влади в роли очередной "старой русской" - самый явный образчик ожидаемого. Это, увы, не случай "приятного ожидаемого" как у Озона в "Восьми женщинах", хотя там режиссерское присутствие поглощается ворохом ассоциаций и клише.
Впрочем, пока на фестивале мы еще не увидели "нашей сборной". Российское присутствие в текущем конкурсе очень ощутимо. Если честно - новые работы Киры Муратовой и Александра Рогожкина, новый фильм Арво Ихо, а также дебют Романа Прыгунова с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли интригуют куда больше, нежели включенные в конкурс ленты статусных мэтров типа Тавиани и Кшиштофа Занусси. Будем ждать.